Конспект основной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ:«Книга знаний»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Неговора Инна Юрьевна

Что такое "Айрис фолдинг?" Вы познакомитесь с нетрадиционной техникой "Айрис фолдинг", а так же историей создания книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект основной образовательной деятельности  

 в подготовительной к школе группе

с использованием ИКТ

Тема: «Книга знаний»

                                           

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении.

Программные задачи: 

обучающие:

  • продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
  • познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;
  • закреплять умение складывать бумагу вдоль пополам;
  • закреплять умение приклеивать полоску линией сгиба к линии на шаблоне от 1 и до конца по – порядку;
  • закрепить знания о правилах обращения с книгой;

развивающие:

  • развивать умение поддерживать беседу;
  • развивать мелкую моторику рук;

воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;
  • развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.

 Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: 

  • экран;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • самодельные глиняные книги
  • папирус
  • восковая табличка
  • береста
  • современная книга
  • музыкальное сопровождение: «Танец с шарами»- физкультурная минутка, «Давайте любимые книжки откроем», «Новая книжка», «В небе ангелы летают», «Вечная музыка», «Волшебная страна».

Предварительная работа:

  • изготовление страниц «Книги знаний» в технике «Айрис фолдинг»;
  • работа с мнемотаблицей «Бережное отношение к книге»;
  • утренник, посвященный «Международному дню детской книги»;
  • чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;
  • чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;
  • заучивание стихов о книге;
  • изготовление книжек-малышек совместно с родителями.

Ход НОД.

Звучит фонограмма «Давайте любимые книжки откроем». Воспитатель с детьми заходят в группу.

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети. Здравствуйте.

 Видят разбросанные и книги, у нескольких книг обложки отделены от книг.

Воспитатель: Ребята, по – моему, кроме приглашенных гостей у нас непрошенные гости, и к тому же они еще и безобразники. Почему книги везде разбросаны, да еще и в таком состоянии? Кто же это сделал?

Выходит Незнайка.

Незнайка: Привет, вы меня узнали? Ну и кто я? Ещё бы.

Воспитатель: Незнайка, а не ты ли разбросал книги?

Незнайка: Конечно я, их вообще надо выбросить.  Зачем они нужны? Ведь сейчас есть компьютер, телефон и другие гаджеты. Вышел в интернет, набрал нужный запрос и вся необходимая информация перед тобой. А эти книжки, только место занимают и пыль собирают. Я пришел к вам, чтобы объяснить это и избавить вас от этой макулатуры.

Воспитатель: Незнайка, по – моему ты не прав. Ребята, а вы как думаете нужны ли книги?

Примерные ответы детей:

Дети: Я думаю, что книга нужна, потому что кто читает книги, тот учиться красиво говорить.

Дети: Я думаю, что книга нужна, потому что когда читаешь книгу, ты представляешь себе то что читаешь, как будто смотришь фильм или мультик.

Дети: Я думаю, что книга нужна, она на примере других показывает, как надо и как не надо поступать.

Дети: Я думаю, что книга нужна, потому что она учит думать.

Воспитатель: Как много можно узнать и научиться благодаря книгам. Но чтобы книга долго служила людям, к ним необходимо бережно относиться.

Незнайка: А вы знаете, что значит бережно относится к книгам?

МНЕМОТАБЛИЦА.

Дети:

  • брать книгу чистыми руками;
  • не перегибать книгу – от этого выпадают страницы;
  • не загибать страницы, пользоваться закладкой;
  • не читать книгу во время еды;
  • чтобы книга дольше служила, обернуть в обложку;
  • не делать в книге пометок;
  • если книга порвалась – подклеить её.

Воспитатель: Незнайка, ребята, а вы знаете, всегда ли книга выглядела как сейчас?

 (Ответ детей.)

Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие на много лет назад и познакомимся с историей книги.

Слайд 1

Слайд 2, 3 Воспитатель: Давным-давно были времена, люди не умели не читать не писать, но передавать свои знания люди стремились всегда. Люди жили, в основном, в пещерах и рисовали то, что их окружало: сцены охоты, растения, животных. Мы их называем наскальные рисунки. Такова была  первая информация, дошедшая до нас с древних времен.

Слайд 4

А вот первая книга была из глины.

Появилась она в древней Месопотамии и была она глиняная. На еще влажной и мягкой глине острой палочкой выдавливали слова – значки. Далее глиняную дощечку сушили и обжигали. Такие записи назывались клинопись. Один лист глиняной книги был такой толстый, как теперь вся книжка и похож на современный кирпич. Такие книги хранили в больших деревянных ящиках.

Воспитатель: Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей.)

Дети. Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно. 

 

Слайд 5  

Кроме глиняных использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом их было то, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова, поэтому восковые таблички использовали для обучения письму таких же детей, как и вы.

Слайд 6

А сейчас перенесемся в Древний Египет, страну пирамид и фараонов. Именно там появились книги из папируса. Что же такое папирус?

Слайд 7 Папирус – это болотное растение с высоким более 5 метров и толстым стеблем.

Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, она была гибкой и мягкой. Эти стебли разрезали на широкие пластины, разглаживались и высушивались на солнце под прессом. После этого, пропитывали материал специальным раствором, который уменьшал растекание чернил. В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Тексты писали заострёнными палочками.

Слайд 8 Листы папируса склеивали в длинные книги, которые сворачивали в свитки. Свитки эти после прочтения аккуратно хранили в футлярах.

Слайд 9  

А сейчас нас ждет древняя Греция, именно там появилась книга из пергамента. В греческом городе Пергам, откуда и пошло название, листы пергамента выделывались из шкур животных. Для того, чтобы сделать одну такую книгу, требовалось целое стадо животных.

Слайд 10 Неудивительно, что такие книги стоили очень дорого и купить книгу мог только богатый человек.

Слайд 11

Далее наш путь пролегает в Древний Китай., подаривший миру много изобретений, в том числе и бумагу.

Слайд 12 Считается, что изобретателем бумаги является Китайский ученый Цай Лунь.

Слайд 13 Сначала делали клейкую массу из воды и бамбука, затем из этой массы раскатывали листы и высушивали их на солнце. Секрет изготовления бумаги Китайцы хранили почти 500 лет.

А сейчас нас ждет Германия.

Слайд 14

Книги были доступны только очень богатым людям, так как изготавливалась и писалась вручную.

Чтобы увеличить производство книг немецкий ученый Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок.

Слайд 15 Для того, чтобы печатать книги он использовал металлические пластины с буквами. На пластины выкладывались буквы, наносилась краска, затем сверху укладывалась бумага. Таким образом получали отпечаток текста.

Благодаря изобретению печатного станка в год смогли выпускать не 1 книгу, как раньше, а 300.

И, наконец, наше путешествие приближается к родным берегам.

Слайд 16 Киевская Русь.

Испокон веков Русь славилась своими лесами и люди писали на самом доступном материале – коре березы, бересте.

Слайд 17

Археологи данные находки называют берестяные грамоты.

Слайд 18

Позднее и на Руси появилась и бумажные книги.

Слайд 19  

В XVI веке в Москве появилась первая книгопечатня,

Слайд 20

а первым книгопечатником стал Иван Федоров. Первая печатная книга «Апостол» вышла в свет 1 марта 1564 года.

Слайд 21

Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше. 

Вот такой длинный путь прошла книга.

Незнайка: Как это все интересно и познавательно. Скажите, а мы сами можем изготовить книгу?

Воспитатель: Не только можем, мы уже начали изготавливать книгу знаний о животных, в ней не хватает одной важной детали. Ребята, какой?

Дети: Обложки.

Воспитатель: Предлагаю сегодня закончить изготовление наших книг знаний, сделать обложку для книги. Согласны? Отлично.

Незнайка: Но прежде предлагаю потанцевать. (Физ. минутка)

Воспитатель: Приглашаю всех за столы. Посмотрите, у нас на столе лежит полоски цветной бумаги, шаблоны, клей, кисточки, клеёнка и салфетки. Изготавливать обложку мы будет в полюбившейся вами технике «Айрис фолдинг». Напомните, как работать в этой технике.

Дети.

  1. Сложить полоску бумаги пополам.
  2. Нанести немного клея на концы полоски.
  3. Приклеивать необходимо линией сгиба полоски к линии на шаблоне от 1 и до конца по – порядку.
  4. Снять скрепки и приклеить лист бумаги с изнанки.

Практическая часть (Музыка):

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь

Воспитатель: Ребята, какие интересные обложки у вас получились. Покажите Незнайке и гостям книги знаний, которые вы изготовили.

Воспитатель: Незнайка, скажи, а ты поменял свое отношение к книгам?

Незнайка: Да, конечно, мне очень понравилось сегодняшнее путешествие в историю книги. Эта история очень длинная. Люди собрали в книгах всю мудрость поколений, приложили для этого очень много сил, знаний, умений. Теперь я книги буду беречь и любить. Они этого достойны.

Воспитатель: Ребята. Благодаря вам Незнайка понял очень важное, что книги надо любить и беречь.

Воспитатель: Полина и Никита подготовили стихотворения о книге.

Итог занятия: 

Воспитатель: 

  1. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
  2. Перечислите, какие книги были раньше? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, спасибо всем, гостям за внимание, ребятам за работу. ЛЮБИТЕ, БЕРЕГИТЕ, ЧИТАЙТЕ КНИГИ.

Неговора Инна Юрьевна,

                                           воспитатель ГБДОУ «Детский сад №30»,

                                1 квалификационная категория.

Источник:

  1. https://dohcolonoc.ru/conspect/15406-konspekt-nod-istoriya-vozniknoveniya-knigi.html

Создано: 01.08.2019 | Автор: Каржень Светлана Сергеевна

  1. http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi/ © Полиграфический портал

Автор pavlofox

  1. https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-sozdaniya-knigi-3668839.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -игра

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группеТема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -играИнтеграция образовательных областе...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности в подготовительной к школе группе ДОУ по теме: "Путешествие по страницам Большой Книги Знаний"

Обобщение и систематизирование знаний дошкольников подготовительной к школе группы. Приоритетная образовательная область "Познавательное развитие"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...