Животные Севера» и «Животные Африки»
проект по окружающему миру

Юранова Светлана Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa_i_zhivotnye_afriki.docx623.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Животные Севера» и «Животные Африки»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники:  Воспитатели и дети средней группы.

Цель: Расширять знания детей о животных севера. Знакомство детей с характерными особенностями животных севера. Провести сравнительные анализ сходств и различий животных разных поясов обитания.

Задачи:

Обучающие:

Обобщать знания детей о животных севера;

Формировать представления о том, что человек-часть природы.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран;

Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным севера;

Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к стихам, сказкам.

Предполагаемый результат:

Познакомить детей с животными Севера, особенности их внешнего вида; место обитания, питания, пользу в природе;

Изучить с детьми художественную литературу, загадки, стихотворения о животных севера;

Инсталляция  животные севера.

Тематическая неделя животные севера.

Организационный этап

Рассматривание иллюстраций о жизни Севера. Чтение книг. Принимают участие в подборе материала - Раскрыть проблему. Определить цель, наметить задачи; - Составить план основного этапа;

 Основной этап

Планирование деятельности Совместная и самостоятельная деятельность детей. Чтение познавательной литературы. - Оформление в природном уголке макета «Арктика»; - Подбор имеющихся игр; - Изготовление дидактических игр; - Совместная деятельность по плану НОД, ОДРМ; - Беседы, чтение художественной литературы; - Выставка рисунков «Животные и птицы Севера». - Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта.

 Заключительный этап

Опрос детей по теме на знания, полученные в ходе проекта Выпуск газеты по итогам проекта «Животные Севера». Выставка книжек – раскладушек, изготовленных совместно с родителями, содержащих информацию о животных и птицах холодных стран, загадки, стихи.

Инсталляция  животные севера.

Актуальность проблемы

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В ходе изучения данной темы у детей стало возникать много вопросов «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «Зачем моржу бивни?», «Чем отличается Арктика от Антарктиды?» и т. д.

Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о животных севера, развивать интерес к их образу жизни.

Надеемся, что организация НОД, бесед, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о жизни животных позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного.

Занятия с детьми средней группы по познавательно направлению.

Тема: «ЖИВОТНЫЙ МИР полярных районов и крайнего Севера (Арктики и Антарктики).

Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего Севера (Арктики и Антарктики).

Задачи:

Обучающие

- формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

- формирование умения классифицировать животных Арктики;

Развивающие

- Развитие внимания и зрительного восприятия.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера":

Воспитательные

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме

Технология: ИКТ

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус (показываю слайд). Это уменьшенная модель Земли.

Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Там находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега, стужи и живут на Севере.

Пингвины — относятся к нелетающим морским птицам. Самым большим из современных представителей является императорский пингвин (рост — 110—120 см, вес до 46 кг), самые мелкие — малый пингвин (рост 30—45 см, вес 1—2,5 кг). Пингвины питаются рыбой. Под водой пингвины почти не издают звуков, а на суше они общаются посредством криков, напоминающих звуки трубы и трещотки. Пингвины гнездятся большими колониями. В насиживании яиц и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя попеременно. Кормом птенцам служит полупереваренные и отрыгнутые родителями рыба и ракообразные. Детеныши находят убежище от холода в нижних складках родительского живота.

Белый медведь - самый крупный из млекопитающих отряда хищных . Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче ( 200-300 кг). Охотится на нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде .

Морж — очень крупное животное . Длина тела у некоторых особей может достигать 5 метров, а масса доходить до полутора тонн. Средняя длина самца составляет 3,5 метра, вес колеблется в пределах тонны. Самки помельче. Их обычная длина, как правило, 2,8-2,9 метра, масса составляет порядка 700-800 кг. Все взрослые моржи имеют клыки, торчащие у них изо рта. Их длина достигает 60-80 см, а весит каждый не менее 3-х кг. Морж - крупный морской зверь с очень толстой кожей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные, населяют Крайний Север, живут преимущественно у берегов. Пища моржа состоит главным образом из моллюсков и других донных беспозвоночных, иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях моржи могут нападать на тюленей.

Тюлени - это млекопитающие. Известно около 20 видов этих животных. Известно несколько видов тюленей. Длина тюленей составляет от 170 до 180 см, а вес - от 120 до 140 кг. Они сбиваются в колонии, в которых может состоять до десяти тысяч особей. Распространены широко; особенно многочисленны в приполярных широтах. Большинство видов образует на льдах залёжки. Питаются тюлени рыбой и ракообразными. Охотясь на них, тюлени ныряют на глубину до 200 м.

Северный олень- парнокопытное млекопитающее. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. Широкие копыта позволяют перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом. Люди одомашнили северных оленей, а от диких животных отличаются тем, что привыкли к людям и в случае опасности не разбегаются в стороны, а собираются вместе, надеясь на защиту людей. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют их в качестве ездовых животных.

Арктический беляк - заяц, в основном приспособленный к обитанию в полярных и гористых местностях. В среднем достигает в длину 55 — 70 см, весит около 4 — 5,5 кг. Как и другие зайцы, имеет маленький пушистый хвост (5 см) и длинные, мощные задние лапы, которые позволяют ему прыгать по снегу на большой скорости. Его уши — относительно короткие, это уменьшает отдачу тепла. Обладает мехом, позволяющим ему хорошо переносить холод. На дальнем севере он белый круглый год, лишь с чёрными кончиками ушей. Это травоядное животное. Арктический беляк в основном питается деревянистыми растениями. Он употребляет в пищу почки, ягоды, листья и траву.

Художественная литература

1.Г.Снегирев. Пингвинный пляж. К морю. Отважный пингвиненок. Белек.

2.Н.Радченко. Белый медведь. Морж. Северный олень.

3.Е.Чарушин. Кто как живет.

4.М.Пляцковский. Прыгающий домик. Длинная шея. Умка хочет летать. Тулентяй.

5.Юкагирская сказка. Отчего у белого медведя нос черный.

Загадки

Головка и хвост,

Вместо лап – плавники,

Ленив он на льду

И проворен в водице,

Детишек его называют

«Бельки».

Скажи, что за зверь

Возле льдины резвится? (Тюлень).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу кило (белый медведь)

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец).

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же...

Ответ: Пингвин

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Стихотворения

****

Бродят в толстых шубах белые медведи,

Самые большие хищники на свете.

На моржей порою нападать решаются.

Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.

Кроме человека, нет врагов практически

У красавцев этих из пустынь арктических.

****

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — пингвина.

****

Песец, полярная лисица,

Жить в Заполярье не боится.

Песцов от вечной мерзлоты

Спасают шубы и хвосты:

Зверьки под хвостик прячут спины

И спят – без пледа и перины.

****

****

Уважаемый тюлень,

Люди в тундре выжить не смогли бы

Вам не страшно

Без оленей северных, карибу.

Каждый день

На оленей в тундре вся надежда:

Прыгать с этой

Всё от них – и транспорт, и жильё,

Скользкой глыбы,

И еда, и обувь, и одежда…

Без оленей в тундре не житьё.

Глубоко нырять за рыбой?

- Для меня страшнее лень!

Конспект занятия в средней по конструированию.

Тема « Пингвины» пластилин).

Цель: научить детей выполнять поделку « пингвина»

Программные задачи:

Обучающие:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о материках, айсбергах.

2. Уточнить и закрепить знания детей о пингвинах.

3. Учить детей работать по схеме.

Развивающие:

1.Развивать речь, мышление, любознательность, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к животным севера

Материал: пластилин стека подложка

Ребята в Антарктиде живут пингвины. (Показ картинки). Пингвины – это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. Лапы их похожи на ласты, они мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

Сюрпризный момент. (Внести на «льдине» готовый образец пингвина)

- Ой, ребята, посмотрите, к нам на льдине приплыл пингвин, но он один и ему очень грустно и одиноко. А давайте мы для него сделаем друзей, чтобы они все вместе могли плавать на льдинах. А как их сделать я вам сейчас покажу.

Показ воспитателя изготовления поделки с опорой на схему.(Схема)

Поставить готовые поделки на «льдину».

- Ребята, посмотрите, а мне кажется, наш пингвин сразу повеселел. А почему как вы думаете? (Ответы детей.). Как много сразу у него появилось друзей и теперь они дружно отправятся все в путешествие к Антарктиде.

- Ребята, у вас получились очень красивые пингвины. Вы все постарались. Спасибо за внимание.

«Путешествие в Африку»

Содержание тематической недели:

Актуальность

Дети в дошкольном возрасте имеют ограниченные представления о жителях других стран, о природе других климатических зон, о представителях флоры и фауны. Представления ребенка-дошкольника складываются по увиденным мультфильмам, детским книгам и т. д. Часто эти представления не соответствуют действительности. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители. Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Цель:

Создание условий для развития познавательной активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Задачи:

  1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы.
  2. Развитие умения искать и предлагать различные пути решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  3. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, переносить полученные знания на другие сферы деятельности.
  4. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.

Предварительная работа:

  1. Домашний просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и документальных фильмов о природе и животных африканского континента.
  2. Просмотр иллюстраций по теме “Африка”
  3. Подбор художественной и энциклопедической литературы по теме «Животные Африки» совместно с родителями.
  4. Совместно с родителями поиск интересных фактов, познавательной информации из жизни африканских животных, о разнообразии растений, о местных жителях.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный

  1. Модель трёх вопросов.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнать?

В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Кожа у людей там черного цвета.

Во что играют африканские дети?

Какие еще животные живут в Африке?

Какие растения, кроме пальм, там растут?

Какие страны есть в Африке?

Спросить у взрослых

Посмотреть в Интернете

Прочитать в энциклопедии

2. Сбор информации об Африке из разных источников:

- просмотр телевизионных передач, интернет - ресурсов о животных, растениях, народах Африки;

- просмотр мультфильмов «Король Лев», «Крошка Енот», «Доктор Айболит», «Мадагаскар» и др.;

- посещение библиотеки (подбор и изучение художественной литературы: : А. Куприн «Слон», И. Новикова «Мы идем по зоопарку», С. Маршак «Детки в клетке» и др., энциклопедий: «Большая детская энциклопедия», «Животные Африки», «Африканские просторы»);

- просмотр иллюстраций по теме «В мире дикой природы»;

3. Рассматривание карты, нахождение Африки на глобусе.

2 этап – практический

Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута;

Совместное рассматривание атласа «Мир вокруг нас»;

Рассматривание картинок с африканскими сюжетами;

Знакомство с национальной одеждой, музыкальными инструментами;

Выставка детских книг, энциклопедий, атласов по теме проекта;

Рассказы детей об интересных фактах из жизни животных;

Презентация в картинках «Животные Африки»;

Прослушивание аудиозаписи сказки К. И.Чуковского «Доктор Айболит»:

Домашний просмотр мультфильмов: «Катерок» и «Каникулы Бонифация»;

 совместное изготовление животных Африки из любого материала для творчества;

Рассматривание поделок животных, рассказы детей о своей работе

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию», «Живая природа», «Зоопарк»;

Режиссёрские игры: «Строительство зоопарка», «Жизнь животных в зоопарке»;

Художественное творчество: рисование, лепка, конструирование животных и растений Африки, изготовление бус;

Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте;

Разучивание подвижных игр: «Мамба», «Калабаса», «Африканские салки по кругу»,

 3 этап – итоговый

  1. Выставка поделок «Животные Африки»
  2. Создание альбома детских рисунков «Мы по Африке гуляем»
  3. Создание инсталляции «Животные  Африки».

Формы реализации:

  • Исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность (дидактические, подвижные, режиссерские игры).
  • Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
  • Выставки совместных работ (воспитатели + дети).
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование мультимедийных презентаций.

Оборудование и материалы:

1. Глобус, карта мира.

2. Иллюстрации с изображением животных, растений Африки.

3. Схемы для составления описательных рассказов.

4. Художественные книги с описанием Африки, энциклопедии.

5. Мультимедиа ресурсы.

Краткий ход проекта.

Однажды один из детей группы отдыхал с родителями в Египте, вернувшись, он рассказал много интересного о своём путешествии, показал фотографии, сувениры. Другие дети заинтересовались его рассказами, стали спрашивать, где это находится, кто там живёт. Но вопросов было больше, чем ответов. И мы решили узнать об этом. Сначала мы определились с тем, что знаем об Африке: там всегда жарко; там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы; там не бывает зимы; кожа у людей там черного цвета. Потом решили узнать: Во что играют африканские дети? Какие еще животные живут в Африке? Какие растения, кроме пальм, там растут? Какие народы живут? Возникло некоторое замешательство при выборе источников информации. Я навела на мысль, что можно посмотреть в энциклопедии. И тут дети сами стали предлагать разные способы: сходить в библиотеку, спросить у родителей, посмотреть в Интернете. Мы разделились на группы, каждая группа выбрала тему, по которой будут искать информацию:

- какие животные живут в Африке;

- какие растения растут в Африке;

- какие народы живут в Африке;

- интересные факты про Африку.

 Вся неделя была посвящена Африке.

Дети принесли из дома книги о животных, энциклопедии, настольные игры, игрушки животных и др. Мы создали в группе уголок Африки, внесли карту и отметили на ней местоположение Африки. Отметили, что материк окрашен в основном в жёлтый цвет. Из энциклопедии узнали почему. Ещё мы узнали, что в Африке есть горы, саванна, тропический лес. В течение всей недели читали художественные произведения про Африку, играли с животными Африки, собирали пазлы, играли в дидактические игры. Дети узнали много интересного об Африке: какие есть пустыни, реки, какие растения, какие животные есть в Африке, рассматривали иллюстрации, энциклопедии. С помощью опыта узнали, почему верблюды живут в Африке и легко передвигаются по песку. Рассматривая атлас о животных, решили сделать свой – нарисовать животных Африки. Дети обратили внимание на растение пустыни – кактус и решили узнать, зачем кактусу иголки. Оказывается, колючки – это броня кактуса, защищающая его от травоядных животных. Но, не смотря на его колючки, это очень полезное растение и его используют в пище, древности путники использовали кактус, как источник воды в пустыне. Дети решили создать свою коллекцию кактусов – слепить – кактусы получились разные, но все очень красивые.

Посмотрев презентацию на тему: «Все об Африке» (которую нам сделали родители), узнали, что Африка - это континент. Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках. В Африке протекает самая крупная река Нил, есть большое озёро Виктория. В водоёмах утоляют жажду, животные и птицы; здесь же они питаются и охотятся за добычей.

Узнали, что в Африке есть редкие экзотические животные, Например Окапи похож на некий гибрид сразу трех зверей: лошади, жирафа и зебры; Поясохвост - это маленький дракончик длиной 70 см. Он как будто собран из конструктора и когда видит опасность, он сворачивается в клубок и кусает свой хвост.

Дети узнали, кто населяет Африку - это пигмеи, масаи, бушмены, берберы, эфиопы, малагасийцы, какая у них одежда и попытались сами нарисовать эскизы национальной одежды людей. Родители распечатали эскизы масок африканцев и ребята с удовольствием их раскрашивали, потом использовали в сюжетной игре.

Из презентации дети узнали, какие бывают танцы. У жителей Африки есть танцы, где танцуют только женщины или мужчины. У детей нет своих танцев, они танцуют как взрослые. Узнали, что танцы посвящаются охоте, войне, сбору урожая, танцы любви, они исполняются в определенных случаях: например, на свадьбе в честь невесты, приветствия в честь дорогого гостя; особое место занимают исцеляющие танцы - лечебные.

Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку, попытались под неё танцевать. Оказывается, лучше это получается, если использовать маракасы, трещётки.

С помощью родителей один из детей узнал про детские африканские подвижные игры («Мамба», «Калабаса», «Ампе», «Африканские салки по кругу») и рассказал про них остальным ребятам. Дети разучили их и теперь с удовольствием играют.

На заключительном этапе были подведены итоги совместной проектной деятельности, результатом которой стали:

Результаты проекта:

1. Вовлечение детей в интересный и увлекательный мир природы Африки.

2. Знание названий животных и растений, месторасположения континента Африка на карте.

3. Создание благоприятной атмосферы для самостоятельного изучения животного и растительного мира Африки совместно с родителями.

4. Создание инсталляции «Животные  Африки».

Практическая значимость результатов связана не только с возможностью использования подобранного материала в работе с детьми воспитателями. Но самое главное, продуктом проекта могут пользоваться дети.

Считаю, что данный проект помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания о представителях фауны, флоры Африки, применить их в различных видах деятельности. Участие детей в проекте способствовало формированию познавательно активности, элементарной проектировочной деятельности.

Проект  предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Африка и животные Африки» для подготовительной группы

Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья С...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Спортивно-познавательный досуг «Приключения с животными Севера и Африки» в старшей группе

Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера (обогащать и активизировать словарь в названии этих животных, особенности их места жительства, сходство и различие животных). Приобще...

Проект "Животные Севера, Африки и экзотические животные"

Проект знакомит детей с классификацией животных северного континента и африканского. Так-же в проекте речь идет о редких животных. Дидактические игры, в игровой форме знакомят детей  тем, чем пит...

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»...

Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».

Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».Цель: Автом...