Конспект занятия "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Калаш Лилия Гербертовна

Расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя эксперименты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 «ВОЗДУХ»

          Цели:                                                                                                                 *развивать познавательные способности детей в процессе *экспериментирования; расширять знания о воздухе.

          Развивающие  задачи:                                                                                                   развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, внимание, речь.

          Образовательные задачи.                                                                                                                                                                     Область «Познание»:  расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя эксперименты, закреплять количественный счёт.                                Область «Коммуникация»: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения экспериментов, обогащать словарный запас детей – конверт, пузырь, прозрачный, невидимый.                            Область «Социализация»: закреплять навыки взаимодействия в коллективе, в группе.                                                                                                                Область «Здоровье»: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.                                                                                                                 Область «Музыка»: развивать желание слушать музыку.    

          Воспитательные задачи:                                                                    *воспитывать позитивное отношение к окружающему миру – бережное   отношение к природе;                                                                                          *интерес к познавательной деятельности, самостоятельности.    

          Предварительная работа:                                                                         *чтение литературы на тему «Воздух»;                                                    *загадывание загадок о воздухе;                                                                *изготовление вееров;                                                                                              *игра «Мыльные пузыри».

          Материалы и оборудование:                                                                *конверты с вопросами – 5 шт.;                                                                 *полиэтиленовые пакеты – по количеству детей;                                                          *веера – по количеству детей;                                                                           *баночки с «запахами» и без запахов;                                                              *стаканы и трубочки – по количеству детей;                                                     *флакончики с мыльными пузырями;                                                                           *ИКТ.

1

     Ход занятия.                                                                                                              Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы проведём  его не в группе, а в зале. Но посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь, подарите им свои улыбки,  Ведь улыбка поднимает настроение.

Дети здороваются.

Воспитатель.  О чём будет наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку.

         Он нам нужен, чтобы дышать,

         Чтобы шарик надувать.

         С нами рядом каждый час

         Но не видим он для нас!

Воспитатель. Что это?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Хорошо, а что вы знаете о воздухе? Какой он?

Дети. Невидимый, прозрачный, незаметный, бесцветный.

Воспитатель. Правильно, всё это воздух.

На экране появляется Маша – раздаётся стук.  

Маша. Здравствуйте, ребята. Меня Миша отправил погулять на свежем воздухе, а я не знаю где этот воздух, какой он, вообще ничего про него не знаю. И ещё Миша просил передать вам эти конверты.

(На столике у экрана лежат пакеты (конверты).  

Воспитатель. Возьму я сейчас конверт с цифрой… 1.

                        Открою его…  

                        А здесь ребята вопрос. «Можно ли воздух поймать?».

Воспитатель. Давайте попробуем поймать воздух руками.

Дети пытаются поймать воздух руками  

Воспитатель. Получилось поймать?

Дети. Нет.

Воспитатель. У меня на столе лежат полиэтиленовые пакеты.

                        Я предлагаю  поймать воздух пакетами.

                        Получается, поймать воздух руками?

Дети. Нет.

Воспитатель. Давайте возьмём пакеты в руки. Какие они? В них, есть,

что ни будь?                                                                                                        

Дети. Нет, они пустые.                                                                                            

Воспитатель.  Правильно, в них ничего нет. А сейчас, давайте откроем пакеты и взмахнём ими и быстро закроем.  

                          Какие теперь стали пакеты?  (ответы детей).

                          Что в них?

Дети.  Воздух.

Воспитатель.  Правильно, воздух. Какой из этого опыта можно сделать вывод?

2

Вывод: воздух можно поймать.  (Каким либо  предметом) 

Воспитатель. Сейчас, я возьму конверт с цифрой… 2

                        Посмотрим, что же  в нём лежит?                                                    

                        А здесь, опять вопрос, и вот какой.

                       «Можно ли воздух почувствовать?»    

Воспитатель. Посмотрите, ребята, что лежит на этом столе.

Дети. Веера.

Воспитатель. Правильно, ребята, веера. Возьмите в руки веер и помашите им на себя.                                                                                                                                     Дети машут веерами на себя.

Воспитатель. Что вы почувствовали?

Дети. Ветер.

Воспитатель. Правильно, прохладный ветерок, а ветер – это тоже воздух,  только движется.

                         Сейчас положите веера на стол и поднесите руку ко рту и подуйте на неё.

                         Что сейчас почувствовали?

Дети. Тёплый ветер.

Воспитатель. Правильно, тёплый ветерок или тёплый воздух  

                         Значит, какой делаем вывод?

Вывод: воздух можно почувствовать, воздух бывает тёплый и холодный. 

Воспитатель. Теперь возьмём следующий пакет с №…3

                         Посмотрим, какой же здесь вопрос?

                        «Имеет ли воздух запах?».

Воспитатель. Ребята, понюхайте воздух вокруг себя, чем ни будь, пахнет?

Дети. Нет. Воздух ничем не пахнет.

Воспитатель. Ребята, на столе у нас стоят баночки с воздухом. Давайте понюхаем, какой же там воздух? Чистый или пахнет, чем ни будь.

Дети. Нет

Воспитатель. На столе у нас стоят баночки с воздухом.

                       Давайте понюхаем, какой там воздух – чистый или пахнет чем-                  

                       ни будь. (Дети нюхают воздух в баночках и сообщают, чем пахнет).

                       Как думаете, почему в баночках воздух имеет запах?

                       (ответы детей).

Воспитатель. В баночках лежали предметы с сильным запахом и воздух

                        приобрёл этот запах.

                        Какой сейчас делаем вывод?

Вывод:  воздух запаха не имеет, но он может принимать на себя разный      

               запах.

Воспитатель. Ребята, скажите мне, пожалуйста – где воздух чище – в городе

                        или в лесу?

3

Дети.  В лесу.

Воспитатель. А почему в городе воздух грязный? (ответы – рассуждения детей)

Воспитатель. Сейчас давайте немного отдохнём. Встанем в круг, теперь сядем

                        вытянем ноги вперёд, а теперь ляжем на спинку.                          

                        Закройте глазки. Лежите тихо – тихо и слушайте музыку и меня.

Ярко светит солнце. Дует лёгкий прохладный ветерок.  Я вдыхаю чистый, свежий воздух. Вокруг меня колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы, жужжат пчёлы. Мне хорошо и приятно. Мне очень нравится, что встретилась с удивительным миром природы. И я хочу жить в мире с природой.  

Воспитатель. Всё ребята, тихонько вставайте на ноги. Продолжим.

                        Сейчас я возьму следующий пакет с цифрой… 4.

                        Здесь снова вопрос. «Есть ли воздух внутри нас?»

                        Подойдите к столу и посмотрите, что стоит на столе?

Дети. Стаканы с водой и трубочками.

Воспитатель. Давайте подуем через трубочки в воду.

                        Что произошло?  (ответы детей)

                        Правильно. Появились пузырьки – это воздух попал в воду и

                        выходит пузырьками.

                        Откуда появился в воде воздух? (рассуждения детей)

                        Да, это мы запустили воздух в воду, и мы подули воздух из себя.

                        Какой делаем вывод? (рассуждения детей).

Вывод: воздух есть внутри нас.

Воспитатель. У нас остался ещё один пакет с цифрой… № 5.

                        Посмотрим, какой вопрос в этом пакете…

                        «Сможем ли мы жить без воздуха?»

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, можем мы жить без воздуха? (ответы

                        детей).

                        Давайте, ребята, попробуем обойтись без воздуха.

                        Закройте рот и зажмите нос рукой – попробуйте не дышать.

                        Получилось совсем чуть – чуть, очень недолго

                        И что это значит?  (ответы детей).

Дети. Нет, не можем.

Воспитатель. Какой здесь делаем вывод?

Вывод: без воздуха всему живому прожить не возможно.

Воспитатель. Ребята, а кто ещё не может жить без воздуха?

Дети. Люди, звери, растения, птицы.

Воспитатель обращается к Маше

Воспитатель. Ну что Маша мы на все вопросы ответили? Теперь ты про воздух

                        почти всё знаешь. Какой он и зачем он нужен?

4

Маша. Да! Большое спасибо, ребята! Я сегодня много интересного узнала про

            воздух. Теперь я пойду к Мише и расскажу ему, о том, что вы мне

            сегодня рассказали и показали. До свидания, ребята! Пока – пока!

Дети. (Прощаются с Машей).      

Воспитатель. Давайте вспомним, о чём было наше занятие

Дети. О воздухе.                                                                                                          

Воспитатель. Правильно, о воздухе, а какой воздух бывает?  

Дети. Воздух бывает невидимый (невидимка).

           Воздух бывает прозрачный.

           Воздух бывает лёгкий.

           Воздух может двигаться.

           Воздух не имеет запаха, но может принимать разные запахи.

           Воздух есть внутри нас.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Ребята, чтобы воздух и окружающая среда

          были чистые, нужно беречь окружающую природу. Природа – наше

          богатство и мы должны её охранять. Нельзя наносить вред природе. Её

          нужно любить и внимательно к ней относиться. В лесу не кричать, не

          рвать цветы, не ломать ветки, не пугать лесных обитателей. И тогда

          природа откроет нам свои тайны.

                       Ребята, а Маша нам ещё кое, что оставила. Посмотрите, что это?

Дети. Мыльные пузыри!

Воспитатель. А вы знаете, почему мыльные пузырьки летают? (ответы детей).

           В маленький пузырёк попадает через колечко воздух, а он, как мы знаем

           очень лёгкий и благодаря мыльной оболочке пузырёк скользит по

           воздуху. Я предлагаю устроить фейерверк из мыльных пузырей…

                       Занятие на этом закончено.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Нефть и ее свойства"

Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.

Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида.  Тема: Свойства воды....

Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"

Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

конспект нод "мята.полезные свойства мяты"

занятие по экологии о лекарственных растениях....