«Метод экспериментирования в работе по ФЦКМ»
план-конспект занятия по окружающему миру

Петаева Анна Михайловна

      Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.
        Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0006f693-55e1a129.docx240.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод  экспериментирования в работе по ФЦКМ»

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.
            Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

               Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Моей задачей было:

  • сформировать у детей знания об окружающем мире;
  • привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
  • повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
  • обогатить активный словарь;
  • развить связную речь.

            Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
            Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
           Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
          Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
          Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"

Средства: язык, речь, поисковые действия.
         Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
         Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
         Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
        

Форма обучения: нетрадиционное занятие по ФЦКМ с элементами опытно-экспериментальной деятельности детей «Круговорот воды в природе»

Цель: Совершенствовать представления детей о воде и состоянии воды.

Задачи:

  • ознакомить детей с круговоротом воды в природе.
  • закрепить знания детей о свойствах воды.
  • развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Ход занятия

1-ая часть: Вводная

Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в ученых. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

На свете нет ее сильнее

В руках ее не удержать.

На свете нет ее буйнее,

И на коне не обогнать.

(ответы детей)

Вода — самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море.

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде, которая встречается в природе? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.

2-ая часть: Опыты

Ребята, вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, имеет ли вода форму? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость, не имеет формы.

Перелейте воду из стакана в тарелочку, окуните в нее губку, вся вода из тарелочки впиталась в губку. Так же и в природе, с поверхности морей, рек, океанов и земли вода в виде испарения поднимается вверх и образует облако. Поднимите свою губку. Но когда воды в облаке становится слишком много, то она в виде осадков опускается обратно на землю. Сожмите  губку в руках, что вы увидели, пошел дождик. А если бы сейчас была зима и вода в облаке замерзла, то пошел бы не дождь, а… (ответы детей). Проведя небольшой опыт, мы можем сформулировать три вывода: вода может испарятся, принимать жидкое, газообразное и твердое состояние, постоянно в движении. 

Физкультминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились путешествовать.

Взгляните на схему  «Круговорот воды в природе».  

Ребята, на доске висит карта, по этой карте мы узнаем как путешествует капелька. Давайте отправимся вместе с ней в путешествие. Работа со схемой.

Понравилось вам путешествие? Где мы побывали с капелькой, запомнили? Тогда давайте соберем из разрезных картинок геометрическую фигуру. Работа с разрезными картинками круговорот воды в природе, для закрепления материала.

Какая фигура у вас получилась?  (круг) А что нарисовано на картинках? (вода). Сегодня мы свами познакомились с понятием круговорот воды в природе.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница — наша вода.

3-ая часть: Заключение

Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! Были путешественниками вместе с капелькой. И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

Ребята, а для того чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поработать с лэпбуком «Волшебница - Вода», где вы найдете множество игр и интересных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ)«Золотая Осень»

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ) для детей старшей группы. Цель: закрепить  представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект образовательной деятельности в области "Познания" на тему:"ФЦКМ. " Игрушки.Знакомство с русской матрёшкой""

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема "Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой"- из цикла интегрированных занятий на тему: "Матрёшка"...

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Перспективное планирование работы в средней группе на месяц (октябрь). ТЕМА: «Осень!» («ФЦКМ», «ФЭМП», «Коммуникация»)

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога ф...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...