Воспитание у дошкольников в первой младшей группы бережного отношения к природе через наблюдения.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Казанцева Надежда Александровна

Сообщение из опыта работы о воспитании дошкольников в первой младшей группы бережного отношения к природе через наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольников первой младшей группы бережного отношения к природе через наблюдения.

Воспитатель: Казанцева Н.А.

             Нижний Новгород

                                                         2021

  В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой.  Иногда небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. Зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно? (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц…)

Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Метод наблюдения в знакомстве с природой детей является основным. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение -это  специально  организованное  воспитателем,  целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.

По ряду наиболее важных критериев различают следующие виды наблюдений:

По длительности проведения:

эпизодические, или кратковременные,

длительные (состоящие из эпизодических).

По месту проведения:

в специально организованных (например, в живом уголке или в цветнике),

в естественных условиях (у озера, в парке, в лесу и т. п.).

По способу возникновения:

плановые (спланированные и подготовленные воспитателем),

спонтанные (возникающие по инициативе ребят, например, если они увидели гусеницу и наблюдают за ней под руководством педагога).

По новизне задач:

первичные (знакомство с новым объектом, например, с кроликом),

повторные (наблюдение за этим объектом и получение новых сведений, например, обучение уходу за кроликом),

сравнительные (например, сравнение кролика и хомяка),

итоговые (систематизация всех полученных знаний о кролике).

По цели:

распознающие (их цель — узнать, что за объект подлежит наблюдению, выделить его характерные черты, одним словом, получить ответ на вопрос «Кто это?» или «Что это?»),

воссоздающие (цель таких наблюдений — воссоздать объект по памяти, например, узнать животное по следам на снегу или растение по его листикам).

По объекту наблюдения:

наблюдения за неживыми предметами, природными явлениями (небо, ветер, дождь и т.д.);

наблюдения за предметами живой природы (деревья, трава и т. д.);

наблюдения за транспортными средствами (например, за грузовиком, подъехавшим к забору детского сада);

наблюдения за животными (на улице или в живом уголке);

наблюдения за трудом людей (в детском саду, например, за тем, как нянечка наливает суп, на территории около учреждения, где дворник убирает снег или листья, на экскурсии в магазин или на почту и т. д.).

Чаще проводились плановые наблюдения. Например: За деревьями, кустарниками, осенними цветами. Наблюдения за деревом проводились длительно, в течении недели подходили к дереву и становились в круг, чтобы дерево было видно всем, отмечали, что на ветках дерева сегодня листьев меньше чем вчера, что они опадают. Рассказывала детям, что деревья нельзя обижать, нельзя делать им больно, ломая веточки, потому что сломанные веточки больше не вырастут. Зато можно поливать (весной, летом), или собирать опавшие листья (осенью). Таким образом, наблюдая за растительным миром природы, мы вводили правила поведения в природе, учили детей бережно относиться к природе.

Спонтанные наблюдение проводились за птичкой, за кошкой, за собачкой. Если на территорию детского сада забегала кошка, проводилось наблюдение за кошкой. Привлекала внимание детей к животному, используя потекши, четверостишье, образные выражения. 

Руководя наблюдением за животным, направляла внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается?»

Вместе с детьми рассматривали части тела кошки (туловище, голова, ноги, хвост), внешний вид. Объясняла детям, что кошку нельзя бить, пугать, обижать, а можно покормить, погладить. Таким образом, воспитывала бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

 Наблюдение я проводила как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Со всей группой (фронтально) наблюдения проводились на прогулке.

В нашей группе,  в уголке природы, где содержаться комнатные растения, я  проводила наблюдение с малым количеством детей. Обращала внимание детей на то, что эти растения живут только дома в горшочках, они не могут жить на улице, что они украшают нашу группу, что их рвать, обижать нельзя, а можно поливать, протирать листья. Таким образом дети учились

бережно относиться к растениям. Запомнили, что все растения – живые существа, что для жизни им нужны тепло, свет, вода, земля, воздух. Я научила детей не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это и есть важнейший шаг к развитию экологической культуры.

Так как на участке нашего детского сада много деревьев (ели, сосны, березы, рябина, кусты), мы с детьми ежедневно на прогулках  наблюдаем за птицами (воробьи, сороки, вороны, снегири, голуби. В процессе наблюдения за голубями и воробьями, я говорила детям, что птиц пугать нельзя, что они наши друзья, нужно учиться вести себя тихо, не кричать, не делай резких движений, не подходить близко! Выходя  на прогулку, мы брали с собой  корм и ребята с удовольствием их кормили.  Я объясняла детям, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц.  При  наблюдении  я  использовала приём договаривания  слов в знакомых  потешках  и стихах. Например, при наблюдении за сорокой (сорока-белобока).  

На нашей клумбе вначале осени есть осенние цветы, мы с детьми во время наблюдения рассматривали их очень внимательно, я обращала внимание детей на цвет и форму цветка. Объяснила, что цветы живые, они радуются солнцу, теплу, пьют воду и благодарны, тем кто за ними ухаживает. Объясняла, что цветок срывать нельзя, а можно смотреть на него, любоваться его красотой, поливать. Также мы закрепили правила бережного обращения с растениями: нельзя рвать, топтать их. А самое главное, мы научились замечать, наблюдать, любоваться и восхищаться красотой цветущих растений! 

Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, и богатое воображение.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр

Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...

« Воспитание бережного отношения к природе через театрализованную деятельность».

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования у дошкольников основ экологическ...

Воспитание бережного отношения к природе через театрализованную деятельность».

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаи...

« Воспитание бережного отношения к природе через театрализованную деятельность».

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования у дошкольников основ экологическ...

Воспитание у дошкольников первой младшей группы бережного отношения к природе через наблюдения.

Сообщение из опыта работы. Воспитание у дошкольников первой младшей группы бережного отношения к природе через наблюдения....

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БАРТО В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (В ПЕРВОЙ МЛАДШЕ ГРУППЕ)

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они формируют пре...