Конспект специально организованной образовательной деятельности для детей 5 – 6 лет на тему: «Подводное царство» .
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Батуро Людмила Алексеевна

Конспект специально организованной образовательной деятельности для детей 5-6 лет на тему: "Подводное царство" с использованием развивающих технологий и моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnoe_tsarstvo_2.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №79 комбинированного вида

 Приморского района г. Санкт – Петербурга

Конспект специально организованной образовательной деятельности для детей 5 – 6 лет

на тему: «Подводное царство» с использованием развивающих технологий и моделирования.

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Батуро Людмила Алексеевна

                                                

                                                        Санкт-Петербург

                                                                   2020

Конспект специально организованной образовательной деятельности для детей 5 -6 лет

 «Подводное царство»

Цель: обобщение представлений у детей о море, морских обитателях и их характерных признаках.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности и любознательности;
  • систематизировать представления о  классификации животных по среде их обитания;
  • развивать умение пользоваться географической картой, учить находить моря и называть их;
  • упражнять в комбинировании предложенных фигур по заданному образцу, составляя силуэт;
  • развивать память, внимание, логическое мышление, пространственное воображение, конструкторские способности, сообразительность;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Речевое развитие:

  • упражнять в  подборе качественных прилагательных к слову море;
  • закрепить умение составлять описательный рассказ с использованием моделей;
  • способствовать пополнению активного и пассивного словаря за счет названий морских обитателей;
  • закреплять умение грамматически правильно строить предложения;
  • упражнять  детей отгадывать загадки;
  • развивать диалогическую речь детей в ходе беседы, умение рассуждать и доказывать свое мнение.

Социально – коммуникативное развитие:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение действовать в     коллективе;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • развивать умение детей принимать игровую задачу, выполнять игровые действия.

Физическое развитие:

  • способствовать развитию пластичности движений, равномерному распределению нагрузки на разные группы мышц;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз;
  • способствовать формированию двигательной активности.

Предварительная работа: рассматривание изображений обитателей морской среды  в научно-популярных изданиях для детей, знакомство с географической картой Евразии, обучение пользоваться картой, чтение литературы о море: Сахарнов  С. В.  «Кто в море живёт?», « По морям вокруг Земли», Токмакова И. «Где спит рыбка» Константиновский  М. А.   « Почему вода мокрая», рассматривание фотографий с видами моря, игры и задания с элементами «Вьетнамской игры».

Методы и приемы:

Практические: пластический этюд «Море», составление силуэта рыбы из деталей «Вьетнамской игры».

Наглядные: рассматривание иллюстраций о море, дидактическая игра «Найди и назови морских обитателей», рассматривание географической карты Евразии, рассматривание моделей к рассказу о рыбах, рассматривание иллюстраций к беседе об охране морской среды.

Словесные: беседа «Что такое море?», игра «Хорошо-плохо», отгадывание загадок, составление рассказа о рыбах, беседа об охране морской среды.

Материалы и оборудование:  материал для оформления группы в морском стиле (изображение рыб, водорослей, морского дна), кукла Нептун, географическая карта Евразии, фотографии с видами моря, аудиозапись «Шум моря», модели к рассказу о рыбах, наборы «Вьетнамской игры» и образцы для составления силуэтов рыб (на каждого ребенка), картинки с изображением морских и других животных (рыбы, морская звезда, дельфин, лягушка,  крокодил, сом, осьминог, медуза, морской конек и т.д.), макет моря, иллюстрации с изображением источников загрязнения моря.

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Воспитатель приглашает детей пройти в группу, которая оформлена в морском стиле:

Дверь тихонько открывайте, И сюда все заплывайте.

Это царство под водой,

Здесь царит Нептун седой.

Дети проходят в группу и занимают свои места на стульях.

Созданы условия для заинтересованности детей, благоприятной атмосферы на занятии. Сформирована мотивация к совместной деятельности. 

2.

Воспитатель достает и представляет детям куклу морского царя Нептуна:

Это все мои владенья,

И со дня их сотворенья

Я бессменно здесь царю

И все новое творю.

Дети внимательно слушают.

Развито умение сосредоточения внимания.

3.

Воспитатель общается с детьми через куклу Нептуна и интересуется у детей: «Что такое море?».

Предлагает детям рассмотреть географическую карту Евразии найти, показать и назвать моря, которые дети знают.

Дети показывают на карте и называют моря.

Развито умение детей пользоваться географической картой. Созданы условия для уточнения знаний детей о названиях морей.

4.

Нептун предлагает детям рассмотреть море на фотографиях, прослушать аудиозапись «Шум моря» и подобрать слова, с помощью которых можно рассказать о море.

Дети называют: соленое, глубокое, синее, большое, спокойное, бушующее и т.д.

Развито умение подбирать качественные прилагательные к слову море.

5.

Нептун проводит игру «Хорошо-плохо» (ТРИЗ) на основе слов, которые назвали дети. Например: море соленое – это хорошо почему?;  море соленое – это плохо почему?

Дети дают свои варианты ответов.

Созданы условия для развития связной речи,  внимания, логического мышления, умения анализировать, рассуждать и делать выводы.

6.

Нептун загадывает загадки: Вильнет хвостом

Туда – сюда –

И нет ее,

И нет следа.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Дети говорят отгадку – рыба.

Развито умение отгадывать загадки.

7.

Нептун рассказывает, что в море живет очень много разнообразных рыб. Они очень красивые, интересные и веселые. Воспитатель предлагает детям рассказать Нептуну все, что они знают о рыбах. Рассказ составляется с использованием моделей.

Два ребенка по моделям составляют рассказ о рыбах, остальные внимательно слушают.

Закреплено умение пользоваться моделями и составлять рассказ о рыбах.

8.

Воспитатель предлагает детям для Нептуна составить силуэт рыбки, используя элементы «Вьетнамской игры».

Дети составляют силуэт рыбки по образцу.

Созданы условия для развития умения составлять силуэты рыб из элементов «Вьетнамской игры», комбинаторских способностей, творческого воображения.

9.

Нептун  спрашивает у детей, каких еще животных, обитающих в море, они знают. Проводится игра «Найди и назови морских обитателей». На столе разложены картинки с изображением морских обитателей и других животных. Дети должны отобрать только морских обитателей и прикрепить их на макет моря.

Дети выбирают из предложенных картинок морских обитателей и прикрепляют к макету моря.  

Закреплены знания детей о морских обитателях. Развито внимание, память, умение классифицировать объекты.

10.

Нептун предлагает детям изобразить подводное царство. Проводится пластический этюд, в котором детям необходимо с помощью мимики и движений изобразить море: волны, водоросли, рыб, осьминога, краба, акулу, дельфина и т.д.

Дети договариваются между собой, кого они будут изображать и движениями, мимикой изображают море и морских обитателей.

Созданы условия для снятия психоэмоционального напряжения, развития пластичности движений, творческого воображения, умения договариваться со сверстниками во время игры.

11.

Нептун интересуется, понравилось ли детям изображать море. Далее Нептун  обращает внимание детей на то, что море является домом для многих живых существ и чтобы всем жилось хорошо морскую среду надо охранять. Нептун показывает иллюстрации и рассказывает, что бывает с морскими жителями, когда люди загрязняют море.

Дети рассматривают иллюстрации и внимательно слушают рассказ Нептуна.

Пополнен опыт знаниями об охране морской среды.

12.

Нептун спрашивает у детей: «Что нужно делать, чтобы море оставалось чистым?»

Дети высказывают свои предположения, основанные на рассказе Нептуна.

Созданы условия для развития диалогической речи, умения грамматически правильно строить предложения, внимания, умения анализировать и делать выводы, воспитания любви к морю и заинтересованности детей к охране окружающей среды.

13.

Нептун спрашивает у детей: «Понравилось ли им в подводном царстве? Что нового и интересного они узнали?»

Дети отвечают Нептуну.

Созданы условия для подведения итога занятия.

14.

 Нептун благодарит детей за их знания и умения и прощается с ними.

Дети прощаются с Нептуном и благодарят его за интересное занятие.

Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Метод. Материалы в помощь психологам и педагогам.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Артемова Л. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М., 1992.
  3. Бондаренко Т. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, «Учитель», 2002.
  4. Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию», СПб, «Детство-Пресс», 2006.
  5. Михайлова З.А. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.-Ч.II: Игры-головоломки/сост. З.А.Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
  6. «1000 весёлых загадок для детей». – М.: АСТ, 2006.
  7. Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк.учреждений/Научн.рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Подводное царство».

Цель: систематизация и обобщение знаний детей подговтоительной к школе группы о подводных представителях, их особенностях.Задачи: Способствовать развитию представлений о разнообразии рыб, их внешнем в...

Конспект специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей "Подводный мир". Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Краткая аннотация к занятию. Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в та...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «В царстве Математики» для детей старшего возраста.

Направлена на закрепление навыков порядкового и обратного счёта в пределах 10; знания о «соседях» числа;  о понятиях «<,>,=»; о названиях геометрических фигур, их кл...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию " Путешествие в подводное царство" для детей средней группы (4-5 лет)

quot; Путешествие в подводное царство"Образовательная область: познавательное развитиеНОД: формирование целостной картины мираВозрастная группа 4-5 лет (средняя группа)...