Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир книг» для детей старшей группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воронина Татьяна Павловна

Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.

Развивать мелкую и общую моторику, пространственную ориентацию на листе бумаги, закреплять графический образ букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_knig.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № станицы Копанской

муниципального образования Ейский район

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

 «Путешествие в мир книг»

для детей старшей группы компенсирующей направленности

Воронина Татьяна Павловна

воспитатель

ст. Копанская

2022г.

Цели:

- Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.

Развивать мелкую и общую моторику, пространственную ориентацию на листе бумаги, закреплять графический образ букв.

- Воспитывать бережное отношение к книге, чувство гордости за великих соотечественников. Продолжать прививать детям культурные навыки поведения в общественных местах.

Оборудование: выставка книг, (книги с формулярами, разные по форме, размеру, весу, макет машины времени, проектор, экран, музыкальный центр, флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия, доски с глиной, мягкие пластиковые «буквы – печатки» из азбуки, образцы напечатанных слов, подготовленная гуашь, баночки для краски, листочки с разметкой строки для печатания, салфетки.

Ход: Воспитатель сидит за столом с большой стопой книг.

-Я сегодня встретила ребят, которые уже учатся в школе и они подарили вам вот сколько книг!!! Без вас мне не справиться с таким количеством книг. Поможете мне разобраться?

Здесь разные…(книги).

Вы узнаёте какие-нибудь из них? (ответы детей). Как вы думаете, как можно узнать название книги и кто её написал, кто её автор? (Прочитать) А где это написано? (На обложке)

     - Правильно, и первое, что мы видим, беря книгу, это обложка. Она в начале и в конце книги. Детские книги украшают красочные обложки с иллюстрациями (вы помните, что это такое). Давайте откроем книгу и посмотрим, что же будет дальше. А дальше листочки, на которых напечатан текст и нарисованы…(иллюстрации). Каждый лист – это 2 страницы (показ). Посмотрите внизу на каждой странице есть цифры. Давайте все вместе посчитаем: 1, 2, 3 и т.д. А теперь попробуйте, как я: 1-я, 2-я, и т.д. Как вы думаете, для чего нужны цифры на страницах? (ответы детей). В конце книги есть содержание. Здесь перечислены названия всех рассказов, сказок или стихов, которые есть в книге и, самое главное, написано на какой это странице, чтобы можно было быстро найти то, что нам нужно.

- Давайте поиграем в игру “Наоборот”

- Книги бывают большие, и наоборот - …(маленькие);

- Толстые – тонкие;

- Тяжёлые – лёгкие;

-Весёлые – грустные и т.д.

     - Посмотрите, на какие фигуры похожи ваши книги?

- У кого похожа на квадрат? Значит у тебя какая книга? - (квадратная) и т.д. - Бывают книги в форме разных предметов, и даже с глазками (показ).

Мои друзья хотели бы вы узнать, какими были первые книги?

Предлагаю нам с вами отправиться в далекое прошлое, и раскрыть все секреты первых древних книг.

Физминутка « Машина времени»
В машину времени садимся ( делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»),
В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).
Начинаем мы считать,
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).
Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета),
В прошлое нас всех верни ( описываем двумя руками в воздухе круг).

Давным-давно с незапамятных времен люди  рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем,  что сами знали, а вот записать свои  мысли  не умели - потому что не знали  на  чём  это  можно  делать.  Вот однажды маленький, мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по нему. Вдруг у него получился значок, похожий на человечка и он решил, что так запечатлел себя, а потом он рядом изобразил деревце и сказал, что он сидит под деревцем.  Так люди стали выбивать на камне разные силуэты людей, животных и растений. Тем самым рассказывая друг другу о своих историях. Так появилась первая каменная книга (картинка Каменная книга). Не смотря на то, что такие каменные книги создавались людьми очень много веков назад, сохранилась самая большая книга из камня. На создание такой книги у людей уходило много времени. Работа была очень кропотливая и трудоёмкая. Как вы думайте почему? Давайте и мы с вами попробуем создать рисунок на камне.

Как вы думаете почему?

Практическое действие:

Детям предлагается плоский камень крупного размера и заостренный камень меньшего размера. Они пробуют нацарапать чёрточку. Вместе с воспитателем делают вывод, что камень прочный и на нём тяжело, что – написать.

Глиняные таблички.

Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина более мягкий материал и он оказался удобнее для письма. Глина раскатывалась   и пока она не высохла на неё наносили иероглифы и рисунки.  После этого глиняные дощечки   клали    на солнце сушить.  Когда глиняные страницы книги подсыхали, их переносили в помещение, собирали вместе и   хранили. Давайте и мы с вами попробуем нанести рисунок на глиняных страницах.

Практическое действие:

Детям предлагается на глиняных табличках палочкой нанести рисунок. Они пробуют, затем вместе с воспитателем делают вывод, что глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая, наносить рисунок на нее гораздо легче, чем на камне.

Восковые книги.

А эта книга сделана из воска, для изготовления восковых книг использовали специальные деревянные заготовки, которые заливались воском и на расплавленный воск наносились буквы и рисунки.  Как вы  думаете  удобны  ли  в  изготовлении были  восковые  книги?

Практическое действие: Воспитатель предлагает детям, на заготовленных восковых дощечках, тонкой палочкой процарапать иероглифы или рисунок.  По окончанию работы дети вместе с воспитателем делают вывод, умозаключение (воск мягкий и царапается легко, но на нём плохо видно).

Картинка Папируса.  А это, ребята Папирус еще один материал, который люди использовали для письма. Папирус - это растение, родом из далёкого Египта. Стебли папируса разрезали на полоски, высушивали и склеивали На папирусе в древние времена не только писали, но и изображали образы людей и животных, которые совершали разные действия. Педагог предлагает рассмотреть папирус.

Проводиться игра "Скрути папирус" (2-3 раза)

Береста. А на Руси папирус не рос. И наши предки решили попробовать использовать и другой материал – бересту. Береста – это кора с дерева берёзы, очищенная и высушенная. На    подготовленную кору наносились резцы, с помощью сухого, заострённой палочки на конце. Готовые письмена складывали в хранилище. Берестяные книги хранились не долго, так как в них заводился жучок - короед, и это уничтожало книги.

И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы.
Труд летописцев был очень сложным и требовал большого внимания и терпения. Поэтому они так обрадовались, когда на смену бересте пришла бумага. А уже позднее появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран. Он нам расскажет о человеке, который первым на Руси стал печатать книги.

Просмотр видеоролика «Первопечатник Иван Федоров»

Попробуем порассуждать: если Иван Федоров очень хотел, чтобы все люди знали грамоту и умели читать, то для того, чтобы научиться читать, что нужно прежде всего знать? (Буквы)

Конечно же буквы, поэтому первая книга для детей называлась «Азбука». Такое обращение есть в ней к детям: «Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя…» как видим, знания уже тогда считались «украшением» человека.

Иван Федоров полагал, что если дети азбуку полюбят, то скоро всему научаться.

     А вы бы хотели сами напечатать слова, как книгопечатники. Тогда отправляемся в типографию. Для этого нам нужно опять перенестись в наше время.

Раз, два, три,
Машина времени лети,
В настоящее нас верни.

По дороге нам нужно хорошенько подготовиться. Одеваем фартуки.

Практическая деятельность. Затем дети подходят к воспитателю и печатают слова по образцу (дым, кот, мак и т.д). (Наносят гуашь на пластиковые буквы, обмакивая их в краску, а затем прикладывают буквы к листочкам, на которых остаются отпечатки) Получившиеся слова дети помещают на доску и читают.

Что нового вы узнали из нашего путешествия?

А где мы с вами сегодня побывали? На чем рисовали в Египте? А еще где мы были? А еще где мы побывали? На чем писали первые книги на Руси? Ребята, на ваш взгляд какую книгу было создавать легче всего? А какую труднее? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам запомнилось? А на прощание я хочу вручить вам ордена умников, которые вам будут напоминать о нашей встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну геометрических фигур» для второй младшей группе

конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей второй младшей группы (3-4 года). Дети закрепляют знания геометрических фигур через игры....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну геометрических фигур» для второй младшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей второй младшей группы (3-4 года). Дети закрепляют знания геометрических фигур через игры....

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).

Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие  с  использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...