Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Танага Ирина Анатольевна

Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления о насекомых.

Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Добиваться полных ответов.

Познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (оттисками картофельных штампов).

Развивающие:

Способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать

Расширять и уточнять словарь по теме «Насекомые».

Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: интерактивная доска, презентации по темам «Загадки о насекомых», «Угадай насекомое по силуэту», демонстративный материал, картинки с изображением насекомых, листы белой бумаги, карандаши, краски, шаблоны картошки, ватные палочки.

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов, сказок о насекомых. Заучивание стихотворений, потешек, загадок. Рассматривание фотоиллюстраций насекомых. Наблюдение на прогулке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Насекомые»

Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления о насекомых.

Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Добиваться полных ответов.

Познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (оттисками картофельных штампов).

Развивающие:

Способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать

Расширять и уточнять словарь по теме «Насекомые».

Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: интерактивная доска, презентации по темам «Загадки о насекомых», «Угадай насекомое по силуэту», демонстративный материал, картинки с изображением насекомых, листы белой бумаги, карандаши, краски, шаблоны картошки, ватные палочки.

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов, сказок о насекомых. Заучивание стихотворений, потешек, загадок. Рассматривание фотоиллюстраций насекомых. Наблюдение на прогулке.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее весеннее настроение своим друзьям, поделимся улыбкой.

Ребята, какое у нас время года?

Дети: Весна.

Давайте с вами поиграем. Я буду вам бросать мячик, а вы называть, что происходит весной в живой и неживой природе? Свое предложение начинаем со слова: «Весной…»

Воспитатель: первой игру начну я. Весной ярче светит солнце.

Дети: Весной прилетают птицы с юга.

- Весной тает снег.

- Весной текут ручьи.

Весной появляется трава.

- Весной распускаются цветы.

- Весной становится теплее.

Воспитатель: ребята, а как изменился день весною? Вы стали больше времени проводить на улице?

Дети: да.

Воспитатель: А как вы думаете почему?

Дети: Весной прибавился день.

Молодцы, все знаете.

Презентация «Насекомые»

Теперь я вам загадаю загадки. После каждой загадки и правильного ответа детей, появляется иллюстрация с насекомым.

Загадки.

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

На ромашку у ворот,

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

Чернокожий карапуз,

Не по росту тянет груз. (Муравей.)

Домовитая хозяйка,

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

Какая коровка, скажите, пока,

Ещё никому не дала молока? (Божья коровка.)

Воспитатель: Ребята, а скажите, как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, жука, муравья, пчелу и божью коровку?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно, это насекомые.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи? Что есть у всех насекомых?

Дети: У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, глаза, лапки.

Воспитатель: ребята, а что есть у пчелы? Почему мы боимся пчел?

Дети: пчела может ожалить.

Воспитатель: А чем пчела жалит?

Дети: У пчелы есть жало.

Воспитатель: Ребята, а чем насекомые отличаются друг от друга?

Дети: Насекомые отличаются внешним видом, у них разная окраска.

Восп.: А как насекомые передвигаются?

Дети: Бабочки летают.

Восп.: Значит, что есть у бабочки?

Дети: У бабочки есть крылья.

Восп.: А у всех насекомых есть крылья?

Дети: Нет. (крыльев нет у муравья)

Восп.: а как они передвигаются?

Дети: они ползают.

Восп.: Значит насекомых можно разделить на «Летающих» и «Нелетающих». (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет - «нелетающие»).

Вос: Какую пользу приносят насекомые?

Дети: Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед, муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой.

Восп.: Ребята, а все насекомые приносят пользу? Как вы думаете, муха приносит пользу?

Дети: нет.

Восп.: Да, ребята мухи являются разносчиками инфекций.

Восп.: ребята, а чем питаются гусеницы?

Дети: гусеницы питаются листьями?

Восп.: как вы думаете, они этим наносят вред растениям?

Дети: да.

Восп.: Да, гусеницы поедают листья и растения могут погибнуть.

Восп.: ребята, но все равно, все насекомые нужны. Они живые и мы должны относиться к ним бережно.

Работ а с интерактивной доской

Игра «Четвертый лишний» Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на картинки и скажите какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.

Бабочка, жук, комар, медведь.

Лишний медведь, потому что он не относится к насекомым

Муравей, кузнечик, муха, снегирь.

Лишний снегирь, потому что это птица

Божья коровка, волк, лиса, заяц.

Лишняя божья коровка, потому что все остальные животные

Игра на интерактивной доске 

«Угадай насекомое по силуэту»

Дидактическая игра «Подбери признак».

Бабочка (какая?) – пестрая, красивая, разноцветная, порхающая, легкая.

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, коричневый, усатый, быстрый.

Воспитатель: Героями каких детских произведений были насекомые? Назовите авторов этих произведений.

Дети: Муха -Цокотуха (К.Чуковский)

«Тараканище» (К.Чуковский)

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку с нарисованной на ней божьей коровкой. Расскажите о божьей коровке.

Восп.: что есть у божьей коровки?

Дети: голова.

Восп.: На какую геометрическую фигуру похожа голова божьей коровки?

Дети: голова похожа на полукруг.

Восп.: А что еще есть у божьей коровки?

Дети: Тело, лапки, крылья, глазки.

Восп.: А на какую геометрическую фигуру похоже тело божьей коровки?

Дети: Тело божьей коровки похоже на овал.

Восп.: ребята, а какого цвета божья коровка?

Дети: У нее ярко красная спинка с черными точками.

Воспитатель: А еще, ребята, окраску божьей коровки называют предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и их не клюют. Божья коровка хищница, питается тлей, личинками жуков, приносит пользу для людей, сельскому хозяйству.

На интерактивной доске появляется божья коровка.

Воспитатель: посмотрите, ребята, кто залетел к нам в гости. Божья коровка рассказала, что налетел ураган и унес всех её друзей, она просит вас помочь их вернуть. Поможем божьей коровке вернуть ее друзей? А как мы это сделаем? В результате обсуждения предложений детей, пришли к выводу, что божьих коровок нужно нарисовать. Перед сложной работой потренируем руки.

Пальчиковая гимнастика: «Божья коровка».

Платье в горошек у божьей коровки, (дети указательным пальцем в воздухе рисуют круги)

Божью коровку пальцем не трогай (дети указательным пальцем грозят)

Пусть уползает зеленой дорогой (указательными и средними пальцами «ходят» по столу)

Пусть улетает синей дорогой (ритмично взмахивают руками крылышками)

Пожалуйста, божью коровку не трогай! (кладут левую ладонь на грудь, закрывая сверху правой ладонью).

Ребята, а теперь приступим к работе, нарисуем сами божьих коровок. А рисовать мы будем необычным способом. Мы будем рисовать с помощью картофеля.

Повторение с детьми этапов работы.

Самостоятельная работа:

В процессе работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Подведение итогов.

Какие красивые божьи коровки у вас получились!

Выставка работ детей.

Вам понравилось наша работа?

Итог. О ком мы говорили на занятии? Каких насекомых вы знаете? На какие две группы можно поделить насекомых? Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относиться к ним?

Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.

Рефлексия.

-Ребята на доске изображены два больших солнышка: веселое и грустное, но они без лучиков. Если вам понравилось занятие, возьмите по одному лучику и украсьте веселое солнышко, если не понравилось, то украсьте лучиком грустное солнышко.

Я тоже хочу украсить своим лучиком веселое солнышко, потому что мне понравилось, как вы работали.

Беседа «Что бывает весной»

Загадки о насекомых

3

Игра «Четвертый лишний»

4

Нетрадиционное рисование «Божья Коровка»

(отпечаток картофелем)

5

Рисование пальчиком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»

Воспитывать интерес к математическим занятиям.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Закрепить представления детей о геометрических ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Семейный бюджет»

Финансовая грамотность – это умение планировать семейный бюджет, сохранять и преумножать собственные денежные средства, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим близким. Именно поэто...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:-Упражнять в счете в пределах 12 в прямом и обратном порядке.-Закрепить знания о составе чисел в пределах 12 из двух меньших чисел.-Закрепить знания о последовательности дней недели, ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Неделя бобра»

Данная методическая разработка представляет собой серию занятий организованной образовательной деятельности, объединенных одной темой и посвященных самому известному обитателю Воронежского государстве...