Статья по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"
статья по окружающему миру (младшая группа)

Павлова Валентина Геннадьевна

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Статья "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"

 Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи экспериментальной деятельности

1.     Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

-  развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);

-   развитие представлений  о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;

-  развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).                     

2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

3.Развитие умственных способностей:

-      развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение

-  формирование способов познания путём сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

  Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников.

 В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность

 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,

активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи,  уверенность в себе, коммуникабельность.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

-постановка проблемы

-целеполагание ( что нужно сделать)

- выдвижение гипотез ( поиск путей решения)

- проверка гипотезы

- анализ полученного результата ( подтвердилось , не подтвердилось)

- формулирование вывода.

Должна соблюдаться техника безопасности

1 Бери только нужные для работы материалы

2 С сыпучими предметами работай на подносе

3 Пробовать на вкус можно только в том случае , если уверен в том , какое вещество ты пробуешь

4 Окончив работу, положи все на место

Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать. Опытно- экспериментальная деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям ребенка.

В младшем возрасте можно проводить игры с водой: « водичка – водичка», «кто живет в воде» «брызгалки». « пускаем кораблики», «мыльные пузыри» Игры с песком: «маленькие художники» «лепим пирожки». Игры с камешками.

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.) Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой..,

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с магнитом.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

- мокрый песок( слепить пирожок  из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.)

На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

«Прозрачная вода», «вода принимает форму», «замёрзшая вода», «тающий лёд», «где вода?»,  «звенящая вода», «что растворяется в воде?

По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

В уголке экспериментирования  рекомендуется иметь:

Приборы помощники:

- увеличительное стекло, весы (безмен), песочные часы, магниты , мерные ложки, линейки, сито , шприцы без иглы;

-  разнообразные сосуды разного объема и формы( стаканчики.. тарелки, формочки;

- природный материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, мех, шишки, листья  деревьев, семена и т.д.

-бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки ,и т.д.

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.

прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, поролон,, металлические предметы ,соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, зеркала и т.д

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Подборка детских энциклопедий: « Зачем и почему?», «Все обо всем»

 Экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Систематические игры - экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах- являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

          

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе подробно раскрываю  понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...

Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".

В результате освоения содержания данного опыта  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование  исследовательских  ...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной активности»

Экспериментирование - это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выво...

Статья "Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Данный материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Раскрывается тема использование метода проекта....