проект Христова Пасха
проект по окружающему миру (младшая группа)

Юлия Юрьевна Курзанова

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hristova_pasha.docx168.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение - детский сад № 20 «Светлячок» г.Сафоново Смоленской области

 

 

Проект:

  «Дорого яичко к Христову Дню ».

Вид проекта:  творческо-информационный.

Срок реализации проекта:  краткосрочный 1 неделя.

 

Автор-составитель:         

Юлия  Юрьевна Курзанова

 

г. Сафоново

2020



Актуальность темы:

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети имеют недостаточно представления об этом празднике.

Участники проекта: дети  младшей группы, воспитатели, родители.

 Постановка проблемы: узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи: 

Воспитывать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

Формировать эмоциональную отзывчивость к истории родного края.

 Ожидаемые результаты проекта:

 Расширение кругозора детей.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.

Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество,  социализация.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

Обоснование актуальности темы.

Определение цели и задач проекта.

Создание развивающей среды: подбор литературы, пособий, атрибутов.

 2 этап. Основной.

Реализация проекта через интеграцию различных видов деятельности по 5 образовательным направлениям. В том числе:

  

Основная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему:   

  «Что такое хорошо, что такое плохо?»

 Цель:

Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное». 

Цель: развивать воображение, творческую активность, умение украшать всю поверхность, развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к прикладному искусству.

 Лепка из солёного теста « Пасхальный кулич»

 Музыка. 

Слушание фонограммы «Колокольный звон».

 «Пасхальный перезвон» (игры с колокольчиками)

Цель: Вызвать положительные эмоции, чувство восхищения, воспитывать умение удивляться красоте звучания колокольчиков, формировать у детей представление о колокольчиках их звучании, активизация словарного запаса.

Совместно образовательная деятельность с детьми состоит из :

Дидактических игр: «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты), «Подбери по цвету», «Большой - маленький».   

Цель: развивать умение находить отличительные признаки картинок, закрепить названия большой – маленький, развивать зрительную память, развивать внимание и мышление.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи).

Пасхальные игры-забавы: «Собрать в корзину яйца» «Катание яиц», «Раскрути яйцо», (кто дольше),  «Найди яйцо под шляпами»   «Пасхальное гнездышко». 

Цель: Вызвать положительные эмоции, интерес к играм, закрепить умение сочетать движение и речь .

Игра драматизация по сказке «Курочка Ряба». Тема: «Курочка Ряба»

Цель: Развивать желание рассказать сказку вместе

с воспитателем, прививать интерес к драматизации

вызвать положительные эмоции от восприятия.

 Подвижная игра «Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

 Индивидуальная беседа Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»

 Художественная литература.

Чтение: Л. Зилов «Легенда о Христовом жаворонке»;

Заучивание стихотворения  о празднике Пасхе;

 Работа с родителями. 

Папка-передвижка Тема: «Как объяснить ребёнку, что такое Пасха», «Как праздновать Пасху», «Пасхальные традиции и значение для семьи» Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей: ознакомление с историей и традициями народного праздника «Пасха»

 3 этап: Заключительный

 Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.

 

   Критерии эффективности проекта:

- расширение активного словаря детей

- развитие познавательной активности детей через продуктивную и познавательно – экспериментальную деятельность

- развитие творческих способностей детей

 - повышение интереса родителей к совместной с детьми художественно – творческой деятельности

Результат реализации проекта.

 В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание  ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.

 

Конспект ООД по познавательному развитию  детей младшей группы

 « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель:

Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Задачи:

1. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

2. Развивать стремление ребёнка совершать добрые поступки.

3. Формировать представление о доброте, как о важном человеческом качестве.

Ход занятия:

  В гости к детям приходит Мишка: «Здравствуйте! »

-Ребята, кто к нам пришёл в гости?  

Давайте поздороваемся с Мишкой.

- Что случилось, Мишка? Почему ты такой печальный?

Мишка рассказывает детям свою невесёлую историю:

- Наш лес, где я живу, заколдован: не поют своих песен птицы, а лесные звери впали в спячку и не слышат, как от голода и холода плачут их малые детки. Одному мне удалось вырваться из этого заколдованного леса. Я пришёл к вам за помощью, чтобы вы помогли мне расколдовать лес.

- Дети, вы согласны помочь нашему гостю?  

Мишка, подскажи, пожалуйста, как тебе помочь?

Мишка: «Помогут мне ваши добрые поступки. А вы умеете

совершать добрые поступки? (Ответы детей) .

- Ребята, что значит «совершать добрые поступки»?

 - Правильно, вы назвали добрые поступки, а тех людей, кто их

совершает, называют добрыми. Послушайте стихотворение:

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться: «Доброе утро! »

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Мишка: «Ребята, а вы утром при встрече здороваетесь?

А с кем ещё вы здороваетесь?

Вот видите, одно доброе дело у вас уже есть! »

 Мишка: «Но одним добрым делом не расколдовать лес! »

- Не расстраивайся, Мишка, мы постараемся с ребятами совершить ещё немало добрых дел и эту копилочку ты отнесёшь в лес. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Букет вежливых слов». Каждый из вас берёт по цветку и становится в круг. Мы будем составлять красивый букет из вежливых слов: назовите свое вежливое слово и поставьте цветок в вазу. Красивый букет у нас получился? Вам нравится он? Ваши вежливые слова похожи на эти красивые цветы. А вежливые слова всегда всем нравятся. Я благодарю всех вас за такой красивый букет вежливых слов.

-Ребята, пока мы с вами играли, наши цветочки заплакали. Давайте посмотрим. А почему они заплакали? Подскажите, как помочь нашим цветам?  

Мишка: А как ещё можно им помочь? (Протереть пыль с листьев, взрыхлить почву) .

- Молодцы! Какие вы добрые, заботливые. Посмотрите, как наши цветы обрадовались и говорят вам «спасибо».

Мишка: Вот, ребята, вы сделали ещё одно доброе дело. Я опускаю в копилку еще одну добринку.

А сейчас давайте поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо? ». Я буду называть разные поступки, а вы их оценивать: какие из них хорошие, а какие-плохие. Если поступок хороший, то вы  хлопаете, а если поступок плохой-  топаете.

Начинаем!

-Мальчик не помыл руки перед едой.

-Помог сестрёнке одеться.

-Девочка помогла маме помыть посуду.

-Мальчик поломал машинку.

-Дети подарили маме цветы.

-Теперь я буду говорить, как вы ведёте себя, а вы оцените : хорошо это или плохо: бегали по кроватям, капризничали и не слушались маму, накормили на прогулке птиц, перебивали разговор взрослых, вежливо обращались с просьбой.

(Звучит сигнал бедствия)

-Ребята, к нам поступил сигнал бедствия от книжек. Давайте подойдём к книжному уголку и посмотрим, какая помощь нужна книжкам.

Дети: Они разбросаны, их надо аккуратно разложить по полочкам.

- Вот теперь вы молодцы! Вы опять сделали ещё одно доброе дело. Опускаем добринку.

Участие детей в мини-инсценировке : два мальчика не поделили игрушку, ссорятся. - Что случилось? Почему вы ссоритесь? Вы, наверно, забыли правило? Напомните, ребята.

Дети: Нельзя отбирать игрушку, надо вежливо попросить, глядя в глаза: «Дай, пожалуйста! »

- А ещё нам поможет помириться «Мирилка» (мальчик-игрушка) .

Подойдите к нему и произнесите волшебные слова глядя друг другу в глаза: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а только улыбнись! Молодцы! Уже помирились!

Мишка: А когда дети мирятся- это тоже добрый поступок. Я опускаю ещё одну добринку.

 -Скажите, дети, какие поступки приносят радость окружающим вас людям? А какие огорчают?

- Да, ребята, к окружающим нас людям надо относиться так, как бы вы хотели, чтобы так относились к вам.

Мишка: Мне было очень интересно у вас в садике, но я так хочу помочь своим лесным друзьям – расколдовать лес!

- Мишка, в нашей копилке набралось уже немало добрых дел. Отнеси её своим друзьям в лес.

(Мишка благодарит детей за помощь, забирает копилку и прощается.)

 Сюрпризный момент: «Вкатывается» снежный ком.

- Что это? Снежный ком, да он не простой (потряхиваю, в нём

что-то есть: достаю свёрнутый лист, разворачиваю его, читаю:

«Дорогие ребята, мы лесные жители шлём вам волшебное слово «Спасибо! », за то, что вы помогли нам своими добрыми поступками расколдовать лес и дарим вам эти замечательные сердечки, передавая свою любовь вам, доброту и сердечность.

Желаем оставаться такими же добрыми и заботливыми, совершать только добрые поступки.

 - О чём мы с вами сейчас говорили? – про доброту и добрые поступки.

- Каким человеком лучше быть добрым или злым? – добрым.

- А что делает добрый человек? – помогает, делится игрушками, любит растения и животных.

- У каких людей больше друзей? – у добрых.

- Каких людей на свете больше добрых или злых? – добрых.

Жизнь для добрых дел дана,

Ими славится она!

Счастлив ты, когда успел

Сделать много добрых дел!

Литература.

1. Алябьева, Е. А. Тематически дни и недли в детскрм саду: Планирование и конспекты/ Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 160с.

 2. Кочеткова, А. В. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Практикум: Учебно – методическое пособие для студентов факультета дошкольного и начального образования/ А. В. Кочеткова. – Арзамас: АГПИ им. Гайдара, 2005. – 199с.

3. Мосалова, Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста/ Л. Л. Мосалова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 29с.

4. Г.Ю. Низова  «Наши праздники»

-«Православные праздники для детей», Издание Свято - Успенского Псково – Печерского монастыря, 2006

5.Князева О.Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

6.http://detochka.ru/articles/a_9059/

http://deti-burg.ru/tvorchestvo/ 

 

 раскраска

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Роспись пасхального яйца» Цель: Знакомство с традициями русского народа.

Задачи: 

- Познакомить с историей праздника Пасха и традициями, связанными с росписью пасхальных яиц.  Закрепить в понятии детей, что яйцо – символ начала новой жизни, победы добра над злом. Познакомить детей с народной игрой «Катание яиц».

  - Воспитывать уважение к русской народной культуре.

   - Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук. Получить удовольствие от работы.

Предварительная работа:

Организовать в группе выставку пасхальных яиц. Подготовить формы яйца и раскрасить их в красный цвет.

Материал: заготовки  « яйца», окрашенные в красный цвет, гуашевые краски, сундучок, салфетки, кисти, деревянное расписное яйцо.

 Ход занятия:

Дети сидят на ковре, воспитатель показывает детям сундучок.  

Воспитатель: Ребята, вы знаете какой сегодня необыкновенный день? Со мной с самого утра начали происходить чудеса. Представляете, проснулась, потянулась немножко, посмотрела в окошко, чтобы поздороваться с солнышком, а на окне стоит вот этот сундучок, а открыть его ни как не могу, только на обратной стороне загадка написана. Вот послушайте эту загадку:

«Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем,

И он открылся и оттуда,

Живое выбежало чудо! ».

Дети: Это яйцо!

Воспитатель: А как вы думаете, кто может появиться из этого яйца?

Дети: Цыплёнок, это яйцо куриное!

Воспитатель: Яйцо — маленькое чудо, в нем таится жизнь.  

Каждый год весной многие люди отмечают праздник -  Пасхи.  Символом этого праздника является яйцо.

 Люди начинают готовиться к нему заранее: наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца. - Пасхальные яйца – специально расписанные яйца, которые дарят друг другу православные на Пасху. Раскрашивание яиц - давний обычай. Среди разноцветных яиц главное- яркое красное. На Пасху мы радостно говорим: "Христос Воскрес! " и обмениваемся крашеными яичками.

Предложить детям рассмотреть небольшую выставку пасхальных яиц.

Воспитатель показывает расписное яйцо, обращая внимание на элементы росписи и предлагает самостоятельно расписать яйцо самыми яркими красками. Дети выполняют задание.  

Воспитатель: посмотрите, какие красивые получились пасхальные яйца, вы правильно подобрали краски для их украшения. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

ОД заканчивается  народной игрой «Катание яиц».  

Конспект занятия для  младшей группы. Лепка из соленого теста «Пасхальные куличи». 

Программное содержание:

Познакомить детей с праздником - Пасха. Упражнять детей в лепке овальных форм, расплющивании теста. Продолжать учить украшать изделия с помощью предметов, дающих оттиск.   Развивать эстетический вкус.

Материалы к занятию:

Соленое тесто, гречневая крупа, доска для лепки.

Состав теста:

1 стакан муки, 1 стакан соли, 1 ст. ложка растительного масла, 0, 5 стакана воды. Окрасить тесто в разные цвета, добавив гуашь.

Ход занятия: Воспитатель задает вопросы детям

Какое сейчас время года?

Почему вы так решили? Какие изменения в природе вы заметили?

Затем взрослый читает стихи К. Фофанова

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

Перед праздником хозяйки убирают дом. После этого красят яйца, пекут куличи, ходят в гости. На Пасху мы радостно говорим: "Христос Воскрес! " и обмениваемся крашеными яичками.

Предложить детям порадовать своих близких - сделать в подарок пасхальный кулич из соленого теста. Для этого проходите в нашу «мастерскую». Дети замешивают солёное тесто, под руководством воспитателя,  проговаривая и выполняя пальчиковую гимнастику:

 Посмотрите вы на нас,

Мы печём кулич для вас.

Вот яйцо, а вот мука

И немного творога.

 Тесто месим мы руками-

Убедитесь в этом сами.

Месим, улыбаемся.

Мы для вас стараемся.

Вы пекитесь куличи

В нашей пламенной печи.

Делят тесто на кусочки

 Нужно взять кусочек теста и катать его круговыми движениями рук. Затем получившийся шарик кладем на доску для лепки и расплющиваем ладошкой (для получения цилиндрической формы). После этого нужно украсить свое яичко с помощью гречневой крупы.  

Дети приступают к выполнению работы. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, хвалит детей за работу.

Восп: Давайте поставим наши куличики в печку ( куличи выпекают в микроволновой печи 4-5 мин.)

Восп: Печку, детки, открываем,

Куличи мы вынимаем.

О Д можно закончить чаепитием с настоящими куличами, которые принесли из дому.

ЛЕГЕНДА О ХРИСТОВОМ ЖАВОРОНКЕ. Зилов Л.

 В утро воскресения Христа, на ранней-ранней заре, вблизи пещеры, куда положили тело Спасителя, спал в траве маленький серенький жаворонок. В предутреннем холоде спалось ему так сладко ... Снилось жаворонку, будто он летит над северными странами, лежат внизу поля, кое-где еще покрытые снегом, стоят ещё голые деревья, и только пушатся бархатными шариками вербы. Затянулось небо мглой, и едва-едва просвечивает тусклое солнышко; но рад жаворонок лететь домой, знает он, что скоро всё зазеленеет и зацветет на милом севере.

 И вдруг что-то разбудило жаворонка. Яркий, ослепительно яркий свет озарил его, и встрепенулся жаворонок, видит: стоит над ним весь сияющий небесным светом Христос.

Не испугался жаворонок, а только вспорхнул и закружился, очарованный, над головой Спасителя. И услышал жаворонок нежное небесное пение - то пели ангелы о воскресении Христа.

А Христос поднял Своё лицо к жаворонку и сказал:

- Лети на далёкий холодный север и воспой там песню о Моём воскресении.

И взвился жаворонок в голубую высь неба, и собрал жаворонок тысячи других жаворонков, и полетели они на свою далёкую хмурую родину.

И там, над полями, ещё покрытыми кое-где снегом, над голыми деревьями с ещё нераскрывшимися почками, ,над вербами с милыми бархатными шариками, - запели они в мутном холодном небе песню о воскресении Христа.

- Христос Воскресе! - пели жаворонки.

Смертью победил смерть и дал жизнь тем, кто умер!

А дети кричали, хлопая в ладоши:

- Жаворонки, жаворонки прилетели!

И взрослые поздравляли друг друга с весной и говорили:

- Им всё равно, этим жаворонкам: пусть туман, пусть валит снег налетает суровый ветер - они поют свою песню.

И вспоминали взрослые свои далёкие лучшие годы, когда они были молоды, и ещё раньше, когда они были детьми, и думали:

«Они вернули нам радость, эти жаворонки! Они

умеют сделать чудо своей песенкой! Они поют, и мы снова молоды! Мы воскресли, как воскресло всё вокруг - и леса, и поля!».

В это время кто-то из детей сказал:

- Они поют «Христос Воскресе» ... Вы только вслушайтесь хорошенько!

И взрослые улыбнулись мальчику и прислушались.

 

- Христос Воскресе! - пели жаворонки. - Он смертью победил смерть!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая Пасха"

Педагогический проект «Светлая Пасха».Цапурова Ирина ИвановнаМДОУ д/с №4 «Светлячок» г. Бологое Тверская область. Целеполо...

Праздник Воскресения Христова.Пасха.

Конспект занятия  религиозного воспитания "Праздник Воскресения Христова. Пасха". Работа  с детьми ведется на базе программы "Добрый мир.Православная культура для малышей"....

Час досуга "Воскресение Христово. Пасха"

Цель: познакомить учащихся с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к н...

Презентация "Светлое Воскресенье Христово . Пасха".

Презентация "Светлое Воскресенье Христово . Пасха"....

Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)

На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...

Конспект на тему: «Праздник Воскресение Христово. Пасха.».

Это комплексное занятие в рамках программы "Добрый мир", которое включает в себя познавательную часть (воспитатель рассказывает детям о празднике светлой Пасхи, знакомит их с традициями этог...

Разработка НОД по духовно- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО" ("ПАСХА КРАСНАЯ").

Цель занятия: формирование представления о православном празднике "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО" ("ПАСХА КРАСНАЯ") и приобщение дошкольников к традициям и обычаям русского  праздника....