Основная образовательная деятельность по окружающему миру "Здравствуй Зимушка - зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Костюк Наталья Витальевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_zimushka_-_zima.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Составила воспитатель: Костюк Н.В.

Познавательно - исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим)

Тема: "Здравствуй, Зимушка-Зима

Цель: Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим) по теме " Здравствуй, Зимушка-Зима! "

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы. Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

Развивающие:

Развивать способность видеть красоту окружающего мира;

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое  развитие, социально - коммуникативное.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Материал и оборудование: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс».

Структура ООД

Содержание ООД

Деятельность

детей

Планируемые результаты

Вводная часть (2 мин)

Установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации.

Организационный момент:

Воспитатель и дети стоят в кругу:

«Собрались все дети в круг.

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

- Ребята, вы любите ходить в гости? (Ответы детей)
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... 
(Зима)
- Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме. На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)
Есть они у детворы, 
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят ... (санки)

Звучит музыка «Снежный вальс».

- К Зимушке-Зиме, мы отправимся на санках. (Воспитатель с детьми имитируют передвижение на санках)

- На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.

Встают в круг, улыбаются друг другу.

Отгадывают загадки

Дети заинтересованы

Основная часть (21 мин.)

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

На доске выставлены картины с зимним пейзажем.

- Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено? (Ответы детей)

- Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой , этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

- Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?

Обращаю внимание детей на волшебную коробочку.
- Ребята, что это за волшебная коробка?
( На столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)
- Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

- Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме? Кто знает, сколько месяцев длится зима? (Три месяца)
- Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
- Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода ? (На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки)
-  Каким стало солнце, небо? (Ответы детей) (Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи)
-  Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых! 
- А сейчас настало время поиграть.

Задание 2 «Жизнь животных и птиц зимой»

Выставляю на доску картинки  животных и птиц в зимний период.

- Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц? 
(Ответы детей)
- Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.

- Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
- Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки на деревьях.

Задание 3. "Снеговик"

- А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
( Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком ,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.) 

Задание 4. «Жизнь растений зимой»

Выставляю на доску картинки  с растениями в зимний период.

- Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это? (Дети высказывают свое мнение)

- Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 5. «Жизнь людей зимой»

Выставляю на доску картинки зимние забавы, зимние праздники.

- Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (Ответы детей)
- Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть (Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.)
- Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица)
- Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 6. Игра «Доскажи словечко»

- Давайте с вами поиграем . Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...
(снег)


Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
(мороз)
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)


Пышный хвост торчит с верхушки. 
Что за странная зверюшка? 
Щелкает орешки мелко. 
Ну, конечно, это...
(белка)


Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает ...
(снеговик)


Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ...
(лед)


Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня … 
(коньки)


Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)


Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый Дедушка...
(Мороз)


Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)


С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой...
(снежинки)

Слушают стихотворение

И.Сурикова.

Отвечают на вопросы.

Обращают внимание на волшебную коробку.

Участвуют в беседе, отвечают на воросы.

Изображают снежинок.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Выполняют физкультминутку, повторяя движения и слова за воспитателем.

Договаривают слово в четверостишие по смыслу.

активно использует ранее полученные знания в беседе

умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;  

активно участвует  в совместных играх

Заключительная часть (2 мин)

Подведение итогов деятельности, рефлексия, поощрение детей.

Рефлексия.

- Молодцы ребята, как дружно вы работали на занятии и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы!
- Ребята, давайте посмотрим, сколько снежинок мы с вами заработали на занятии. Заработанные снежинки помогут нам приготовить панно, для украшения нашей группы к Новому году.

Дети выражают свои эмоции.

Могут использовать речь для выражения своих чувств и мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Зимушка- зима"

-уточнить , закрепить и обогатить словарный запас по теме: "Зима"-закрепить у детейзнание характерных признаков зимних явлений в природе,-развивать связную речь, воображение, образное мышление,-состав...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Зимушки - Зимы"

Конструирование с использованием элементов изготовленных в технике квиллинг....

Непосредственная образовательная деятельность (профилактика речевых нарушений) "Зимушка зима" (средней группе)

Непосредственная образовательная деятельность (профилактика речевых нарушений ) "Зимушка зима" (средней группе)...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...