Методическая разработка программы дополнительного образования «Лаборатория чудес»»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Дуппор Елена Владимировна

Ведущей идеей программы «Лаборатория чудес»,  заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений  дошкольников. Новизной данной программы является комплексное использование известных  элементов и современных методик детского  экспериментирования.

Программа разработана на 2 года обучения, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем, которые  развиваются  по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программы в целом на каждом году обучения в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и  усложнением соответственно возрасту детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ped._chteniya.docx763.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка программы дополнительного образования  «Лаборатория чудес»»

МБДОУ №109

 Воспитатель : Дуппор Е.В.

 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухамлинский .В.А.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность это естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в процессах социализации, познавательно - исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь поиском знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. В нашем детском саду  № 109 мы реализуем программу дополнительного образования «Лаборатория чудес». Ведущей идеей, которой заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений  дошкольников.

Известно, что важным критерием в  подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности к знаниям. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность  через развитие познавательного интереса.

 Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования, ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально-отзывчивым. В школе востребована  творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское и  творческое отношение к миру.        Планируя работу  по  программе дополнительного образования «Лаборатория чудес» мы поставили перед собой цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Для реализации поставленной цели мы  определили критерии реализации программы. Эти критерии  определили  для  нас  задачи:

  •  Приобщение детей к опытно- экспериментальной деятельности.
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности .
  • Расширение перспектив познавательно- исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные и преобразующие действия.
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

В результате освоения содержания программы предполагаться:

  • Формирование у воспитанников устойчивых научных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применение знаний на практике.
  • Классифицируют и группируют предметы по общим качествам и характерным признакам.
  • Используют эталоны как обозначенные свойства и качества предметов .((цвет, форма, размер, материал ит.д.).
  • Обследуют предметы с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  • Получают удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняют обследовательские действия.
  • Получают начальные умения формулировать гипотезу исследования, доказывать ее, применяя простейшие научные знания, формулируя необходимые выводы.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в МБДОУ № 109 была создана и оснащена  « Лаборатория чудес», которая включает в себя: микроскоп, наглядные пособия, основное оборудование и материалы, интерактивное оборудование, а также множество «ЭВРИКИ» и «ФИКСИКИ» игр, собраны различные  коллекции. Среда лаборатории содержательно насыщена, трансформируема,  вариативна, доступна и безопасна.

При этом  мы используем разные методы работы:

-Метод экспериментирования

-Метод наблюдения

-Словесные методы

-Игровые методы

-Методы, используемые при проведении экспериментов.

-Метод проектов.

Ведущей идеей программы «Лаборатория чудес»,  заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений  дошкольников. Новизной данной программы является комплексное использование известных  элементов и современных методик детского  экспериментирования.

Программа разработана на 2 года обучения, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем, которые  развиваются  по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программы в целом на каждом году обучения в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и  усложнением соответственно возрасту детей.

 Учебный  курс содержит разделы:

1 раздел. Работа с микроскопом.

2 раздел. Вода и её свойства.

3 раздел. Воздух.

4 раздел. Земля.

5 раздел. Соль.

6 раздел.  Сам себе исследователь.

7.раздел. Материалы

8.раздел. Растения.

9раздел. Животный мир.

10раздел.Защита проектов «Хочу все знать»

Нами была собрана картотека игр и занимательных экспериментов, которые мы использовали на практике. Составлены конспекты занятий, имеющие  определенную структуру,  организуется в форме партнерской деятельности,  при которой дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Каждый раздел состоит из серии занятий последовательного изучения темы, закрепления материала, игр –экспериментов итоги   которых вытекает в детский  проект. На занятия у нас традиционно приходит профессор Всезнайкин, он ставит перед детьми проблему для выполнения того или иного эксперимента. В итоге помогает сделать выводы и зафиксировать их как итог исследовательской деятельности, проговаривать его вслух,  тек как следующее исследование, как правило, базируется на полученных знаниях предыдущего исследования.

Например: Раздел «Соль». Первый год обучения. Темы занятий: «Соль и ее свойства», «Способы и места добычи соли», «Кто в воде не тонет?», «Для чего служит соль?».  Второй год обучения Темы занятия; «Соль и свойства соли сохранять.», «Соль бывает разная», «Действие соли , понятие «засоленная почва»» (полезна ли соль растениям ,которую человек использует в пищу , так как человек и растения используют разные виды соли.), «Получение искусственного инея из соли».

Особенно интересна в нашей «Лаборатории чудес»  работа с микроскопом:  в ней   дети познакомились с устройством микроскопа, узнали, что клетки бывают разные, рассматривали листья комнатных растений, овощей и фруктов, листья деревьев осенью. Увидели  живой мир в капле воды, жизнедеятельность живых клеток дрожжей. Узнали что такое микробы и бактерии.  Рассматривали объекты живой и  неживой природы. Учились сравнивать  объекты: соль и сахар. Как выгладят лимонная кислота и сода. Чем отличаются  песок от глины или камня. А сколько было восторга при рассматривании   объектов рукотворного мира под микроскопом: ткани, бумаги, шерсть, хлопок.   Рассматривали насекомых : мух, пауков, пчел, бабочек, жуков, перья птиц, шерсть животных, и даже собственные волосы.

На занятиях мы широко используем интерактивное оборудование, нами была собрана картотека развивающих мультфильмом и фильмов, иллюстративного материала,  через которые нам удается более полно и гораздо интереснее для детей  показать детям изучаемый материал. Каждая серия занятий дает возможность каждому ребенку проявить себя, закрепить свои знания, высказать свои предположения, узнать что-то новое. Успехи наших детей реализованы в проектах : «Волшебница вода», «Воздух наш друг или враг», «Загадочный космос», «Пшеница – что это такое?».

  1. Программа  дополнительного образования «Лаборатория чудес»  позволила нам сформировать  у воспитанников устойчивые научные знания  и представления, сформировать исследовательские умения, а также самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности,  позволила каждому воспитаннику применить свои знания в процессе своего проекта, такая форма работы дала нам хорошие  результаты на практике. раздел.  Работа с микроскопом.(1 час)

№ 2 Конспект НОД  Тема: «Знакомство с микроскопом – первые шаги» 

Задачи: :

Познакомить детей с микроскопом, его устройством, назначением,  обогащать словарный запас детей.

 Формировать навыки обращения с микроскопом, развивать любознательность и интерес к исследованиям, соблюдая технику безопасности в лаборатории.

 Учить детей сравнивать разные объекты по средствам исследовательской деятельности экспериментируя с ними.

Оборудование: микроскоп, кристаллы соли и кристаллы сахара, кристаллы лимонной кислоты,  предметные стекла, , пинцет. стаканчики с водой , трубочки для коктейля. Иллюстрации схемы : «микроскоп» на каждого ребенка, цветные карандаши.

Наглядные средства для видео  оборудования: иллюстрации схемы : «микроскоп», фотографии: кристаллы соли и кристаллы сахара, лимонной кислоты, Мультфильм «Фиксики»-микроскоп. C:\Users\1\Desktop\даборатория\img21.jpg

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию. - Для чего нужна лаборатория? (Ответы детей).

В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:

  • Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
  • При работе с веществами не берите их руками.
  • Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
  • И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
  • Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
  • Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
  • Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
  • Ты работу завершил, все на место положил.

Воспитатель:

В микроскоп ученый смотрит,

 Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки

Весь в работе, весь в науке.

 Воспитатель: ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого). Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать учеными и познакомиться с ученым научной школы «Родничек», профессором Всезнакиным, который поможет  открыть свою научную лабораторию, и познакомит нас с удивительным миром  микро страны, в которую можно попасть только с помощью проводника микроскопа.- Вы согласны?

(Входит профессор Всезнайкин)

Воспитатель:

 Уважаемый профессор Всезнайкин. принес нам необычный предмет из своей лаборатории. Что это? Правильно это простые кристаллы или песок с кухни нашей мамы. Но профессор настаивает чтобы мы с вами рассмотрели их  через  вот этот сложный механизм. Он хочет, чтобы мы с ним познакомились и научились им пользоваться. - Как называется этот предмет? (Ответы детей). - Обратите внимание на микроскоп это очень сложный механизм, он состоит из нескольких важных частей.

(Рассматриваем схему «микроскоп» и  закрашиваем ее разными цветами.)

 Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.

 Окуляр - это часть микроскопа, которая находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.

Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. - Как вы думаете, для чего нужен микроскоп? (Ответы детей). - Правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так.

Профессор Всезнайкин задает вам вопрос:

- Люди каких профессий используют в работе микроскоп? (Медики, ученые и др.)

Какие детали есть у микроскопа? (Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки и т.д.)

Воспитатель с детьми рассматривает через микроскоп кристаллы отмечают их различие находят сходство с фотографиями на столе. в увеличении.

(Садятся за столы с оборудованием )

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поэкспериментировать с нашими кристаллами, перед вами стоят стаканчики с водой.

Что мы можем сказать о воде , какая вода? Обследуйте ее пожалуйста.

(Дети обследуя воду говорят , что вода чистая, прозрачная,  теплая, холодная, мокрая…..)

Воспитатель:  возьмите пробирку номер 1 и высыпите в 1 стаканчик, размешайте и с помощью трубочки попробуйте, что это?-(сладкая) 

 возьмите пробирку номер 2 и высыпите в 2 стаканчик, размешайте и с помощью трубочки попробуйте, что это?-( соленая) 

 возьмите пробирку номер 3 и высыпите в 3 стаканчик, размешайте и с помощью трубочки попробуйте, что это?-(кислая)

Вывод: кристаллы №1 – это сахар, №2- это соль, №3- лимонная кислота.

Вода является растворителем, она растворяет кристаллы и приобретает вкус.

Заключительная часть

Профессор Всезнайкин прощается с нами и  предлагает нам просмотреть мультфильм «Микроскоп» (Просмотр мультфильма.3 мин.)

 Рефлексия: - Какие открытия вы сегодня сделали в научной лаборатории? - Какое исследование было самым интересным? - Чтобы вы хотели рассказать родителям о своей сегодняшней научной деятельности в лаборатории?

№ 2 Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом. Что такое клетка»

Задачи:

 Познакомить детей с микроорганизмом – клеткой фикуса и  лука .

  Закрепить знания детей о микроскопе,  и его частях, продолжать учить пользоваться микроскопом;

 Учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом, при этом активизируя  словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, микроорганизмы, клетки, ядро пластиды;

Развивать любознательность, внимание, интерес к исследованиям

Оборудование: микроскоп, фикус, луковицы разного цвета, предметные стекла, , пинцет, скальпель, стаканчики с водой , краски , салфетки. Иллюстрации схемы : «клетки» на каждого ребенка для рассматривания.

Наглядные средства для видео  оборудования: иллюстрации схемы : «микроскоп», фотографии: фикуса лука под микроскопом; Мультфильм «Клетка». C:\Users\1\Desktop\даборатория\img18.jpg

Раздаточный материал: Модель схема -«Клетка», стаканчик с водой , гуаш разного цвета, гигиеническая салфетка.

Предварительная работа: Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание иллюстраций с видами микроорганизмов.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию к профессору   Всезнакину. чтобы отправиться в новое путешествие в микространу.

 В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:

  • Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
  • При работе с веществами не берите их руками.
  • Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
  • И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
  • Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
  • Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
  • Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
  • Ты работу завершил, все на место положил.

Воспитатель: Профессор для нас принес сегодня новое задание, цветок Фикуса и три луковицы. А для чего? Интересно?

Профессор: Мне пришло письмо от Дюймовочки. Она пишет:. Дюймовочке мама прислала фотографию , по которой она сможет найти свой цветок, на катаром она  когда-то выросла. Но помочь определить этот цветок мы сможем с помощью микроскопа.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы узнали, как называется этот предмет? (Ответы детей). Воспитатель: Дети, напомните мне пожалуйста, из каких частей состоит микроскоп? (Ответы детей). - А объектив что это такое? - Правильно, самая важная часть микроскопа! - Почему она самая важная? (Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло). - Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки. - А окуляр – что это? (Это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли). - Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. - А кто помнит что такое предметный столик? (Это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть). - Как вы думаете, для чего нужен микроскоп? (Ответы детей). - Правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так. - Ребята, а вы знаете, что все живое состоит из маленьких микроорганизмов, которые называются – клетки. - Ребята, почему мы их не видим? - Что это за клетки? (Ответы детей). - А как же люди про них узнали? (Ответы детей). - Правильно, их можно рассмотреть под микроскопом. - Сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом кожицу репчатого лука, а затем тонкий срез листика комнатного растения – фикуса. Дети поочередно подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают образцы. Воспитатель: Дети, расскажите что вы увидели там? - Это клетки. - Клетки лука и фикуса похожи или отличаются? (Отличаются, они разного цвета) - Правильно, внутри клеток фикуса есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет. - Сейчас я покажу вам картинки с клетками. Дети рассматривают картинки с клетками. Воспитатель: Как вы заметили на этих картинках, клетки бывают разные. - Ребята, теперь мы знаем, как можно помочь Дюймовочке? (Ответы детей).

Вопитатель: Ребята а у нашего профессора луковицы разного цвета, как так ? Цвет придает растению вещество «Пентин», он может быть разного цвета как наши гуашевые краски, давайте и мы поиграем с красками.

(Проходят за столы)

Опыт: Шагающие краски.

Оборудование: Гуашь разного цвета, кисть, стаканчики с водой, салфетки нарезанные на полоски.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поэкспериментировать с нашими красками, перед вами стоят стаканчики с водой.

Что мы можем сказать о воде , какая вода? Обследуйте ее пожалуйста.

(Дети обследуя воду говорят , что вода чистая, прозрачная,  теплая, холодная, мокрая…..)

Воспитатель:  Сейчас мы видим что вода чистая , прозрачная , можно проверить, возьмите кисточку и опустите ее в воду, что вы видите.

(Дети рассматривают говорят , что кисть видно, но она  отличается по цвету, так как намокла, и на поверхности как бут-то надломлена, вода изменила внешний вид кисти)

Воспитатель: Как вы думаете что будет если в воду положить краску?  

(краска окрасит воду так как мы знаем что вода растворяет вещества, дети выполняют)

Воспитатель: Ребята а вы хотите увидеть как наши краски смогут для нас шагать? (предлагаю поставить стаканчики рядом и разложить салфетки)

Заключительная часть Рефлексия: - Смогли мы или не смогли помочь Дюймовочке? - Что нового мы с вами узнали? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Смогли ли наши краски сегодня шагать?

№ 3 Конспект НОД  Тема: «Знакомство с микроскопом .Капля из грязной лужи»

Задачи:

 Установить благоприятные и неблагоприятные условия ,для

жизнедеятельности и существования простейших.

Познакомить детей с объектам «Водой» как средой обитания микроорганизмов.

 Формировать навыки обращения с микроскопом, развивать любознательность и интерес к исследованиям, соблюдая технику безопасности в лаборатории.

 Учить детей сравнивать разные объекты по средствам исследовательской деятельности экспериментируя с ними.

Оборудование: микроскоп, соль и  сахар, кристаллы лимонной кислоты,  предметные стекла, , пинцет. стаканчики с водой , увеличительные стекла.

Наглядные средства для видео  оборудования: иллюстрации схемы : «микроорганизмы», фотографии: инфузория туфелька.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию воды.

Поиграем в игру «Вода бывает какая?»

В море- , В озере, В реке-, В болоте-, В бутылке-, В кране-, В океане-

(Ответы детей).

В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:

  • Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
  • При работе с веществами не берите их руками.
  • Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
  • И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
  • Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
  • Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
  • Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
  • Ты работу завершил, все на место положил.

Воспитатель: Для работы в нашей лаборатории нам понадобится: 

Наберите немного воды в грязной луже ,(лучше, чтобы лужа была на земле, а не на  асфальте). Сделайте препарат «висячая капля» : берем специальное стекло с углублением из набора. Положите его горизонтально. Теперь

возьмите покровное стеклышко, капните на него чуть-чуть жидкости

(например, капля грязной воды), осторожно переверните так, чтобы капля

находилась внизу и положите на углубление в предметном стекле .

рассмотрите препарат под нижним светом, используя среднее и большое

увеличение. Вы увидите микроскопические создания.  Неподвижные – это

представители растений: круглые одиночные клетки – это водоросли

хлореллы. Подвижные – это крохотные животные, чаще это инфузория –

туфелька. Тело их покрыто ресничками, которые дружно крутятся вокруг

своей оси и передвигают инфузорию в жидкости. На теле расположено

углубление - клеточный рот. Реснички загоняют туда еду (бактерии, дрожжи

и водоросли) пища двигается по клетке, пока не переварится, ненужное

инфузория выбрасывает наружу. Инфузория одна из умных и сложных

простейших. Есть еще жгутиковые клетки. Они передвигаются при помощи

жгутиков. Они вертятся как винт у парохода, и продвигают микроорганизм.

Они питаются и светом и окружающими их простейшими животными.

Например. Один из жгутиковых – это вольвокс. Он выглядит как большой

шар, состоящий из множество клеток. Понаблюдайте и за его движением,

если его обнаружите. Дети рассматривают и зарисовывают увиденное.

Профессор Всезнайкин посмотрите что для нас принес. (Глобус)

Воспитатель: Что это ? Что такое глобус? Что обозначает голубой цвет на глобусе? Правильно это моря и океаны, реки и озера , все это вода.

 

Профессор Всезнайкин.  А еще вода является средой обитания для более больших организмов, таких как рыбы , насекомые, грызуны и даже млекопитающиееся. Вода окружает весь земной шар. Без воды и мы с вами не сможем жить. Водой пользуемся мы каждый день: пьем, готовим, моемся.

Мы посмотрим мультфильм и узнаем как вода помогает человеку. Заключительная часть

Профессор Всезнайкин прощается с нами и  предлагает нам просмотреть мультфильм (Мультфильм «Секреты воды» 1 часть.РУСГИДРО

 Рефлексия: - Какие открытия вы сегодня сделали в научной лаборатории? - Какое исследование было самым интересным? - Чтобы вы хотели рассказать родителям о своей сегодняшней научной деятельности в лаборатории?

№ 3 Конспект НОД  Тема: «Знакомство с микроскопом . Капля из вазы с цветами»

Задачи:

Цель: найти отличия от капли из лужи, установить наличие

микроорганизмов.

Продолжать знакомить  детей с объектам «Водой» как средой обитания микроорганизмов. Расширять словарный запас по средствам дидактических игр

 Формировать навыки обращения с микроскопом, развивать любознательность и интерес к исследованиям, соблюдая технику безопасности в лаборатории с играми с водой.

 Учить детей сравнивать разные объекты по средствам исследовательской деятельности экспериментируя с ними.

Оборудование: микроскоп, лимонная кислота, сода, бутылка , воронка, воздушный шарик, предметные стекла,  пинцет. стаканчики с водой , увеличительные стекла.

Наглядные средства для видео  оборудования: иллюстрации схемы : «микроорганизмы», фотографии: бактерии. 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию воды.

Поиграем в игру «Вода бывает какая?»

Вода с солью-, Вода с сахаром-, вода с минералами-, вода с содой-, вода с лимоном-, вода с кислотой-, вода с молоком- , вода со льдом…..

(Ответы детей).

В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:

  • Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
  • При работе с веществами не берите их руками.
  • Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
  • И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
  • Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
  • Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
  • Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
  • Ты работу завершил, все на место положил.

Воспитатель: Для работы в нашей лаборатории нам понадобится: 

Отлить немного воды из вазы, чем дольше стоят цветы в воде, тем лучше.

Сделайте «висячую каплю» и рассмотрите ее на среднем и большом

увеличении под нижним светом. Постарайтесь найти микроорганизмы.

Вывод: в капле из вазы их может не быть или очень мало, так как ваза с

цветами представляет собой закрытый, изолированный мир, в который

трудно попасть новому микроорганизму, а лужа открыта всем из земли, с

растений, с проходящих мимо животных). В луже в воду попадает солнечный

свет, хорошее условие для существования водорослей.

Профессор Всезнайкин: Ребята природа на нашей планете можно разделить на обьекты живой и неживой природы.

C:\Users\1\Desktop\даборатория\c7a74510fa1fe3d47bb43c45ebab69a4-800x.jpgОбьекты которые живут в воде также как и все живое на земле дышат кислородом ,который в воде содержится.

Живая природа состоит из клеток: 

C:\Users\1\Desktop\даборатория\img16.jpg

Неживая природа из атомов, например вода состоит из 2 атомов водорода , и 1 атома кислорода. Н2О:

 C:\Users\1\Desktop\даборатория\fvR45.jpg

опыт «Надуем шарик с помощью воды»

Оборудование: Пластиковая  бутылка1,5 л, наполненная на половину  водой, воздушный шарик, воронка, пищевая сода, лимонная кислота, мерочная ложка 5 г.

Воспитатель:Сможем ли мы надуть воздушный шарик с помощью воды??

 (Дети обследуя воду говорят , что вода чистая, прозрачная,  теплая, холодная, мокрая, высказывают свои предполажения.)

Воспитатель:  с помощью воронки поместим в бутыль с водой 2 ложки кислоты и размешаем ее.

(Дети рассматривают, говорят , что кислота растворилась, так как вода является растворителем .)

Воспитатель: с помощью воронки насыпать в воздушный шарик 2 ложки соды. Надеть шарик на бутылку и закрепить с помощью ленты для безопасности. (Дети внимательно наблюдают и зарисовывают этап)

Воспитатель: Сможем ли мы надуть воздушный шарик с помощью воды??

(Дети высказывают предположения) Воспитатель :потихоньку высыпает соду в воду, происходит реакция  выделения газа из воды и шарик надувается.

Заключительная часть Рефлексия: -- Что нового мы с вами узнали? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Смогли ли мы выделить газ из воды ,значит в воде содержится кислород которым дышат все живые организмы живущие в воде. Раздел 3. Клетки бывают разные.

 № 5 и 6Конспект НОД  Тема: «Тема: Клетки бывают разные: «Красный, желтый, зеленый».

Задачи: - познакомить детей с микроорганизмом – клеткой, пластидами. - продолжать учить пользоваться микроскопом; - учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; - активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки, пластиды; - развивать любознательность, внимание; - развивать интерес к исследованиям; - воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

Наглядные средства: корзина с фруктами,(Овощами) цифровой микроскоп.

 Раздаточный материал: предметные стекла, мякоть фруктов и овощей. Предварительная работа: Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, дидактические игры, «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», загадки об овощах и фруктах.

Наглядные средства для видео  оборудования

Ход НОД:

В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:

  • Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
  • При работе с веществами не берите их руками.
  • Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
  • И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
  • Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
  • Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
  • Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
  • Ты работу завершил, все на место положил.

1.Вводная часть Дети на столе в  находят корзинку с фруктами и овощами. Воспитатель: Ребята, посмотрите профессор Всезнайкин принес нам целую корзину с овощами и фруктами. Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая подарок.

Воспитатель: Ребята, что такое осенний урожай? Ответы: сбор овощей и фруктов. -А какие овощи и фрукты вы знаете? -Что готовят из овощей…фруктов?

2.Основная часть Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему овощи и фрукты разного цвета? - А как мы можем об этом узнать? -С помощью чего мы можем это узнать? Ответы. Воспитатель: А мы можем провести эксперимент и убедиться в этом сами? -Что нам для этого нужно? Ответы. - Для опыта нам понадобится микроскоп, несколько предметных стекол, мякоть всевозможных плодов (яблоко, банан, персик, апельсин), зеленые листья растений. Воспитатель: - Капните на предметное стекло несколько капель воды, поместите туда немного мякоти спелого апельсина и расщепите ее пинцетом. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. -Что вы видите? Ответы. Воспитатель: Вы увидели внутри клеток особые включения оранжевого  цвета? Ответы. – Это пластиды. Именно они придают спелым фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. -А зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды? -Правильно, а какого цвета? Правильно, зеленого цвета. -А уже знакомый нам лук или картофель белые почему? Ответы: потому, что их пластиды бесцветны. Практическая деятельность Воспитатель: Поэкспериментируйте с самыми разными  фруктами, чтобы в этом убедиться. - А вы, ребята, знаете, что пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. - А что происходит с зелеными листьями осенью, почему они желтеют и краснеют? Думаю, теперь вы и сами сможет найти ответ на этот вопрос. - Ну, разве это не замечательно?

Професор Всезнайкин задает нам вопрос : Как вы думаете, содержится ли воздух в овощах и фруктах? (Дети высказывают предположения)

Опыт : В стакан с водой опустим апельсин, он не тонет , Почему?

Оказывается в кожуре апельсина содержится очень много воздуха (рассмотреть в увеличительное стекло кожуру),  если мы почистим апельсин утонет ли он ? (Очищаем и опускаем, апельсин тонет)

Вывод: Воздух который содержится в кожуре удерживает апельсин.

Опыт2: Опыт 3: «Воздух волшебник» - рассмотреть срез картошки и банана; - отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся темными, так как картофель и банан содержит много крахмало он на воздухе высыхает и становится темным.

Профессор прощается и рекомендует есть овощи и фрукты ,так как они очень полезны для здоровья.

Заключительная часть Рефлексия: -- Что нового мы с вами узнали? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Воздух содержится везде и даже в овощах и фруктах. Воздух вокруг нас, внутри нас, и во всем что нас окружает.

Просмотр мультфильма …

Конспект НОД Тема: «Волшебный песок».

Задачи: Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способ пропускать воду, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц-зернышекпесчинок). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования (связную речь, мышление, внимание, наблюдательность). Расширять, обогащать словарный запас детей словами песок, песчинка, песочные часы, микроскоп, «сыпучий», «липкий». Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

 Наглядные средства: Посылка, мешочек с песком, письмо, презентация «Удивительный песок», цифровой микроскоп, песок сухой, подносы, стаканчики с водой, ключ, палочка от мороженного, песочные часы, разрезная картинка.

Предварительная работа: Беседы «Откуда пришли к нам часы?», «Где можно найти песок?», наблюдения и игры с песком на прогулке.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что же там? (письмо и мешочек с песком). -Письмо прислал нам великий путешественник Почемучкин. Что нам делать с письмом? А можно я прочту? Вы разрешите мне? «Дорогие ребята, я решил отправиться в путешествие, объехал много стран, и вот сейчас попал в такую страну, где много того, что я вам отправил в мешочке. Я не знаю, что это такое и где я нахожусь. Слышал, что в вашем детском саду есть научная лаборатория, где вы ставите разные научные опыты, эксперименты, изучаете разные науки. Исследуйте, пожалуйста содержимое мешочка, и тогда я могу узнать где я нахожусь. Великий путешественник Почемучкин».

Воспитатель: Ребята, что же делать? Ответы: (открыть мешочек и посмотреть, что внутри него). Воспитатель: Что это? (высыпает песок на бумагу). Ответы: Песок.

 Воспитатель: А где можно увидеть песок? - Где его очень много? Ответы: На пляже, в песочнице в пустыне. (показ слайдов «Удивительный песок). - Где нам удобнее будет исследовать песок? Ответы: в лаборатории. - Тогда я предлагаю пройти в лабораторию для исследования песка. - Как мы можем узнать из чего состоит песок? Ответы: Должны рассмотреть. - С помощью чего мы можем рассмотреть? Ответы: с помощью лупы, микроскопа. Рассматривают песчинки в микроскоп. - Что вы видите? - Из чего состоит песок? Ответы: из песчинок, они разной формы.

Воспитатель: Возьмите в руку песок. Игра «Ручеек». (дети набирают в руки песок и медленной струйкой высыпают). -Что вы чувствуете? Ответы: песок сыпучий.

Воспитатель: А если дождик пройдет, то какой песок станет? - Чтобы сухой песок превратился в мокрый, что нужно сделать? Ответы: нальем воды и превратим его в мокрый. - Теперь возьмите горсткой и выпустите его струйкой, он высыпается? -Почему с мокрым песком не получается? Ответы: от воды песчинки склеились, поэтому он сыпется.

 Воспитатель: Мокрый песок не сыпется, за то он может принимать разную форму. - Что можно сделать из мокрого песка? Ответы: паски, комочки, фигурки, скульптуры. Вывод: Сухой песок сыпучий, мокрый нет. Воспитатель: Следующий опыт называется «Необычные следы». - Возьмите ключ и бросьте его в сухой песок. - А теперь бросьте палочку. - Что осталось на песке? Ответы: следы.

 Воспитатель: Чем эти предметы отличаются друг от друга? -А следы чем нибудь отличаются? Ответы: от ключа след глубже? -Почему? Ответы: ключ тяжелее палочки? Воспитатель: Кто еще может оставить следы? Ответы. Показ слайда «Песок в пустыне». - А кто же оставил эти узоры на песке? Воспитатель: Когда ветер дует, он переносит песок с одного места в другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Еще говорят «песок движется». - Мы сейчас с вами тоже превратимся в, «ветер» и будем дуть на песок через трубочку, сначала подуем на сухой песок, потом на мокрый. - Какой песок нам удалось сдуть? Ответы. - Почему мы не смогли сдуть мокрый песок? Вывод: сухой песок может двигаться. А мокрый нет.

Воспитатель: вы сегодня хорошо трудились. Воспитатель: У нас остался еще один эксперимент «Необычные часы». - Посмотрите, кто знает, что это? Ответы. -Что вы знаете о песочных часах? Ответы.

Воспитатель: «Песочные часы» состоят из двух сосудов, которые соединены узким каналом, через который из верхнего сосуда песок пересыпается в нижний сосуд. - А теперь попробуем сделать «Песочные часы» своими руками. Наберите песок сухой в ладошку и тихонько начинайте сыпать. Вывод: чем больше песка взяли, тем дольше он будет сыпаться. Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами исследовали песок, много о нем узнали, но мы еще не узнали где находится путешественник. Игра «Собери картинку». Мы эту картинку пошлем Почемучкину, чтобы он узнал, где он находится.

  Заключительная часть Рефлексия: - Удалось нам помочь путешественнику или не удалось? - Что нам нужно сделать с картинкой, которую мы собрали для того чтобы путешественник понял где он находится? - Как мы можем передать ее Почемучкину? - Что нам для этого нужно? Дети отправляют картинку. Через несколько дней приходит ответ от Почемучкина с благодарностью.

3.Заключительная часть Рефлексия: - Удалось или не удалось узнать, почему фрукты разного цвета? - А что интересного узнали о клетках фруктов и овощей? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Внесем наши наблюдения в дневники.

Раздел 3. Клетки бывают разные.

Тема: «Красный, желтый, зеленый».

 Наглядные средства: корзина с фруктами, цифровой микроскоп. Раздаточный материал: предметные стекла, мякоть фруктов и овощей. Предварительная работа: Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, дидактические игры, «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», загадки об овощах и фруктах.

Задачи: - познакомить детей с микроорганизмом – клеткой, пластидами. - продолжать учить пользоваться микроскопом; - учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; - активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки, пластиды; - развивать любознательность, внимание; - развивать интерес к исследованиям; - воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

1.Вводная часть Дети на столе в  находят корзинку с фруктами и овощами. Воспитатель: Ребята, посмотрите профессор Всезнайкин принес нам целую корзину с овощами и фруктами. Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая подарок. Воспитатель: Ребята, что такое осенний урожай? Ответы: сбор овощей и фруктов. -А какие овощи и фрукты вы знаете? -Что готовят из овощей…фруктов?

2.Основная часть Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему овощи и фрукты разного цвета? - А как мы можем об этом узнать? -С помощью чего мы можем это узнать? Ответы. Воспитатель: А мы можем провести эксперимент и убедиться в этом сами? -Что нам для этого нужно? Ответы. - Для опыта нам понадобится микроскоп, несколько предметных стекол, мякоть всевозможных плодов (арбуз, тертая морковь, помидор, красный и зеленый перец, и др.), зеленые листья растений. Воспитатель: - Капните на предметное стекло несколько капель воды, поместите туда немного мякоти спелого помидора и расщепите ее пинцетом. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. -Что вы видите? Ответы. Воспитатель: Вы увидели внутри клеток особые включения красного цвета? Ответы. – Это пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. -А зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды? -Правильно, а какого цвета? Правильно, зеленого цвета. -А уже знакомый нам лук или картофель белые почему? Ответы: потому, что их пластиды бесцветны. Практическая деятельность Воспитатель: Поэкспериментируйте с самыми разными овощами и фруктами, чтобы в этом убедиться. - А вы, ребята, знаете, что пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. - А что происходит с зелеными листьями осенью, почему они желтеют и краснеют? Думаю, теперь вы и сами сможет найти ответ на этот вопрос. - Ну, разве это не замечательно?

3.Заключительная часть Рефлексия: - Удалось или не удалось узнать, почему фрукты разного цвета? - А что интересного узнали о клетках фруктов и овощей? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Внесем наши наблюдения в дневники.

Список литературы:

  1. А.И.Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. Издательский дом Фёдоров: Издательство, Учебная литература, 2010.
  2. А.И.Савенков. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Академия развития, 2002.
  3. Т.П.Тугушева., А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  4. Е.А.Дмитриева., О.Ю., Зайцева., С.А. Калиниченко. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2016.
  5. Н.А .Гуриненко. Планирование познавательно- исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов.- СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  6. Е.М.Рунова, Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет /авт.-сост. М.П.Костюченко.- Волгограт: Учитель. 2006.
  7. В.Е. Башмакова «Мир Левингука:77 опытов с микроскопическими объектами»- М: Издательство: «Михаил Сизов»2012.
  8. Ресурсы интернет:

http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_microscopom.html -Правила работы с микроскопом. http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_micropreporate..html-   Приготовление микроприпоратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...

Публикация методической разработки программы по дополнительному образованию «Легомастера» по направлению "Познавательное развитие"

Развивать научно-технический и творческий по­тенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирован...

Программа дополнительного образования «Лаборатория юного эколога» для детей старшего дошкольного возраста

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.Главное достоинство метода экспериментирования заключае...

Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»

Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»...

Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»

Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»...

Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»

Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...