технологическая карта НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мошкина Елена Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное и физическое развитие.

Вид деятельности: Познавательно – исследовательская.

Название: «Вместе поможем лисе построить надёжный дом»

Тема: в рамках комплексно тематического планирования «Мы снова вместе. Мы будущие школьники.»

Возрастная группа: воспитанники 5-6 лет

Время, место проведения, длительность

Форма: фронтальное занятие

Технология: Личностно ориентированные технология критическое мышление, опытно – экспериментальная деятельность (лаборатория) с элементами эмоционального погружения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное и физическое развитие.

Вид деятельности: Познавательно – исследовательская.

Название: «Вместе поможем лисе построить надёжный дом»

Тема: в рамках комплексно тематического планирования «Мы снова вместе. Мы будущие школьники.»

Возрастная группа: воспитанники 5-6 лет

Время, место проведения, длительность

Форма: фронтальное занятие

Технология: Личностно ориентированные технология критическое мышление, опытно – экспериментальная деятельность (лаборатория) с элементами эмоционального погружения.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросёнка», М. Маяковский «Кем быть?».

Рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним. Проведение с-р игр «Строители», «Строим дом», д/и «Что лишнее?», «Кому что нужно для работы?».

Учебно – методический комплект: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: 2010.; Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.; Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.; Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.; Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

Средства

Наглядные:  лиса, картинки с изображением домиков 3х поросят,

других  строительных материалов; солома; ветки;  материал для проведения

эксперемента «изготовим бетон» (песок, цемент, камни, вода), формочки,

салфетки, камни, лупы, салфетки, готовая плитка бетона.

Мультимедийные: презентация, отображающая все этапы НОД

Музыкальные: весёлая музыка для настроения

Составитель: Мошкина Елена Александровна - воспитатель

Цель: расширение представлений детей о различных строительных материалах. 

ЗАДАЧИ

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные: Продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; учить доказывать целесообразности их использования опытно - экспериментальным путем; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы

Развивающие: Развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности, сенсорные ощущения, воображение, эмоциональный отклик.

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать желание оказывать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом.

  1. Развитие умения работать в команде.
  2. Развитие эмоциональной - выразительности.
  3. Закрепление умения чётко выполнять совестную инструкцию.
  4. Закрепления умения работать в лаборатории.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

  1. Организационный

(художественное слово)

 Педагог: - Колокольчик, зазвени!

Всех ребяток позови!

Как услышат – прибегут

Вместе, дружно встанут в круг.

И со мной играть начнут.

- Я очень рада вас всех снова увидеть вместе. Вы так выросли, а какие глазки у вас умненькие. А вы рады снова оказаться всем вместе в детском саду?

- А ещё мы очень рады нашим гостям. Давайте с ними поздороваемся по-особенному, хотите я вас научу?

(предполагаемые ответы детей)

- Сейчас повернитесь к гостям помашите правой ручкой и скажите: «Здравствуй гость дорогой – рады встречи мы с тобой»

- А гости помашут нам в ответ и скажут: «Здравствуйте ребята, и мы вам очень рады»

 

- Звенит в колокольчик, привлекая внимание воспитанников. Говорит художественное слово, приглашает детей встать в круг и выполнить несложные действия.

- Предлагает поздороваться с гостями необычным образом, используя простую рифмовку

- Вовлекает в процесс гостей

-внимательно слушают педагога, охотно повторяют рифмовку выполняют  простые движения

Дети организованны для последующей совместной работы, проявляют интерес и готовность к взаимодействию с педагогом и сверстниками

  1. Мотивационный

Определение темы занятия.

Педагог: Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру «Вопрос – ответ». Я буду задавать вам вопросы, а вы будите на них отвечать. А в конце игры мы с вами сделаем вывод о чём это я вас расспрашивала.

Педагог:

  1. Вопрос: куда вы сегодня так рано пришли, куда вас родители привели?

(предполагаемые ответы детей)

  1. В нем живет много людей, что это? Ответь скорей.
  2. Строители кирпичики друг к дружке возлагают, что строят эти люди? Быть может, кто-то знает?

Кто понял о чём это я вас расспрашивала? Как назвать одним словом Детский сад, дом, здания.

-Правильно – всё это постройки или строения.

Мотивирует к дальнейшей совместной работе через игру, задаёт вопросы с помощью, которых дети понимают, о чём пойдёт речь

Задаёт наводящие вопросы, побуждая ребят самостоятельно сделать вывод. В процессе игры хвалит детей.

- внимательно слушают вопросы высказывают свои мнения.

Внимательно слушают воспитателя. Свободно высказываются. Охотно включаются в игру

Воспитанники проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы. Умеют делать выводы.

При помощи наглядных и словесных методов у детей проявляется мотивационная готовность к дальнейшим действиям.

  1. Основная часть

Сюрпризный момент «Появление грустной Лисы»

Постановка цели

«Расширение представлений детей о различных строительных материалах.»

Физминутка «Вперёд 4 шага, назад 4 шага»

Лаборатория

  1. Опыт

 «Определение прочности»

  1. Опыт

«Свойства камней»

Физминутка «Строим дом»

Эксперимент «Изготовим бетон»

Раздаётся телефонный звонок

Педагог:

- Ребята, к нам позвонила лиса, хочет прийти к нам в гости. Доиграем в следующий раз. А вот и она.

Лиса: Здравствуйте! Я Лиса Патрикеевна. Мне нужна ваша помощь: прошлой весной моя избушка растаяла, и теперь я живу у зайчика.

Педагог:

- Ребята вы догадались из какой сказки к нам пришла Лиса? Правильно «Заюшкина избушка»

- Почему растаял домик у лисы? (предполагаемые ответы детей)

Лиса:

- Вы не думайте, я зайчика выгонять из его дома не собираюсь. Он мой друг и обещал помочь мне в строительстве нового, красивого дома. Но я не знаю, какой материал использовать, чтобы дом получился крепким и надёжным.

Педагог:

- Лисичка, ты правильно сделала, что к нам обратилась. Мы обязательно тебе поможем. Правда, ребята? Ведь мы с ребятами очень любим изучать различные материалы и при помощи опытов и экспериментов определять их свойства.

Для этого нам с вами нужно отправиться в нашу лабораторию.

-А отправимся мы с вами под весёлую песенку. Слушайте и выполняй те движения.

Педагог:

-Ну что дорогие путешественники, вот мы с вами и пришли в нашу лабораторию. Предлагаю вам быстренько переодеться, для проведения опытов и экспериментов.

- Очень важно в лаборатории соблюдать правила безопасного поведения:

1. Не шуметь

2. Слушать главного профессора.

3. Не прикасаться к незнакомым предметам раньше времени.

4. Не спешить и быть аккуратными.

5. Не травмировать друг друга.

Лиса: Я слышала, что у нас в сказочном мире 3 поросёнка живут. Говорят, они красивые дома строят из различных материалов.

Педагог: Ребята, вы помните сказку про 3х поросят?

-Обратите внимание на экран.

Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен? А вот домик, который построил себе 2ой поросёнок – Нуф-Нуф. Из чего он построен?

-Ребята, может, вы мне подскажете, чей это дом? Из чего он построен?

Лиса: Ну и какой же материал прочнее? По картинке ничего не понятно

Педагог: не переживай Лисичка, сейчас мы все вместе это выясним

-  На столе подложки: с соломой, ветками, камнями., выберете себе каждый по одной и проверьте все лежащие там материалы на прочность. Попробуйте их согнуть, потереть друг о друга, сломать.

- Давайте подведём итог нашего опыта. Какой материал оказался самым прочным и пригодным для строительства? И почему.

(Камень)

Лиса:

-Оказывается камни такие интересные и полезные, а я их раньше и незамечала. Никогда на них внимания не обращала.

Педагог: Значит самое время перейти к опыту номер два. Сейчас мы с вами подробно изучим различные камни.

- Посмотрите на экран. Видите, какие разные бывают камни. У нас на столе представлены различные камни, а также стоят баночки с водой. И кусочки пластилина. Сначала мы с вами поработаем с камнями, затем с пластилином, а потом перейдём к воде, она поможет нам получше узнать камни.

Рассмотрите камни, лежащие перед вами. Одинаковы ли они? Чем отличаются?

(ответы детей)

Педагог: Подведём итог: Значит, камни бывают разные.

- А теперь выберете себе каждый по камню, возьмите в руки лупы и посмотрите на камни через них. Потом можете поменяться. Что вы видите?

(ответы детей)

Педагог: Подведём итог: Значит, какая поверхность?

 Поверхность неровная, шероховатая

- Возьмите в одну руку пластилин, а в другую – камень. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камнем, а что с пластилином. Почему?

Вывод: значит, камень твёрдый, а пластилин мягкий.

Постучите комочкам пластилина о камень, что слышите?

 Педагог: Теперь двумя камнями друг о друга.

Вывод: камни издают звуки

- Как вы думаете, что случится, если мы поместим камень в воду? Возьмите камешек и опустите в воду.

- Правильно он тонет. Почему?

- Растворился он в воде?

Педагог: вывод: камни не растворяются, и они тяжелые.

Лиса: Ух ты сколько всего нового мы узнали о камнях, но я немного подустала. Давайте проведём небольшую разминку с лисичкой. Пойдемте со мной, встаньте так чтоб друг другу не мешать. И выполняйте все движения.

Лиса:

Раз, два, три, четыре, пять! (руки на поясе, поворот влево-вправо)

Будем строить и играть! (приседают, руки вперёд)

Дом большой, высокий строим. (встать на носки, руки вверх)

Окна ставим, крышу кроем, (прыжки на месте)

Вот какой красивый дом, (вытягивают руки большим пальцем вперёд)

Будем жить мы вместе в нём. (хлопают)

Лиса: Ну, всё я поняла, пойду строить дом из камней.

Педагог: подожди, лиса, а как ты будешь строить, ведь ты ещё не всё узнала?! Если просто положить камень на камень, дом у тебя развалится.

Лиса: что же мне ещё надо знать?

Педагог: чтобы камни не распались, их необходимо скреплять цементным раствором. А ещё люди придумали, используя цемент и камни, делать огромные бетонные плиты, из которых быстро строят крепкие и надёжные дома.

Лиса: я тоже хочу жить в таком доме.

Педагог: думаю, тебе, лиса, будет интересно узнать, как получается этот материал. Для этого проведём эксперимент «Изготовим бетон»

Педагог: давайте подойдём к столу и рассмотрим, что у нас есть (дети называют: серый порошок, вода). А вот это и есть – цемент.

- Посмотрите на него, какой он?

- Давайте повторим название этого материала: цемент.

Чтобы сделать бетонную плиту, необходимо смешать эти материалы. Давайте, аккуратно насыпайте всё в большую форму, зальём водой и перемешаем. Вот у нас получился бетон, и пока он жидкий, давайте разольём его по формам. Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. А когда он застынет, мы отдадим эти плитки лисе для дома.

- У меня уже есть готовая бетонная плитка. Давайте рассмотрим её, передавайте по кругу.

-Вовлекает детей в игровую ситуацию. Имитирует телефонный разговор, эмоционально окрашивая свою речь. Сообщает детям о приходе гостьи.

-Предлагает детям вступить в разговор с героями

- Ведёт диалог с героями. Предлагает совместно пройти квест, чтоб помочь героям и закрепить имеющиеся знания у детей.

Лисица вместе с ребятами выполняет движения под музыку.

Педагог в это время превращает помещение группы в лабораторию, при помощи соответствующих картинок.

Переодевается в костюм исследователя, помогает переодеться детям

- Повторяют правила поведения и работы в лаборатории

- Обращает внимание детей на экран. Тем самым вовлекая их в процесс исследования

- Выполняет совместно с детьми и героем опыт. Задаёт наводящие вопросы

- Обращает внимание детей на экран. Объясняете порядок проведения второго опыта

- Совместно с детьми выполняет все действия, хвалит детей, задаёт наводящие вопросы.

- Проговаривает порядок действий. Помогает детям. Хвалит, задаёт наводящие вопросы.

- Пока лиса проводит физминутку. Подготавливается к эксперименту

- Ведёт диалог с героем. Настраивая детей на дальнейшую работу.

- Помогает детям в проведении эксперимента, активно побуждает их к высказываниям. Следит за правильностью выполнения опыта и техникой безопасност

-Внимательно слушают педагога. Охотно включаются в игровую ситуацию.

- Задают вопросы героям, грамотно выстраивая фразы.

- Сопереживают героям, активно общаются с ними, приглашают поиграть

- Внимательно слушают физминутку, выполняют совместно.

- Быстро переодеваются. Активно отвечают на вопросы воспитателя

- Внимательно смотрят на экран, отвечают на вопросы, последовательно выполняют действия.

- Внимательно смотрят на экран. Высказывают свои точки зрения, описывают увиденное.

- Внимательно слушают педагога, соблюдают правила поведения

- Выполняют все действия. Активно работают. Делают выводы

- Выполняют все действия, делают выводы. Активно работают самостоятельно и в парах.

- Активно выполняют все движения вместе с героем в соответствии со словами. Проговаривают вместе.

- Внимательно слушают. Активно включаются в работу.

-Активно работают совместно с педагогом, высказывают свою точку зрения, советуются. Помогают друг другу

-Дети могут выражать свои эмоции. Умеют сочувствовать сопереживать.

-Охотно вступают в разговор с героями, не испытывая напряжения.

- Умеют совместно действовать, охотно выполняют задания, проявляют интерес.

- Знают и умеют соблюдать правила поведения в лаборатории, оказывают помощь друг другу

- Внимательно слушаю педагога и героя.

- Хорошо понимают словесную инструкцию. Правильно выполняют все действия. Свободно общаются

 

- Заинтересованы, активны в своих высказываниях, последовательны в действиях.

- Умеют выражать своё мнение. Работают слаженно

- Активно высказывают свою точку зрения.

- Легко находят себе место для выполнения физминутки. Активные, весёлые.

Охотно выполняют все задания, соблюдают правила. Умеют работать в команде и делать выводы.

-Заинтересованы, активны.

Рефлексия

Педагог: Ну что, мои юные учёные понравилось вам сегодня работать в лаборатории. Что нового узнали? Сложно было? Какие свойства бетона можете назвать?

- Во время завершающего этапа ненавязчиво проводит рефлексию, задавая наводящие вопросы. Постепенно собирая возле себя всех ребят, так как темп выполнения работ разный.

- Активно отвечают на вопросы педагога. Вспоминают все этапы игры.

-Умеют переключиться и сконцентрировать внимание.

Завершающий этап.

Открытый конец

Лиса: Молодцы! Много свойств бетона назвали. Ну, что ж, потороплюсь в свою сказку, хочется поскорее строить свой дом.  А ещё мне в моём доме понадобятся окна. Мне тоже интересно из каких материалов их можно сделать. Можно я снова приду к вам в лабораторию, и мы вместе их изучим?

До свидания, до новых встреч!

Дети: До свидания, лиса!

Педагог:

Давайте попрощаемся с нашими гостями!

- Прощается с героем, формулирует цель последующей работы, заинтересовывает воспитанников.

- Прощаются с героем, говорят вежливые слова. Совместно с педагогом планируют дальнейшие действия.

- Вежливы. Активны, демонстрируют положительный эмоциональный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...