ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Роль Дидактической игры в процессе формирования экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ротарь Алла Васильевна.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому образованию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование — это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. [3]

Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребёнок не только познаёт внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность детей, рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).

Экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает использование различных форм работы:

- занятия;

- экскурсии;

- практическая деятельность в природе;

- природоохранные акции;

- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;

- проведение экологических викторин и олимпиад;

- выпуск детьми экологических листовок

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому, важно на занятиях семейных клубов не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам и умозаключениям.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, в свою очередь педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги - К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Р.И.Жуковской, Е.И.Радиной, З.М.Богуславской и др. Поэтому, игра занимает большое место в жизни ребенка дошкольника и реализует принцип поддержки самостоятельной активности. [5]

Среди разных видов игр особая роль в этом контексте принадлежит дидактической игре - игре обучающей, которая специально создавалась. И до настоящего времени создаётся взрослыми с целью развития ребёнка: активизации сенсомоторного развития, формирования представлений об окружающей действительности (социальной, природной, предметной), опыта практических и умственных действий, стимуляции эмоционального опыта и др. Характерной особенностью дидактической игры является наличие в ней двух видов взаимно друг друга дополняющих задач: задачи дидактической (обучающей), которую ставит перед игрой взрослый, и задачи игровой, которая сообщается ребёнку и которую он в процессе игры решает. Дидактическая и игровая задачи отражают взаимосвязь обучения и игры, внешней (практической) и внутренней (интеллектуальной) активности ребёнка.

Дидактические игры непосредственно связаны с содержанием любой программы дошкольного образования и применяются при изучении содержания всех образовательных областей, направленных на развитие детей. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. [2]

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Особенности проведения дидактических игр с природным материалом.

Дидактическая игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображениями растений и животных.

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

- игры для формирования нравственно – оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Экологическое образование является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало, как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике.

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников. С введением в практику новых игровых приемов и видов деятельности конечный результат стал более высоким и эффективным.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Используя дидактические игры об экологии природы, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: «Зачем? Почему? Где?».

 Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался широкий круг представлений о природе. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого. Дошкольники уверенно стали ориентироваться в правилах поведения в природе, применяют их в жизненных ситуациях. [4]

Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе. Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные выводы: дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Список литературы:

1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб., 2004

2. Газина О. Играя познаем природу // Дошкольное воспитание -2006 №7 Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

3.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

 4.Калиниченко А. В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004

5.Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников: Дошкольная педагогика, февраль 2008 – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

Роль дидактических игр в процессе формирования ЭМП у детей дошкольного возраста

Данная консультация предназначиена для родителей, информируя их о важности использовать дидактические игры  по математике....

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельнос...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план  профессионального развития  «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....

Методические рекомендации «Интерактивные дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Методическая разработка представляет собой опыт работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Целью разработки рекомендаций является – представление опыта рабо...