Игры для детей старшего дошкольного возраста по темам "Профессии", "Орудия труда"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Скотникова Татьяна Викторовна

Представленный материал можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста по осуществлению работы по ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_professii_orudiya_truda.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Скотникова Татьяна Викторовна,

воспитатель ГБДОУ детский сад№44

Кировского района Санкт-Петербурга

Игры по темам «Профессии», «Орудия труда»

«Меморина»

Цель: развивать у детей  внимание, память. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих профессии или орудия труда.

Игровой материал: набор парных картинок с изображением орудий труда.

Ход игры: карточки перемешиваются и выкладываются рядами на столе, картинками вверх. Дети несколько секунд смотрят на картинки, запоминают их расположение, затем картинки переворачиваются, и игроки по очереди открывают пары картинок. Выигрывает тот, кто открыл больше пар картинок.

Начинать можно с 8 пар картинок, выложив их квадратом 4х4, постепенно можно увеличивать число пар.

«Узнай на ощупь»

Цель: формировать умение на ощупь определять предмет. Активизировать словарь детей за счёт слов-названий орудий труда, материалов, из которых они сделаны.

Игровой материал: детский набор орудий труда

Ход игры: по считалке выбирается водящий, он поворачивается к детям спиной, руки убирает за спину. Кто-то из детей, тоже выбранный по считалке, кладёт водящему в руки какое-либо орудие труда. Водящий должен определить на ощупь, что это за предмет, из чего сделан, человеку какой профессии он нужен. Затем, тот ребёнок, который давал задание водящему, сам становится водящим, игра продолжается.

«Разложи правильно»

Цель: формировать у детей умение классифицировать предметы по определённому признаку.  Развивать мышление, речь-доказательство. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих орудия труда, посуду, транспорт.

Игровой материал: три обруча, набор картинок с изображением орудий труда, посуды, транспорта и др.

Ход игры: Самоделкин предлагает детям выполнить задание:

-В большой обруч положить орудия труда, в средний – предметы из металла, в маленький – транспорт.

-В маленький обруч положить орудия труда, необходимые повару, в средний – садовнику, в большой – режущие предметы.

Дети выполняют задание, объясняют, почему именно так разложили картинки, исправляют ошибки.

«Путаница»

Цель: развивать зрительное внимание и память, зрительно-пространственную ориентировку, воображение и логическое мышление.

Игровой материал: карточка  с контурными изображениями орудий труда, наложенными друг на друга.

Ход игры: воспитатель показывает детям карточку и говорит, что только на первый взгляд всё здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если присмотреться, мы увидим изображении, точнее контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что изображено на карточке, нужно постараться проследить контур каждого предмета очень внимательно. Воспитатель проводит указкой (не отрывая её) по линии выбранного контура несколько раз, пока дети не узнают и не назовут орудие труда.

Усложнения: можно предложить детям на приложенной к карточке кальке обвести по отдельности каждый предмет, заштриховать его.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепить обобщающее понятие «орудия труда», развивать мышление, речь-доказательство, совершенствовать навыки чтения.

Игровой материал: карточки с изображением трёх орудий труда и одного предмета, таковым не являющимся, или все, кроме одного предмета имеют общий признак (цвет, материал, назначение)

Для читающих детей можно использовать аналогичные карточки со словами.

Ход игры: ребёнок рассматривает карточку, называет лишний предмет, и объясняет свой выбор; или читает и зачёркивает лишнее слово

«Найди слова»

Цель: совершенствовать навыки чтения детей, развивать внимание, обогащать словарный запас детей за счёт слов, обозначающих орудия труда.

Игровой материал: таблица, разделенная на клетки. В каждой клетке – буква, слова читаются слава направо и сверху вниз.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти и прочесть все названия орудий труда, которые зашифрованы в этой таблице. Выигрывает тот, кто найдёт большее слов.

«Прочти и найди»

Цель: закрепить знание детьми орудий труда, совершенствовать навыки чтения, понимать смысл прочитанного слова, подбирать к слову картинку.

Игровой материал: картинки с изображением орудий труда, карточки со словами, обозначающими орудия труда, мешочек.

Ход игры: Дети по очереди достают из мешочка карточку, читают её, находят нужную картинку. За каждое правильно прочитанное слово и правильно найденную картинку, ребёнок получает жетон, выигрывает тот, кто больше жетонов соберёт.

«Помоги Лёше»

Цель: закрепить знание орудий труда, формировать умение чётко произносить звуки л-ль, умение различать их, упражнять в нахождении слов с этими звуками.

Игровой материал: картинки с изображением орудий труда, фотография садовника Лёши.

Ход игры: воспитатель показывает детям фотография садовника Лёши и говорит:

-Лёша очень любит выращивать розы, весной у Лёши очень много работы  в саду. Он прислал вам задание: подумайте и скажите, в названиях каких предметов есть звуки л  или ль, определите место звука в слове.

«Кому, что нужно для работы»

Цель: систематизировать знания детей о том, какие орудия труда нужны людям различных профессий. Уточнить назначение орудий труда. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих орудия труда и профессии.

Игровой материал: карточки с изображением людей различных профессий, орудия труда.

Ход игры: детям предлагается выбрать одну картинку с изображением человека какой-либо профессии, затем на стол выкладываются карточки с изображением орудий труда, и дети подбирают нужные картинки. Затем все вместе проверяют, правильно ли подобрали картинки, исправляют ошибки.

«Шифровки»

Цель: совершенствовать навыки чтения детей, развивать внимание, обогащать словарный запас детей за счёт слов, обозначающих орудия труда.

Игровой материал: лист бумаги. На котором расположена таблица, которой каждая буква находится под определённой цифрой и «шифровки» слов цифрами.

Ход игры: детям предлагается расшифровать слова с помощью таблицы. Данные игры можно использовать, как самостоятельные задания, а также на праздниках или вечерах досуга, как, например, задание от Самоделкина, или Винтика и Шпунтика. Можно организовать соревнование: какая команда быстрее разгадает слова. 

«Сложи узор»

Цель: развивать способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию.

Игровой материал: кубики Никитина «Сложи узор», картинки с изображением ножниц и пилы.

Ход игры: детям предлагается сложить пилу, ножницы, используя кубики и картинку - подсказку можно провести соревнование, кто быстрее соберёт картинку.

«Чёрный ящик»

Цель: Развивать логическое мышление, закрепить знание орудий труда, знание различных профессий.

Игровой материал: черный ящик, в котором лежат орудия труда или картинки с их изображением

Ход игры: воспитатель или какой-то сказочный персонаж, например, Емеля, показывает детям чёрный ящик, а дети должны догадаться, человеку какой профессии они принадлежат.

«Кто работает в театре»

Цель: уточнить знания детей о профессиях людей, работающих в театре.

Игровое оборудование: мяч.

Ход игры: Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч воспитателю.

- Кто главный в театре?

- Кто играет в спектаклях?

- Кто играет на скрипке?

-Кто отвечает за световые эффекты?

- Кто работает в буфете?

-Кто работает в гардеробе?

-Кто помогает зрителям найти свои места в зале?

-Кто руководит оркестром? и т.д.

«Один – много»

Цель: Формировать умение употреблять существительные, обозначающие профессии или орудия труда в единственном и множественном числе.

Игровой материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель, а затем и ребёнок водящий встаёт в центр круга, называет слово, относящееся к театру, кидает мяч ребёнку из круга, а тот дожжен сказать это слово во множественном числе и бросить мяч водящему. Например,  артист - артисты, учитель – учителя, продавец – продавцы; молоток – молотки, пила – пилы, игла – иглы и т.д.

Следующий водящий выбирается по считалке. Если игрок ошибся, ему помогают другие, сказать слово правильно.

«Угадай, что загадали? Скажи правильно»

Цель:

1.Формировать у детей внимание.

2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

3.Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих посуду, орудия труда, мебель; слов: справа, слева, снизу, сверху, между.

4.Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными; прилагательные с существительными в мужском, женском и среднем роде.

5.Формировать умение употреблять существительные в нужном падеже.

6. Формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

7. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную и превосходную форму существительных.

8. Формировать умение читать слова и подбирать к ним картинки.

9.Развивать мышление.

10.Совершенствовать навыки счёта и сравнения предметов.

11.Развивать умение использовать план.

12.Закрепить знание материала, из которого изготовлены предметы.

13.Закрепить знание цветов и их оттенков.

14.формировать умение объединять предметы по определённому признаку.

Игровой материал: таблица, разделённая на клетки, в каждой клетке картинка с изображением посуды, мебели, орудий труда. Карточки с цифрами «2» и «5», числовые фигуры: «один», «много», карточки с названиями предметов, карточки с прилагательными, карточки-планы.

Ход игры: воспитатель показывает детям таблицу, предлагает её рассмотреть и выполнить задания. Не следует сразу давать все задания, чтобы не переутомлять детей. 

- Я загадала предмет, слева от него ножницы, справа лопата, снизу чайник, сверху пила. Угадайте, что я загадала? Кто первым догадался, загадывает свой предмет.

-Как называются эти цифры? (2 и 5). Я буду показывать указкой на цифру и предмет, а вы должны озвучит то, что я показала. (Два топора. Пять топоров).

-Что обозначают эти карточки? (один, много). Я буду показывать указкой на карточку и предмет, а вы должны озвучит то, что я показала. (Отвёртка - отвёртки).

-Угадайте, какой предмет находится в первом ряду второго столбика (иголка).

-Про что можно сказать острый, острая? Расскажите, где находятся эти предметы.

-Назовите ласково предметы первого ряда; третьего столбика.

-Отгадайте загадку, скажите, где находится отгадка.

-Прочти слово, расскажи, где расположен предмет, которое данное слово обозначает.

-Назовите только металлические предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда"

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхожд...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

Данная методическая разработка включает в себя теоритическую часть,в которой указаны мтоды приемы обучения по данной теме,а так же предлагается перспективный план работы на год с детьми по ознакомлени...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду

У детей же 5-6 лет уже возможно и необходимо воспитывать осознанное положительное отношение к труду. Это составит фундамент их нравственного развития, основу для дальнейшего активного участия в ...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Труд, финансы, экономика»

Материал представляет собой мультимедийную презентацию и методические рекомендации по ее использованию в образовательном процессеОсновная цель: создание условий для экономического воспитания детей.Зад...