Конспект интегрированного занятия "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кенжегулова Гульмира Рахметуллаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» МО

ЯСНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область:

«Познавательтное развитие»

Тема: «Пернатые друзья»

                                                                   

                                                               Воспитатель: Кенжегулова Г.Р.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

Согласно ФГОС ДО

2.

Вид деятельности детей

  • Познавательная (решение проблемной ситуации или нестандартный подход)
  • Игровая (игровые ситуации, интерактивные игры; подвижная игра «Играем в птиц»)
  • Коммуникативная (беседа, речевая проблемная ситуация, ситуативный разговор, слоговая деятельность)
  • Речевое творчество (упражнения в интонационной выразительности, умение вступать в диалог)
  • Художественно-творческая (восприятие предметных и  сюжетных картинок, сравнение)
  • Продуктивная (коллективная работа с использованием нетрадиционной техники рисования – пластилинография)
  • Экспериментальная (опыт-исследование; сравнение).

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Тема: «Пернатые друзья»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  • Проблемная ситуация (введение в тему и постановка темы)
  • Беседа (диалог о содержание слайдов, личном отношении к птицам)
  • Рассказывание (рассказывание о содержании слайдов посредством их восприятия)
  • Рассматривание (восприятие слайдов, интерактивные игры, сравнение)
  • Подвижная игра «Играем в птиц»
  • Экспериментирование (демонстрация-показ воспитателя; опыт-исследование)
  • Коллективная деятельность детей
  • Игра, направленная на слоговую работу со схемой

3.

Интеграция образовательных областей

-социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само- регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания)

- речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи);

- физическое развитие (становление целенаправленности и само -регуляции в двигательной сфере)

4.

Возрастная группа:

Подготовительная к школе группа

5.

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к познавательной деятельности посредством ознакомления с миром птиц.

6.

Задачи: 

6.1

обобщить и систематизировать представление детей 6-7 лет о птицах в зимний период;

6.2

формировать навыки общения и рассматривания по содержанию слайдов посредством выделения внешних особенностей (строения тела птиц, перья: маховые, рулевые, контурные и пуховые);

6.3

способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера (демонстрационный показ воспитателя опыт-исследование);

6.4

развивать умение делить слова на слоги и соединение с нужной схемой;

6.5

развивать связанную речь, умение составлять описательный рассказ по опорным схемам;

6.6

развивать фонематический слух и психические процессы (память, внимание, мышление, воображение);

6.7

развивать художественно эстетические чувства посредством использования нетрадиционной техники рисования (пластилинография);

6.8

воспитывать заботливое и бережное отношение к окружающей природе и птицам;

6.9

воспитывать дружеские отношения в процессе образовательной деятельности (выполнение коллективной работы «Наши пернатые друзья»);

6.10

воспитывать игровые качества.

7.

Планируемые результаты:                

7.1

Сформированы представления о птицах в зимний период времени, о их строении тела.

7.2

Способен  делить слова на слоги, способен самостоятельно включатся в творческую деятельность, отвечать на вопросы.

7.3

Активен в эмоциональной отзывчивости в общении посредством познавательной деятельности, испытывает потребность в изучении объектов окружающего мира.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Логические задачи, игры и упражнения на развитие связной речи детей, наблюдение за птицами во время прогулки.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Интерактивная доска, картинки, опорные схемы, карточки с изображением птиц, контейнеры, перья птиц, ножницы, лупа, пластилин.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

В: Ребята, нас пригласили в свою импровизированную лабораторию «эколята» и попросили помочь им выполнить кое-какие задания, но сами они срочно отправились на помощь зимующим птицам в лес. Но и Эколятам нужно помочь, поэтому они просили держать с ними связь в режиме онлайн по интернету. Сейчас мы совершим видео-звонок, а пока интернет грузится, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос «Какое время года сейчас?», «По каким признакам вы узнали, что сейчас время года зима?». Действительно, многие птицы живут рядом с человеком, а некоторые живут в лесу, где сейчас находятся наши друзья – ЭКОЛЯТА. А вот и появилась связь с ними.

5 мин

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Эколята: Здравствуйте, ребята! Мы Эколята очень любим природу, заботимся о ней, а особенно о наших пернатых друзьях! А как вы о них заботитесь в зимнее время года?

Д: изготавливаем кормушки, насыпаем корм, а если увидели раненую птицу, относим ее к ветеринару.

1.2

Мотивация деятельности детей

Э: молодцы, ребята! Нам недавно наш друг Незнайка прислал маршрутную карту, но мы не смогли в ней разобраться, может вы нам поможете?

В: поможем ребята?

Д: да!

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В: Вот эта карта! Она не простая, маршрутная,  а это значит нам необходимо помочь проложить маршрут. Так рассмотрим ее внимательно! Здесь нарисовано два круга разного цвета и с разными опознавательными знаками (красный круг – опознавательный знак солнышко, синий круг – опознавательный знак снежинка). А внизу карты расположены разные птицы. Ребята, кто знает названия этих птиц?

II.

Основная часть:

20 мин

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Д: Ласточка, снегирь, лебедь, синица, ворона, гусь, утка.

В: на какие две группы мы можем разделить всех этих птиц?

Д: перелетные и зимующие.

В: Ребята, а почему одних птиц мы называем перелетными, а  других зимующими?

Д: перелетными- потому что улетают в тепле края осенью, зимующие – потому что остаются с нами зимовать.

В: молодцы, правильно! А как вы думаете какое время года может обозначать  символ снежинка? Д: снежинка - зима

В: А солнце какое время года может обозначать?

Д: солнце может обозначать время года весна

В: Ребята, а почему не время года лето?

Д: потому что только весной перелетные птицы возвращаются с теплых краев.

В: кто же готов помочь проложить маршрут для птиц к своим домикам?

Д: Ласточка (снегирь) – перелетная зимующая птица полетит к домику с опознавательным знаком – солнце. Эколята: ребята, помогите нам, пожалуйста, составить описательный рассказ о двух птицах. (снегирь, лебедь) с помощью опорных схем.

В: ну что ж попробуем ребята?.

Д: Да

В: Молодцы ребята!. В описательном рассказе вы часто говорили о том , что все тело птицы покрыто перьями. Ребята, а ведь каждое перо на теле птицы имеет не только разное название, но и играют важную роль в ее жизни.

Например: Перья, которые находятся на крыльях птиц, имеют название -  «Маховые перья». Эти перья не только помогают птицам взлететь в воздух, но и планировать во время полета. Они очень прочные и крепятся по краю крыла.

«Рулевые перья»-это длинные и прочные перья, которые находятся у птиц на хвосте, они помогают птицам рулить во время полета.

«Пуховые перья» - находятся по всему телу птицы, они помогают птице сохранить тепло.

Ребята, а вы хотите более подробно рассмотреть перья птиц и провести с ними небольшие опыты?

Д: да!

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В: предлагаю нам отправится в нашу лаборатория, для того чтобы провести исследование. Присаживайтесь, всем удобно?

Рассмотрите, пожалуйста, что находится у нас в красных контейнерах. Найдите, пожалуйста, мне маховое перо.

Дети выбирают.

В: молодцы, ребята! Хорошо, давайте рассмотрим его, обследуем и скажем какое оно.

Д: моховое перо- длинное, гладкое, у него толстые стержень, оно жесткое. (Измерить длину пера (линейкой).

В: молодцы, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на стержень нашего пера. А вы хотели бы узнать что находится внутри него?

Д: да!

В: Я предлагаю вам взять ножницы и отрезать кончик стержня. Все отрезали? Затем возьмите лупу и посмотрите во внутрь стержня. Что там есть?

Д: Там ничего нет, пусто!

В: если внутри стержня ничего нет, то какое будет перо?

Д: легкое!

В: молодцы, ребята. Возьмите в руки другое перо. Как оно называется?

Д: пуховое!

В: давайте его обследуем и скажем, какое оно!

Д:  перо пушистое, мягкое, маленькое, с тонким стержнем.

В: ребят. А у меня к вам такой вопрос, – А каким способом можно узнать какое из этих перьев длиннее, какое короче?

Д: измерить линейкой.

В: предлагаю способ наложения друг на друга и визуальное сравнивание рядом друг с другом.

А каким способом можно узнать какое из этих перьев легче, а какое тяжелее?

Д: взвесить!

В: взвешиваем

А кто из вас может предложить другой способ узнать какое из них легче?

Д: можно подуть!

В: хорошо, давайте проверим и этот способ.

Освободите место для экспериментов, разложите перья рядом друг с другом и подуйте на них, что произошло.

Д: пуховое перо летит быстрее, чем моховое перо.

В: раз мы узнали, что пуховое перо летит быстрее, тогда какой вывод мы можем сделать?

Д: пуховое перо легче, чем моховое.

В: Ребята, давайте сравним эти два пера и определим, чем они похожи.

Д: у них есть волосики, у мохового и пухового пера – есть стержни.

В: Хорошо, молодцы, я с вами согласна. А в чем же их различие?

Д: моховое перо длинное, у него толстый стержень, оно жесткое на ощупь.

В: молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.

Физ. минутка под музыку «поиграем в птицы»

В: ребята, вы хорошо знаете названия многих птиц, но еще вы умеете делить слова на части.

Ребята, а на что делятся слова?

Д: на слоги!

В: я предлагаю сыграть вам в игру «угадай птицу по первому слогу». Проходите, ребята, за столы, присаживайтесь. У вас на столе лежат белые планшеты с правой стороны расположены птицы, слева первые слоги их названия. Ваша задача соединить первые слоги названия птиц с их изображением. Например: птица воробей, давайте поделим это слово поделим на слоги. Похлопайте в ладоши (во-ро-бей) три слога, а какой первый слог?

Д: первый слог – во

В: а есть ли с левой стороны такой слог? Замечательно, давайте соединим слог с картинкой! А теперь давайте попробуем сделать это самостоятельно.

Дети выполнили задание, меняются планшетами, проверяют друг друга.

В: ребята, а давайте проверим работу вместе?

Д: да

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В: молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием! А вы знаете, что Эколята мне признались, что им очень сильно нравится одна птица! А какая это птица, вы узнаете, если загадку отгадаете!

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели

Что за чудо? – на березе

Яблоки поспели

Д: снегири

В: ребята, посмотрите и здесь на березе сидят снегири, но они какие-то бесцветные, не яркие. Что же мы с вами будем делать, как поможем им обрести яркие краски?

Д: раскрасить.

В: да, действительно, мы с вами сегодня раскрасим их с помощью нетрадиционной техники- пластилинографии.

III.

Заключительная часть

5 мин

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

 В: Вот и закончилось наше путешествие по лаборатории.

Вы все большие молодцы, очень старались!

-  Ребята скажите пожалуйста, что мы делали сегодня? Что нового для себя узнали? Что было для вас самым сложным и почему?

(Ответы детей)

Скажем нашим гостям до свидания, до новых встреч!

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Выставка детских рисунков на тему: «Зимние птицы»

выполняется в  детском саду

                             

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Клоун и его друзья»

Задачи:Учить детей составлять целое из частей; находить предмет определённого цвета.Развивать понятия о цвете, развивать тактильные ощущения.Воспитывать у детей эмоциональный отклик при вс...

Конспект интегрированного занятия "Птицы - наши верные друзья"

Очень часто дети небрежно относятся к окружающей среде и животным. Это в первую очередь связано с отсутствием  должных знаний. В детском саду  для каждой возрастной группы разработаны ...

Конспект интегрированного занятия «Дружбу уважай, друзей своих не обижай» для детей средне – старшего возраста (4-6 лет)

данное занятие занятие воспитывает у детей дружеские взоимоотношения; привычкуиграть, трудиться, заниматься сообща....

Конспект интегрированного занятия "О дружбе и друзьях".

В конспекте представлена работа с детьми по формированию нравственного понятия  "дружба" и воспитанию доброжелательности к окружающим....

Конспект интегрированного занятия "Друзья для зайчика"

Конспект совмещающий разные образовательные области...