«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
консультация по окружающему миру

Дерябина Людмила Алексеевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Выступление на кустовом МО из опыта работы

Тема: «Детское экспериментирование –

средство интеллектуального развития дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Дерябина Людмила Алексеевна

2020г

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее выражены процессы цели-образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самореализации дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.

Приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

 Для развития экспериментальной деятельности в работе с детьми использую проектный метод. С помощью его охватываются разные образовательные области, что помогает достичь ожидаемых результатов.  Мною разработан мини-проект «Волшебница соль»

Срок реализации проекта. Краткосрочный

Участники проекта. Дети, родители, педагог

Цель проекта.         
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:

  • Формировать представления у воспитанников о видах соли, её свойствах;
  • Расширить представления воспитанников о значении соли в жизни человека, её пользе и вреде;
  • Познакомить с тем, каким способом добывается соль в мире и в нашей стране;
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, самостоятельно делать выводы;
  • Формировать умение рисовать нетрадиционным способом – солью; лепить поделки из соленого теста;
  • Воспитывать бережное отношение к соли, желание работать малыми группами.

Актуальность. 

Ребенок по своей натуре –  исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследуя соль, мы хотим всё о ней узнать, т.к. мы часто используем ее, но мало о ней знаем.

Гипотеза.

Мы высказали предположение, что соль необходима всему живому.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

  • Изучение необходимой литературы;
  • Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»
  • Постановка проблемных вопросов: «Что такое соль?», «Откуда соль взялась?», «Какая бывает соль?», «Соль – друг или враг?», «Значение соли в жизни человека?», «Свойства соли?»;
  • Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображением изделий из соли.
  • Подбор опытов, экспериментов «Тайнам нет конца»
  • Разработка буклета для родителей.

2. Основной этап:

  • Дидактические игры «Определи по вкусу», «Что лишнее», «Где живёт соль?», «Так бывает или нет?»;
  • Подвижные игры «Море волнуется раз», сюжетно-ролевые игры «Повар», «Семья», «Больница»; словесные игры «Что было бы если…», «Соль нужна потому что …»;
  • Беседы «Как добывают соль?», «Почему соль разного цвета?», «Эта удивительная соль». «Польза и вред от соли»;
  • Наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»;
  • Чтение художественной литературы: слушание сказок про соль, заучивание пословиц, поговорок про соль, отгадывание загадок;
  • Опыты, эксперименты: «Соль – это кристалл». «Соль растворяется в воде», «Эффект мёртвого моря», «Цветное настроение», «Выращивание кристаллов», «Волшебные превращения соли» (окрашивание соли гуашью), соль чистящее средство.

В процессе экспериментальной деятельности дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями. В результате проведения опытов были задействованы все органы чувств (дети не только видели и слышали, но и нюхали, трогали, и даже пробовали на вкус соль).

  • Изготовление поделок из солёного теста;
  • Аппликация из разноцветной соли «Это загадочная Королева Соль».

3. Заключительный этап:

  • Оформление буклета для родителей «Соль-друг, соль-враг»;
  • Консультация для родителей «Лепим из солёного теста», презентация;
  • Оформление выставки поделок из соленого теста «Чудеса из соленого теста»;
  • Оформление выставки рисунков детей «Это загадочная Королева Соль».

Результат.

В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.

Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Волшебница соль».

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Выступление на семинаре  - практикуме:«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов«Путешествие Маши и Медведя»(средн...

ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной актив...

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...

Педагогический совет №4 «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Детское экспериментирование  это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознаком...