Технологическая карта по познавательному развитию "Лесное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

наумчук евгения александровна

Актуализировать знания детей по теме  родной лес

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №3 детский сад «Светлячок»    города Оби Новосибирской области

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

Тема: «Лесное путешествие»

Составитель: воспитатель Наумчук Е.А.

                                                                                       

Обь2021

Тема НОД: «Лесное путешествие»;

Возрастная группа: 6 – 7 лет;

Приоритетная образовательная область ДО: познавательное развитие;

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, поисково-исследовательская;

Форма проведения НОД: совместная деятельность: познавательная, игровая, исследовательская, коммуникативная.

Занятие построено на основе системно-деятельностного подхода;

Планируемые результаты:

- дети узнают и называют растения, животный мир леса;

- дети могут рассказать о значении природы для человека, о том, как человек может бережно относится к природе;

- дети знают и выполняют правила поведения при походе в лес.

Цель занятия: Актуализировать знания детей по теме лес, посредством создания условий для познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательная область:  познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Задачи:

Обучающие:

  1. Систематизировать знания детей о родном лесе (упражнять в умении различать породы деревьев, по цвету коры и форме листьев; выделять характерные признаки лесных ягод, животных);
  2. Закреплять правила поведения в лесу (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники, не шуметь и т.д.)
  3. Создать условия для речевой деятельности детей посредством игр, создания РППС по теме занятия.
  4. Продолжать упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности, развивать умение делать умозаключения и выводы, память, речь и мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
  2. Формировать умение слушать друг друга.
  3. Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Использованные технологии:

  1. Здоровье сберегающие;
  2. Игровые ( на основе активизации и интенсификации деятельности детей);
  3. Технологии на основе личностной ориентации (обучение в работы в малых группах);
  4. Технологии использования в обучении игровых методов;
  5. Информационно-коммуникативные технологии.

Методы и приемы: наглядный( показ, демонстрация), словесный( беседа, объяснение),практический (дид. игры),метод стимулирования и мотивации(похвала, познавательно-исследовательская деятельность)

Подготовительная работа:

 Чтение: произведений Н. Белого «Кто в лесу стучит?», «Лакомство для бурого»,» «Грибы», «Поганки», В.П.Катаева «Грибы», Е. Труневой «Грибы», «Земляника».

Дид.игры: «Собери лукошко».

Работа с презентациями: «Растительность  родного леса», «Животные  родного леса», «Птицы Новосибирской области».

Работа с лэпбуками: «Растения  Родного края», «Грибы»

Групповые беседы: «Лес – дом для животных», «Лес – дом для растений».

Работа с семьей: прогулка по парковым зонам , совместный поход в лес

Материалы и оборудование: Интерактивная доска SMART,  записи звуков леса, запись песни «Паровозик из Ромашково»,фильм о «Диких животных в лесу», дидактические  игры:  «правила поведения в лесу», «деревья и листья», «разгадай загадки и выбери отгадку», «выбери предмет из бересты», «Кто где живет?», «Чья часть тела?» с исп.SMART-доски, игрушка «солнце», лейка, разноцветные листочки из картона, мнемотаблицы «Из яйца в птицу».

Технологическая карта

№п/п

Этапы занятия

время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационно-мотивационный этап

Организационный

2 мин

Создание благоприятного психологического настроя;

 Эмоциональная поддержка

детей.

Организация

направленного

внимания.

Формирование

интереса к

содержанию.

Приветствие:

Станем рядышком по кругу,

Скажем: Кто то придумал добро и мудро  людям желать Доброе утро !

Дети приветствуют друг друга, говоря «доброе утро»!

Приветствие

Включаются в игровую ситуацию.

Этап постановки проблемы

5 мин

Формирование

представлений о

предстоящей

деятельности, ее

задачах.

Помогает осознать поставленную задачу. Дети в свободной игровой деятельности. В записи звучат звуки леса. Ребята, откуда слышны звуки? Кому они принадлежат? Как здорово очутиться в лесу, правда?  Прилетел березовый листочек с текстом, воспитатель читает « Жил-был маленький волчонок по имени Зубастик, и был у него знакомый птенец . Волчок жил на лесной опушке, а птенец в гнезде. Бывало встретятся – птенец хвостом виляет, Волчок лапками барабанит. птенец ему – про семена растений, а птенец – про ветер. Весело! Вот как-то приходит Волчок к знакомому дереву – глядь-погляди, а птенца  нет, как в воду канул! Опечалился Волчок. 

Ребята, от чего же Волчок опечалился?

Как мы можем помочь Волчку?

Молодцы! Мы поедем с вами в лес и найдемптенца и обрадуем волчка. Но как мы с вами в лес попадем?

Проще всего в лес доехать на паровозике, но его у нас пока нет, что же нам делать?

Здорово придумали! Мы его построим, сделаем, но я не могу понять из чего?

Что нам может понадобиться, чтобы найти птенца?

 Под песню «Паровозик из Ромашково»  все отправляются в лес.

На SMART-доске выводятся картинки полей, лесов.

Дети высказывают предположения

Да!

Ответы детей

Варианты детей

Предложения детей

Предложения детей

Дети предлагают использовать стулья, мягкие модули

Ответы детей

2

Основной этап

Этап ознакомления с материалом

3 мин

имеющихся знаний по теме лес.

Актуализация  знаний о правилах поведения в лесу, технике безопасности.

На смарт доске выводится интерактивная картинка «Лес».

Ребята, вот мы и в лесу. Что вы знаете про лес? А сейчас я хочу проверить знаете ли вы правила поведения в лесу?(на SMART- доске появляются различные правила поведения в лесу, а также другие картинки).

Молодцы!

Знаем! Дети называют различные правила.

Дети по очереди подходят к доске и выбирают только те правила ,которые нам подходят.

Этап практического разрешения проблемы

15 мин

Закрепление знаний о разновидностях деревьев, их листьев;

лесных ягодах,  лесных обитателях.

А теперь я предлагаю вам отправится на прогулку по лесу.

Отправляемся?

(Смотрим фрагмент фильма о лесе и диких животных).

Когда фильм заканчивается воспитатель предлагает детям по очереди изобразить тех животных, которых они встретили ,а другой группе детей угадать животных, которых изображают.

Дид.игра «Кто где живет?» с исп.SMART-доски.

Дид.игра «Чья часть тела?»

У меня в двух конвертах (на каждую команду) картинки. На них нарисованы части тела разных зверей. Выберите себе каждый по картинке и назовите что это за часть тела и ЧЬЯ она.

Дид. игра « Сложи животное».

Молодцы, всё разгадали.

(На доске появляются картинки различных пород деревьев на которых нарисованы листья других деревьев)

Ребята, посмотрите, всё ли в нашем лесу правильно?

Умнички! Справились с заданием. Отправляемся дальше.

Сначала мы пройдём мимо места, где растут одни березы. Как называется такой лес? Давайте отберем предметы, которые сделаны из древесины березы, бересты? Молодцы!

А теперь дорожка привела нас на ягодную полянку. На ягодной полянке нас ждут загадки.

Дид. игра «Разгадай загадки и выбери отгадку»

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи. Не рябина, не калина, А с колючками… (Малина)

Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —… (Черника)

Витаминов очень много. На кустах белые жемчужины висят,  

Сорви меня говорят. (Смородина)
Вот и все загадки разгадали, слова составили. Отправимся дальше.

Ребята, а вот и мы подошли с вами к роще, только что-то я не вижу птенцов, а вы? Может нам помогут взрослые птицы? А они просят нас с вами решить задачу:

В пруду жили 10 головастиков: 5 превратились в лягушек, сколько головастиков осталось в пруду?

Решили мы задачу, а вот и Волчок появился, ой смотрите ребята! В на ветке дерева сидит птенец, и табличка стоит (таблица превращения птенца во взрослую птицу). Что же нам расскажет эта табличка?

Ребята, но а нам пора отправляться обратно в детский сад.(Все дружно паровозиком едем обратно).

Да!

Дети изображают животных, задействовав мимику, жесты, описательный рассказ.

Дети отвечают и соединяют жилище  и животного: Медведь в берлоге, волк в логове, лиса в норе, заяц под кустом, белка в дупле, ёж под корнями, бобёр в хатке, лось в лесу.

Дети отвечают.

В конвертах картинки:

Беличьи уши, волчьи зубы, лисий хвост, лосиные рога, ежовые колючки, медвежья голова, заячьи уши, бобровый хвост.

Дети складывают целую картину из 6 частей.

Неправильно. У деревьев перепутались листья. Надо их расположить правильно. Дети меняют местами деревья и листья. Светят на них солнышком и поливают из лейки, чтобы больше путаницы не возникло.

Дети совместно с воспитателем идут к столу с предметами из бересты. По пути проходят болото(прыгают по кочкам из обручей,), под низкими ветвями деревьев(наклоняются низко),через ветки(перелезая или поднимая ноги высоко)

Березовая роща.

Дети выбирают из различных предметов быта березовую посуду, сувениры, корзины, короба.

Дети отгадывают загадки и на смарт доске выбирают нужную картинку ягод;после этого из букв  ,которые хаотично перемешаны  им нужно составить слово-отгадку.

Ответы детей.

Каждый ребенок берет счетные палочки  и составляет ответ из палочек.

Воспитатель показывает таблицу превращения птенца во взрослую птицу. Дети высказывают свои предоложения,а затем воспитатель объясняет схему превращения птенца во взрослую птицу После этого Дети составляют рассказы по мнемо-таблице.

3

Заключительный этап

5 мин

Подведение итогов,

обобщение

полученного

ребенком опыта;

Продуктивная деятельность переносится в свободную деятельность детей.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, мы помогли Волчку найти друга. Что бы вы рассказали дома родителям про наше путешествие?

Лес дарит нам подарки: разноцветные листочки для украшения группы .

Групповая рефлексия – по кругу высказываются одним предложением, используя начало фразы: сегодня я узнал/а…, было интересно…, было трудно…, я понял, что…, теперь я могу…, меня удивило…, я похвалил бы себя за…, мне захотелось…;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта поисково - познавательного путешествия "Загадки Мудрой Совы"

Данное мероприятие нацелено на обогащение знаний детей о грибах, развитие творческих способностей, совместное определение конкретных действий с опорой на ранее полученные знания....

Технологическая карта ОО «Познавательное развитие» в 1 младшей группе тема: «Путешествие с колобком»

Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира....

"Путешествие по сказке" технологическая карта НОД (Познавательное развитие РЭМП) средняя группа

quot;Путешествие по сказке" технологическая карта НОД (Познавательное развитие РЭМП) средняя группа...

Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».

НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

Технологическая карта по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по городу Канску»

Тема занятия: «Путешествие по городу Канску»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшаяЦель занятия: Ознакомление детей с достопримечательностями города Канс...

Технологическая карта по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в царство Фауны»

Технологическая карта занятияТема занятия: «Путешествие в царство Фауны».Образовательная область: познавательное развитие.Возрастная группа: подготовительная.Цель: закрепление и обобщение ...