Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Что мы Родиной зовём? Город, в котором мы живём
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Александровна Тихонова

Цель технологии:

Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.

  Задачи технологии:

- формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

- развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе);

- формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

- развивать представление о культуре и быте коренных народов населяющих родной край;

- создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок;

- формировать творческое воображение через  восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 5 «Рябинка» Барабинского района Новосибирской области

Принята на заседании педсовета                                                       Утверждаю:

Решение  педагогического совета            Заведующий МКДОУ № 5 «Рябинка»

протокол от «15» марта 2019 г.   № 3                 ________________Н.В.Нотова

                                                                    приказ от  «15» марта 2019 г. №  14

     

Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Что мы Родиной зовём?

Город, в котором мы живём

Барабинск, 2019г.

Название программы, технологии

Автор

Образовательная область

Что мы Родиной зовем? Город, в котором мы живем

Тихонова Т.А., Мальцева О.А.

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Технология нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Одной из главных задач, которую ставит технология, является приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Содержание технологии базируется на синтезе устного и декоративно-прикладного творчества, которые в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла  фольклорных произведений, самобытности народных промыслов, связи народного творчества с бытом, традициями и окружающей природой русского народа, малой Родины.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям.

           Цель технологии:

Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.

  Задачи технологии: 

- формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

- развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе);

- формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

- развивать представление о культуре и быте коренных народов населяющих родной край;

- создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок;

- формировать творческое воображение через  восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников

Ожидаемые  результаты на этапе завершения освоения технологии

  •  Ребенок обладает установкой положительного отношения к своей Родине, городу, родному краю.
  •  Проявляет уважение к традициям своего народа.
  •  Эмоционально отзывается на произведения народного искусства (музыку, танцы).
  •  Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, семейных традициях прошлого.
  •  Различает элементы русского костюма.
  •  Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
  •  Владеет определённым багажом народных игр.
  •  Ребенок достаточно хорошо понимает речевые обороты, характерные для устного народного фольклора.
  • Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.
  •  Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
  • Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их.
  •  Использует в игре предметы быта русского народа.
  •  Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Содержательный раздел. Содержание образования по образовательным областям

Познавательное развитие

1.Расширение представлений о жанрах устного народного творчества.

2.Воспитание нравственно-патриотических чувств.

 3.Формирование целостной картины мира.

4.Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимание исторической преемственности с современными аналогами.

5.Ознакомление детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания

Художественно-эстетическое развитие

1.Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

2.Приобщение детей ко всем видам национального искусства: сказке, музыке, пляске.

 3.Распознавание элементов народного творчества, промыслов. Понимание познавательного значения фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

4.Воспитание интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.

Речевое развитие

1.Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствование развитию любознательности.

2.Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.

 3.Развитие умения рассказывать русские народные сказки.

План реализации технологии

Реализация проекта будет проходить по следующим направлениям:

  1. Беседа с родителями о том, как помочь ребенку понять важность данной проблемы;
  2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме (фотографии, текстовый материал в виде различных словесных, подвижных, музыкальных игр, русские народные сказки);
  3. Создание  предметно-пространственной среды: мини-музей «Предметы старины» (одежда, посуда, различные предметы быта, флаги, значки, медали);
  4. Оформление выставки детских работ на тему: «Мой любимый город»;
  5. Организация экскурсий по городу и посещение музея, где дети изучают историю родного города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями города, с выдающимися людьми города: местными художниками и поэтами;
  6. Участие в различных видах трудовой деятельности (убираем территорию от снега и мусора, ухаживаем за комнатными растениями, выращиваем «огород на окне»).

Рабочий план реализации проекта

Рабочий план проекта будет проходить с сентября по май в различных видах деятельности.

Виды деятельности

Формы и методы работы

Исполнители

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Мой город», «Парные картинки», «Нарисуй пейзаж», «Генеалогическое древо», «Сложи картинку» и др.

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Разведчики».

Развивающие игры: лото «Мой город», сбор пазл

Воспитатели

Познавательная деятельность

Экскурсия «Знакомство с родным городом», «Аллея славы», поход в библиотеку.

Непосредственная образовательная деятельность (занятия): «Достопримечательности родного города», «Улицы города Барабинска», «День здоровья», «День города», посещение краеведческого музея

Воспитатели, родители

Продуктивная деятельность (конструирование)

Поделки из природного материала, макет – модель церкви и вокзала, использование различных видов конструктора; конструирование из спичек и спичечных коробков, оригами, коллажи

Воспитатели, родители

Коммуникативная деятельность (развитие речи)

Составление рассказов о родном городе, загадок, сказок; беседы: «За что я люблю свой город», «Где эта улица, где этот дом», «Природа родного края»

Воспитатели, родители

Ознакомление с художественной литературой

Чтение рассказов, загадывание загадок, заучивание стихов, пословиц и поговорок. Чтение стихов местных поэтов: Леонида Бойкова, Надежды Басалаевой и др.

Воспитатели, родители, родители

Театрализованная деятельность

Развлечения: «Масленица», «8 Марта», «День города», «День Победы», «Осенний бал». Досуговый вечер: «Мы -  защитники отечества», «Наша Родина», творческая игра: «Город будущего», «Красуйся город мой родной»

Воспитатели, музыкальный руководитель

Продуктивная деятельность (рисование, лепка)

Выставка детских работ на тему «Мой любимый город», «Моя семья», «День Победы», «Здравствуй, лето». Фотовыставка «Я и мой город», репродукции картин местных художников: Мельникова Геннадия Федоровича и Орлова Владимира Петровича.

Краеведческая игра «Сибирские художники и скульпторы»

Воспитатели, родители

Используемые технологии

  • проектная деятельность
  • технология  информационного обучения
  • технологии проблемного обучения
  • музейная технология
  • технология взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
  • технология нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
  • технология создания предметно-развивающей среды.
  • технология досуговой деятельности и традиций.

Работа с родителями

Виды деятельности

Формы и методы работы

Исполнители

Работа

с родителями

Родительские собрания на нравственно- патриотические темы;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);

анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственно- патриотического воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы:

информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой;

ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы);

целевые прогулки и  экскурсии;

встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.;

проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.;

составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ.произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию;

организация выставки детских работ военно-патриотической тематики;

привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ;

общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников;

памятки;

анкетирование; оформление альбома «Мой город»; пополнение различными атрибутами мини-музея «Предметы старины»

Воспитатели, родители

Организационный раздел. Место дополнительно-образовательной деятельности в воспитательно-образовательном процессе

В реализации технологии участвуют дети подготовительной группы. Продолжительность образовательного процесса 1 год. Занятие кружка проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут, с 1 октября по 31 мая. Всего 30 занятий. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Для реализации технологии создана следующая предметно-пространственная развивающая среда:

– оборудована комната русского быта, в которой имеются:

  • Предметы быта (прялка, чугунный утюг, рубель,  коромысло, горшок, самовар, чугунок, деревянная посуда);
  • Коллекция кукол в русских народных костюмах;
  • Плоскостной макет семейного древа (дидактические пособия);
  • Игра-забава «Весёлая карусель»;
  • Русские народные костюмы;
  • Русские народные инструменты (металлофон, трещетки, бубен, уголки, ложки).

Оборудование

Количество

Использование

Телевизор

1

Просмотр детских телепередач и сказок  с USB – носителя

Компьютер с мультимедийным оборудованием

1

Демонстрация презентаций по темам: «Русский народный костюм»,  «Народные промыслы», «Русская матрёшка», «Символика Российской Федерации»

Музыкальный центр

1

Прослушивание, релаксация

Аудиотека народных песен, сказок

11

Прослушивание, заучивание, имитация движений

Игротека народных игр 

15

Проведение конкурсов, развлечений, праздников

Альбомы фотографий достопримечательностей города Барабинска

2

Ознакомление с городом

Плакаты

10

Ознакомление с растительным и животным миром, экологией родного края

Развивающие дидактические игры

13

Классификация растений и животных, предметов быта

Маски

23

Организация подвижных игр и игр-драматизаций, театральных представлений

Ширма

1

Организация театральных представлений, спектаклей

Модули

набор из 12 предметов

Обыгрывания

Художественная литература

30

Чтение и заучивание произведений

Народная игрушка (матрешка, филимоновская, дымковская, богородская)

5

Обыгрывания. В сюжетно-ролевой игре

Взаимодействие образовательных областей. Формы работы по образовательным областям

Образовательные области

Форма работы

Кадровый состав

Познавательное развитие

1.Рассматривание

2. Наблюдение

3.Игра- экспериментирование 4.Исследовательская деятельность

5.Развивающая игра 6.Ситуативный разговор

7.Рассказ

8.Интегративная деятельность

9.Беседа

10.Проблемная ситуация

11.Создание коллекций

12.Проектная деятельность

13.Экспериментирова-ние

14.Экскурсия

15.Коллекционирование 16.Моделирование

17. Игры с правилами

Воспитатель:

Тихонова Т.А. - высшая квалиф.категория

Заведующий МКДОУ №5 «Рябинка»:

Нотова Н.В. - высшая квалиф.категория

Старший воспитатель МКДОУ № 5 «Рябинка»:

Мирончук Н.В. - высшая квалиф.категория

Музыкальный руководитель МКДОУ №5 «Рябинка»:

Морозова М.В. - высшая квалиф.категория

Художественно- эстетическое развитие

1.Рассматривание эстетически привлекательных предметов

2.Игра

3.Организация выставок. Изготовление украшений

4.Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки

5.Экспериментирова-ние со звуками и материалами:

А.Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности

Б.Создание макетов, коллекций и их оформление

В.Рассматривание эстетически привлекательных предметов

Г.Игра

Д.Организация выставок. Изготовление украшений

6.Музыкально- дидактическая игра

А.Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки

Б.Разучивание музыкальных игр и танцев

В.Музыкальное упражнение: попевка, распевка

7. Танец

8.Интегративная деятельность:

А.Творческое задание

Б.Концерт- импровизация

В.Музыкальная сюжетная игра

 Г.Музыкально- дидактическая игра

Воспитатель:

Тихонова Т.А. - высшая квалиф.категория

Заведующий МКДОУ №5 «Рябинка»:

Нотова Н.В. - высшая квалиф.категория

Старший воспитатель МКДОУ № 5 «Рябинка»:

Мирончук Н.В. - высшая квалиф.категория

Музыкальный руководитель МКДОУ №5 «Рябинка»:

Морозова М.В. - высшая квалиф.категория

Речевое развитие

1.Рассматривание 2.Игровая ситуация 3.Дидактическая игра

4.Ситуация общения 5.Беседа 6.Интегративная деятельность 7.Хороводные игры с пением

8.Игра-драматизация 9.Чтение

10.Обсуждение 11.Рассказ

12.Игра

13.Решение проблемных ситуаций

14.Проектная деятельность 15.Инсценирование 16.Ситуативный разговор с детьми

17.Сочинение загадок

15.Использование различных видов театра

Воспитатель:

Тихонова Т.А. - высшая квалиф.категория

Заведующий МКДОУ №5 «Рябинка»:

Нотова Н.В. - высшая квалиф.категория

Старший воспитатель МКДОУ № 5 «Рябинка»:

Мирончук Н.В. - высшая квалиф.категория

Музыкальный руководитель МКДОУ №5 «Рябинка»:

Морозова М.В. - высшая квалиф.категория

Учитель-логопед МКДОУ №5 «Рябинка»:

Львова Т.В. - высшая квалиф.категория

Направления организация работы:

  • Занятия познавательного цикла.
  • Совместная деятельность взрослых и детей.
  • Самостоятельная деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что мы родиной зовём? Город, в котором мы живём»

Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.Предполагаемые итоги реализации проекта:Сформированные знания детей о своей «малой» Родине, об истории в...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...