Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_dikie_zhivotnye.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе  «Дикие животные»

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

- формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

- уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

- способствовать развитию связной речи;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.

«Срочно приходите, Срочно помогите! Происходят чудеса, Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, Нас он всех заколдовал. Мы забыли, кто мы есть, Что нам пить и что нам есть. Выручайте, приходите и нам срочно помогите! »

Жители леса.

Воспитатель: Ну что, отправимся в лес на помощь к животным?

Давайте вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Волшебство сейчас начнется

Стоит палочкой взмахнуть

Детям ярко улыбнется

Позовет в далекий путь.

(Слайд 1 , изображение леса)

Воспитатель: Все животные заколдованы, и чтобы  их расколдовать, нам надо разгадать загадки. Отгадайте про кого это загадка .

«Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой»(медведь) (слайд 2, медведь в берлоге)

(После загадок на экране появляются отгадки-картинки.

 Детям предлагается еще набор картинок предметных, из которых они выбирают нужную и выставляют на доске)

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель: Вот так медведь спит в своей берлоге. Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете? Из чего медведь делает берлогу?

Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется.

Медведь ест ягоды, любит полакомиться рыбкой, которую вылавливает в реке. А за медом он часто ходит на пасеку, где люди разводят пчел.

Воспитатель: Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.

«Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это (белка»). (слайд 3, белка в гнезде)

Воспитатель: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост. Когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево и управляет хвостом, словно рулём. Белочка бережет свой хвостик, постоянно чистит, в сырую погоду старается укрыться в гнезде, чтобы не замочить его.

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

Найдя укромное место в развилках густых хвойных деревьев, белка сплетает из тонких веточек гнездо. Ловко орудуя передними лапками, как маленькими руками, она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар с боковым отверстием для входа. Беличье гнездо называется гайно. На всякий случай белочка сплетает не одно гнездо, а два или три гнезда, чтобы в случае опасности перенести в них бельчат. Белочка устилает гайно мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

Воспитатель:

Белка – дикое, травоядное млекопитающее животное, питается  орехами, семенами хвойных деревьев, любит  ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия.

Воспитатель:

«Хитрая плутовка

Рыжая головка

Пышный хвост-краса

Кто это (лиса»). (слайд 4, лиса в норе)

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Как называется дом лисички?

Дети: Нора.

Воспитатель: Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная .

Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на охоту. Летом корма для нее вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит ящериц, разоряет гнезда птиц, свитые на земле. Охотится за зайцами и водяными крысами, ищет гнезда мышей-полевок. Летом и осенью, когда в лесу созревают ягоды, поспевают плоды, лиса с удовольствием лакомится ими. 

Воспитатель: 

«Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета (заяц)» ( слайд 5, заяц в лесу)

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель:  Вспомните, какую шубку носит заяц весной, и на какую шубку меняет её зимой?

Дети:  Зимой у зайки серая шубка, а весной он меняет её на белую. 

Воспитатель: Чем питается заяц?

У зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев.

Корма зимой в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору.
Нередко заяц скачет по лесу за лосем и подбирает за ним молодые побеги осин.

Воспитатель:

«Кто зимой холодной,

 ходит злой голодный (волк»). ( слайд 6, волк в логове)

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой.

Воспитатель: Посмотрите, у волка тоже есть дом, посмотрите какой он. Его дом называется логовом.

Волчица выбирает укромное место для своего логова, где-нибудь в глубоком овраге, густо заросшем ивняком и ольхой, неподалеку от ручья или возле больших непроходимых болот.

У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках 
добычи – так охотиться легче. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – лосей, оленей, кабанов. Как правило, волки забивают прежде всего слабых и больных животных, поэтому их зовут санитарами леса. Глухой ночью пробираются волки к скотным дворам, овчарням и курятникам

Воспитатель:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить -

Знай, что это … (лось)». ( слайд 7, )

Воспитатель:

Живет в наших лесах одно из самых крупных животных – лось. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, горбоносая морда, высокая холка. Взрослые лоси могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая.

Питается лось Ветками деревьев и кустарников, , а также очень любит болотную растительность.

Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе пропитание.

Воспитатель: Каких диких животных знаете еще?

Воспитатель: Чем же питаются дикие животные?

Дети: травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.

Воспитатель: Как можно назвать животных, которые питаются травой (травоядные).

А животные, которые питаются другими животными называются (хищники).

А, животные которые питаются и растениями и животными (всеядные).

Воспитатель: Вот и расколдовали жителей леса. И приглашают нас немного отдохнуть.

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Дидактическая игра «Назови детенышей»

Воспитатель: Ребята, а у нас еще одно заданье. Я буду читать стихотворение, а вы его будете дополнять:

Летним днем простой тропой звери шли на водопой

За мамой зайчихой прыгал…( зайчонок)

За мамой волчицей топал…( волчонок)

За мамой лисицей крался…( лисенок)

За мамой медведицей шёл….( медвежонок)

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)

За мамой лосихой бежал …( лосенок) 

За мамой ежихой плелся.. (ежонок)

( слайд 8, дикие животные и их детеныши))

Игра «Чей хвост?»

Воспитатель: Животные потеряли свои хвосты. Давайте вернем их.

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе

 «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись»

-Вам понравилось наше приключение?

Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли? Назовите.

Дети: Диким животным.

Каких еще знаете диких животных наших лесов?(лось, кабан, сурок, бобр, олень, мышь)

Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Дикие животные"

Данное пособие поможет обощить и систематизировать знания детй о диких животных....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Как животные готовятся к зиме"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе на тему "Как дикие животные готовятся к зиме"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"

Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.Цель занятия: расширение представления детей о многообразии  животных севера, их особенностях, среде обитания и обра...