Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему ,, Великие путешественники " по познавательному развитию.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

,, Великие путешественники "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками старшей группы на тему: «Великие путешественники»              

 по познавательному развитию

/с использованием образовательной технологии моделирования/ 

Составитель: воспитатель

Скворцова Наталья Сергеевна 

2021

Конспект НОД  воспитателя с дошкольниками старшей  группы на тему

«Великие путешественники»

Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательно-речевых навыков путем работы со схемами алгоритмами и обобщения знаний детей о жизни птиц осенью.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представление о перелетных птицах, повторение темы;

- уточнять, расширить и активизировать словарь детей по теме: «Перелетные птицы»;  

- учить понимать образный смысл загадок;                                    

- учить строить высказывание - рассуждения;                                                                                

- формировать навык работы со схемами алгоритмами;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Развивающие:

- развивать умение строить причинно-следственные связи;

- развитие всех компонентов речи (лексического строя речи, грамматического строя речи, произносительного строя речи, связанной речи);

- стимулировать память и мышление детей.

Воспитательные:                                                                                                                                     - воспитывать познавательный интерес к птицам;

- воспитание любви к птицам и бережное отношение к природе;

- формировать навык сотрудничества, доброжелательности, сопереживания, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование, инструменты и материалы: глобус с подсветкой, схемы – алгоритмы с обобщающими признаками животных, картины с изображением перелетных птиц- 8 шт., (цапля, ласточка, аист, скворец, утка, лебедь, соловей), картинки с правилами поведения в лесу. Картинки с изображением жизни ласточки - 6 шт., аудиозапись, «Голоса птиц», картина игра «Кто где живет», «Следы на земле», медали «Друг природы», солнце, звезды, стая птиц.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Составление описательного рассказа о птицах, чтений художественной литературы:  стихи о временах года А. С. Пушкина, В. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, чтение рассказов «Птицы наших лесов», Г. Снегирева, «Наши птицы», «Хвост» В.Бианки, «Птицы. Какие они?» Т. А. Шарыгина, «Грачи прилетели», «Ласточки, ласточки» Н. Сладкова. Разгадывание загадок: «Как дружат ласточки» В. Максимов. Наблюдение на прогулке и рассматривание птиц. Работа с моделями характеризующими основные признаки внешнего вида птиц.(в рамках проекта).  

Использования педагогических технологий:

- Моделирования;

- Игровая технология;

- Опытно-исследовательская;

- Личностно - ориентированная;

- Здоровьесберегающая.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное;

Примерный ход НОД

Воспитатель

Дети

 Знакомство с детьми. (называю свою имя, спрашиваю как зовут детей)

Дети садятся на стульчики полукругом. Здороваются. Называют свои имена.

Краткое знакомство с глобусом. Что это такое?

Отвечают на вопросы .

Включает глобус, светятся все страны разным светом. Ребята, скажите пожалуйста , где мы живем, в какой стране?(В России). Мы живем в России. Значит мы кто? (русские) . Может кто-нибудь покажет на глобусе Россию? Как вы думаете, мы одни живем на планете Земля? (ответ детей). Есть разные страны – Америка, Африка, Япония, Германия и т.д. (показ на глобусе воспитатель.) Все мы разные и разговариваем мы на разных языках.

Ответы. Рассуждения. Показывают на глобусе Россию.

-Я Вам предлагаю отправиться  в путешествие в Америку. Что нам для этого надо, чтобы попасть в другую страну? (деньги, билет, документы, транспорт, и т.д.- дети перечисляют, рассуждают). Вот мы все это сделали, собрали багаж  и полетели или поехали.

Рассуждают. Называют предметы, документы, которые необходимы для путешествия.

-Дети, а как Вы думаете, кому ничего не надо, чтобы попасть в другую страну? (птицам). Правильно.

Ответы.

 Просит отгадать загадки.

У меня ходули – не страшит болото

Лягушат найду-ли – вот моя забота.

                                                      (Цапля)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

 Беленькая с живота

 Хвост раздует в два хвоста.

                                               (Ласточка)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Свил гнездо свое на крыше

Он всех видит, он всех выше.

                                                (Аист)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

На шесте - дворец

Во дворце – певец.

                                   (Скворец)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Солнце озарило

Бледный небосвод

Птица белокрылая

Медленно плывет.

                               (Лебедь)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Отгадайте еще одну загадку.

Кто без ног и без свирели

Лучше всех заводит трели

Голосистей и нежней?

Кто же это?

                             (Соловей)

Отгадывают загадку.

Как называются эти птицы одним словом? (перелетные). Почему? Почему они улетают в теплые края ? Что страшнее холод или голод?

Ответы. Рассуждения.

Как называют соловья в народе? (Первая скрипка леса)

Прослушаем  пение соловья.

Слушают пение соловья.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки тоже покажем,

Это к нам птицы летят .

Лебеди летят, крыльями  машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Плавно и тихо умеют держаться,

Очень бесшумно  на воду садятся.

Белые лебеди, лебеди летели

Сели посидели и снова полетели.

Вместе с воспитателем повторяют движения согласно текста.

Воспитатель приглашает детей присесть обратно

Садятся на стульчики.

Выбрать все схемы, которые относятся к птицам, обсудить, обобщить.

Работают со схемами.

Птиц еще называют «великими путешественниками», так как  они летят зимовать на юг, в теплые края, очень далеко.

(работа по глобусу, показ воспитателем перелетов). Например: соловей, скворец летят в жаркую Африку (некоторые соловьи летят в Ирак); аисты, лебеди собираются в стаи (показ стаи сделанной на стене) и улетают на Британские острова и в Америку (птицы курлычут); утки, гуси летят в Китай, Индию; грачи летят во Францию; ласточки летят к средиземному морю).

Птицы летят в стаях. Впереди летит вожак самая сильная, крупная. Днем птицы определяют дорогу по солнцу, ночью по звездам (показ на стене).Давайте мы с Вами представим , что мы птицы и полетаем ,

Показывают на глобусе.

 Дети имитируют полет птиц.

Кто оставил следы? Давай те рассмотрим и определим кто оставил следы? Предлагаю детям показать, как прыгает воробей, важно ходит ворона, передвигается голубь.

 После полета увидели следы на земле. Рассмотрели, определили. Показывают как кто из птиц прыгает и ходит.

Сменили обстановку сели в другое место группы, перед доской. Предлагает детям послушать рассказ. «Ласточка», картинки поочередно в виде изображения ласточки вывешивает на доске. Обсуждение рассказа

Обсуждение рассказа

Вы всегда хорошо и правильно себя ведете по отношению к природе, животным? Вспомните правила поведения в природе (воспитатель вывешивает картинки, делаются обобщения, умозаключения).

Называют правила поведения в природе.

Игра: «Кто где живет».

Карточки птиц на столах, дети выбирают любую птицу и ищут ее «домик». Идет обсуждение, анализ игры.

Итог занятия. О ком мы сегодня говорили, кто такие «великие путешественники».

Отвечают на вопросы воспитателя.

Детей поблагодарить за хорошие ответы, любовь к природе, заботу о птицах.

Наградить медалями «Друг природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Домик для матрешек» по художественно-эстетическому развитию

Цель: Формирование познавательного интереса к художественно- эстетическому развитию и к искусству в целом.Задачи:Образовательные:продолжать совершенствовать навыки рисования акварельными красками.учит...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему «Доброе превращение и чудесное спасение»

Программное содержание: продолжать учить детей самостоятельно творчески отражать свои представления о пустыне выразительными способами. Развивать творческое воображение и фантазию. Продолжать знакомит...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы на тему: "Символы России"

Методическая разработка направлена на формирование представлений у детей о символах России....

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Конспектнепрерывной образовательной деятельности воспитателяс детьми старшей группы компенсирующей направленности«В гостях у сказки «Колосок»...