Мастер-класс ТРИЗ "Моделирование маленькими человечками"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Мастер-класс "Моделирование маленькими человечками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_prezentatsiya_novaya_1.pptx2.4 МБ
Файл master-klass_triz.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Моделирование маленькими человечками» Воспитатель Яншаева И.Г. Аша, 2022 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области

Слайд 2

Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству. Д.Локк

Слайд 3

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер .

Слайд 4

- Метод мозгового штурма ; - Метод каталога ; - Метод фокальных объектов ; - Метод «Системный анализ » ; - Метод морфологического анализа; - Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка»; - Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками); - Мышление по аналогии; - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). М етоды ТРИЗ

Слайд 5

Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). Метод Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ.

Слайд 6

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое на примере сосульки

Слайд 7

Воздушный шарик

Слайд 8

Остров в океане

Слайд 9

Чашка с горячим чаем

Слайд 10

Система ТРИЗ развивает оригинальность, гибкость мышления. Наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли. Способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокую концентрацию внимания, память.

Слайд 11

Мастер-класс «Моделирование маленькими человечками» Воспитатель Яншаева И.Г. Аша, 2022 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Технология ТРИЗ: моделирование маленькими человечками»

Воспитатель И.Г.Яншаева

Аша

2023

Цель: ознакомление педагогов с «Технологией ТРИЗ: моделирование маленькими человечками».

Задачи:

1. Ознакомление педагогов с методами развития логического мышления дошкольников через использование Технологии ТРИЗ: моделирование маленькими человечками (ММЧ).

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию метода ММЧ в работе с дошкольниками.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация, магнитная доска, схемы ММЧ, ножницы, клей, бумага.

Ход мастер-класса

Обратите внимание на слайд, в ребусе зашифрована тема моего мастер-класса. Отгадайте, какое слово зашифровано в ребусе?

Действительно, это слово – ТРИЗ.

Тема моего мастер-класса «Технология ТРИЗ: моделирование маленькими человечками».

Вопрос аудитории: 1. Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

 

Цель ТРИЗ – научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Такая система может развивать оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность.

Занятия с применением методов ТРИЗ способствуют подведению ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

3.  Основные методы ТРИЗ вы видите на слайде:

- Метод мозгового штурма. 

- Метод каталога. 

- Метод фокальных объектов. 

- Метод «Системный анализ». 

- Метод морфологического анализа.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». 

- Мышление по аналогии. 

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). 

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Я хочу вам рассказать и показать, как можно развивать ребёнка через метод ММЧ (моделирование маленькими человечками)

 Этот метод позволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне.

 Сущность используемого метода в том, что он позволяет представить ребёнку из чего состоит всё, что его окружает. Сведения подаются детям в виде сказки: «Маленькие человечки». Все предметы и вещества состоят из маленьких человечков. Они настолько маленькие, что мы их  не видим.  

Человечки ведут себя по-разному:

Маленькие Человечки твердого вещества.  Они серьёзные, крепко держатся друг за друга. Не любят шевелиться. Их много, они стоят очень близко и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. Имеют определённую форму.

В жидком веществе маленькие человечки просто стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.) Не имеют определённой формы.

Маленькие Человечки газообразных веществ. Такие человечки очень неусидчивые, любят бегать, скакать и умеют летать. Они находятся на расстоянии, лишь иногда случайно задевают друг друга. Находятся постоянно в движении. Из-за своей подвижности занимают всё пространство.

Почему человечки? Не молекулы, не атомы, не микробы. Потому что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия и взаимодействия строение веществ.

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что ММЧ (маленьким человечкам) льда очень холодно, они сдвинулись друг к другу и крепко держатся за руки. Но вот пришла весна, стало пригревать солнце. Человечки согрелись, отодвинулись друг от друга,  начали шевелиться, перестали держаться за руки – они лишь слегка касаются друг друга. И начали с сосульки падать на асфальт в виде капель воды. Так вся наша сосулька из твердого состояния перешла в жидкое, т.е. лёд превратился в воду.  Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала дальше отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны, разлетелись. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Теперь мы сделаем модель ММЧ по заданному рисунку:

Слайд - чашка с горячим чаем.

При всей кажущейся сложности это увлекательный способ обобщить всё, что окружает ребёнка.

А сейчас коллеги, ответьте пожалуйста на вопросы, используя метод ММЧ. (за каждый ответ дается фишка)

1.Почему запах от духов распространяется по всей комнате?

2.Почему сквозь твёрдое тело нельзя провести руку, и сквозь жидкое можно?

3.Мы пили воду и пролили  её на свою футболку, нам нужно её скорее высушить. Какие действия мы можем применить, чтобы ускорить процесс?

 4.Почему в сказках часто главный герой узнаёт о приближении врагов приложив ухо к земле, а не просто навострив ухо по ветру?

(Передача «информации» быстрее всего происходит в твёрдых телах, затем в жидкостях, медленнее всего в газах).

Прошу тех, кто ответил на вопросы, выйти в фокус-группу.

С помощью метода ММЧ прошу составить вас составить схемы-модели: ваша команда – делает бутылку с газированной водой, а ваша команда –остров в океане. Коллеги, если задание понятно, можете приступать к выполнению.

Работа с аудиторией

А пока фокус-группа работает, я покажу вам образцы готовых моделей, попробуйте предположить, что эти модели могут обозначать (мяч на воде, бутылка с молоком в холодильнике, и т.д.).

Теперь посмотрим, как справилась фокус-группа.

Что за изображения вам нужно было смоделировать с помощью метода ММЧ? Покажите, что у вас получилось. Расскажите, как вы делали модель. Молодцы, коллеги, вы отлично справились с заданием.

 Вопросы аудитории:

Скажите, коллеги, было ли вам интересно?

Что необычного вы увидели в обычном?

Метод ММЧ развивает способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач?

  В играх и упражнениях с ММЧ развиваются воображение и фантазия, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Благодарю аудиторию и фокус-группу. Спасибо за внимание. И в завершение мастер-класса я предлагаю вам буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Маленькие помощники"

В предложенном конспекте представлена система упражнений по развитию мелкой моторики у проблемных детей старшего дошкольного возраста. Нарушения поведе...

Мастер класс по созданию маленького мира "Море и пляж"

подробный мастер класс по созданию сенсорной коробки "Маленький мир : море и пляж" + бонус рецепт лунного песка!...

Мастер класс на тему «МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ СЛЕДЫ» (рисование поролоновыми тычками, ватными палочками)

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕНКА «БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ… ».РИСОВАНИЕ МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ СЛЕДЫ (рисование поролоновыми тычками, ватными палочками)Цели: познакомить с содержанием русской народной песенки...

МАСТЕР – КЛАСС «Моделирование маленькими человечками»

Эпиграфом к нему я хочу взять слова: А.И.Грина -  «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечн...

Мастер - класс. Аппликация "Мой маленький Крузенштерн"

Мастер - класс. Аппликация "Мой маленький Крузенштерн".Выполнила: воспитатель средней группы Каштанова Оксана СергеевнаВ преддверии праздника День защитника Отечества мы с ребятами сред...

Конспект мастер - класса для родителей "Маленькие помощники"

Мероприятие по теме "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания"....