Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Как животные готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фешина Ольга Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе на тему "Как дикие животные готовятся к зиме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Как дикие животные готовятся к зиме»

Подготовила воспитатель Фешина О.А

Цель:

Формировать представление о жизни диких животных (волк, медведь, белка, заяц, ёж лиса, лось); умение детей различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия; уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в осеннее время года.). Закрепить умение отвечать полными, расширенными предложениями. Способствовать расширению, активизации и обогащению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; словами-признаками)

Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Словарь: длинноухий, косолапый, зубастый, берлога, дупло, логово, линька.

Материал: иллюстрации по теме, картинки для игры «Кто, чем питается», мяч

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Дикие животные». Проведение дидактических игр: «Кто, где живёт», «Кто, чем питается», «У кого кто».

Чтение рассказов: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат».

 

Ход занятия

Стихотворение «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом.

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели,

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий,

Нагребает листьев в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на занятии?

- Ребята, как вы думаете, почему эти животные называются дикими?

- Ребята, угадайте, какое дикие животное спряталось за таким описанием.

1) Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)

Вопрос детям: Какой медведь?

Ответы детей:( Косолапый, толстый, неуклюжий... )

2) Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

Вопрос детям: Какой медведь?

Ответы детей: (Маленький, белый, трусливый... )

3) Я хитрая и ловкая,

Меня зовут плутовкою.

А мне вот больше нравится,

Когда зовут красавицей. (лиса)

Вопрос детям: Какая лиса?

Ответы детей: (Хитрая, рыжая, пушистая? )

4) Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает. (белка)

Вопрос детям: Какая белка?

Ответы детей: (Ловкая, шустрая, проворная, острозубая...)

5) Серый,зубастый, по полям рыщет,

    Телят, ягнят ищет. (Волк)

  Вопрос детям: Какой лось?

Ответы детей: (Хищный, серый, опасный...)

6) Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый…(лось).

Вопрос детям: Какой лось, если у него большие рога?

7) Не рычу, не грозен с виду,

Но не дам себя в обиду.

От медведя и от волка

Защитят меня иголки. (ёж)

Вопросы детям: Ежик какой?

Ответы детей: (Колючий, маленький, коротконогий)

- Ребята, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.

- Какое время года придёт после осени?

- Скоро в лес придет зима, и жизнь лесных зверей изменится. Поэтому все животные осенью готовятся к зиме.

- Хотите узнать, как? Для этого нам надо отправиться в лес.

В лес сегодня на прогулку,

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

Диких животных

Обязательно найдём.

Динамическая пауза

Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы)

Вот мы и в лесу, вдохните чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных.

Какой мягкий мох под ногами! Идём по нему неслышно, на носочках….. Идите за мной. Пойдёмте по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно за мной ....

После сильного ветра повалились деревья. Нам придётся через них перелезть….

Мы попали в полосу елового леса. Идите осторожно, раздвигайте колючие веточки, приподнимайте их, не уколитесь …

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Зайчик.

- Зачем зайчику белая шубка?

- Ребята, зайчик очень интересно меняет шубку: сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными.

- Кого боится заяц?

- Если выследила его лиса, как ему спастись?

Зайцу помогают быстро бегать сильные задние лапы, при беге он выбрасывает вперед сначала длинные, задние лапы, а потом передние, короткие.

- Где же заячий дом?

Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.

Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь.

- А вот и заячий враг – Лиса

- У рыжей лисы красивая, густая шерсть, длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, ноги короткие, тонкие. Лиса зимой как в валенках, потому, что отрастает густая шерсть у неё на лапах, и они не мёрзнут.

- Как называется жилище лисы?

- На кого она охотится?

- Любит она из-под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

- У лисы хвост длинный, а у зайца……(короткий)

- Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

- У зайца хвост короткий, а уши ……(длинные)

- У лисы шерсть мягкая, а у волка ……(жёсткая)

- У зайца задние лапы длинные, а передние ……(короткие)

- Ёж маленький, а медведь ……(большой)

- Заяц пушистый, а ёж ……(колючий)

Физминутка

По сухой, лесной дорожке

Топ-топ-топ – топчут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки

Если подкрадётся волк

Превратится ёж в клубок.

Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это? Белочка

- Белка - маленького роста, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки.

- Зачем белке большой пушистый хвост?

Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.

- Как белка готовится к зиме? Какой корм она запасает?

- Белочка меняет шерстку?  Объясните, почему?

- Как называется дом у белки?

- В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход сухой травой, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.

 Идем дальше , встречаем волка

- Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, острые зубы. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие, острые когти. У волка прекрасное зрение и слух. Он видит даже в темноте.

-Ребята, как волки готовятся к зиме?

Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.

-Чем питается волк?

- Когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, которая находится недалеко от водоёма.

Пальчиковая гимнастика:

Еж, медведь, барсук, енот.

Спят  зимою  каждый  год

Волка, зайца, рысь, лису,

И  зимой  найдешь  в  лесу.    

Идем дальше , встречаем Медведя

- У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью; большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза, небольшие уши. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками, поэтому его и прозвали косолапым.

- Чем медведь питался всё лето и осень?

На зиму он не делает запасов. Подумайте почему?

- Где спит медведь всю зиму?

- Медведь уже улегся спать в своей берлоге, но оставил для нас задание.

Дидактическая игра «У кого кто?» (с мячом)

Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются.

у лисы кто? А если их много? У лисы – лисенок, а если много – лисята;

у медведя кто? У медведя – медвежонок, а если много – медвежата;

у волка – волчонок, а если много – волчата;

у зайца – зайчонок, а если много – зайчата;

у ёжа – ёжонок, а если много – ежата;

у белки – бельчонок, а если много – бельчата,

у лося – лосёнок, а если много - лосята.

 - Ребята, как вы думаете, нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние?  Конечно, нужно.  У них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька.

Идем дальше , встречаем лося

- Лось очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове – рога. Окраска лося – буровато – черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой ищет сухую траву и ест кору деревьев.

Ребята сейчас я предлагаю вам помочь диким животным. Вам нужно выбрать еду, которой питается животное.

Упражнение «Чем питаются дикие животные»

Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).

Лиса питается мышами (рыбой).

Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).

Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).

Лось питается травой (веточками, корой, грибами).

Нагулялись мы по лесу, пора возвращвться в детский сад.

Рефлексия.

С кем мы сегодня встречались в осеннем лесу? Почему они называются дикими? Как они готовятся к зиме? Как нужно относиться к животным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Как дикие животные готовятся к зиме»

: Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.- уточнить представления о сезонных измен...

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...

Конспект открытого занятия по окружающему миру "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект ООД по окружающему миру "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект занятия в младшей группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект занятия во второй младшей группена тему: «Как дикие животные готовятся к зиме» Цель: Формировать у детей общее представление о том, как дикие животные готовятся к зиме.З...