НОД "Древний мир" (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Силонова Евгения Владимировна

Цель: расширить (обогатить) знания детей старшего дошкольного возраста об особенностях жизни первобытного человека, их жилище и занятиях, при помощи интеллект – карты систематизировать полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_drevniy_mir.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №17 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

НОД на тему:

 «Древний мир»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель:

Силонова Е. В.

Россошь 2020г.

Цель: расширить (обогатить) знания детей старшего дошкольного возраста об особенностях жизни первобытного человека, их жилище и занятиях, при помощи интеллект – карты систематизировать полученные знания.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с внешним обликом первобытного человека, его бытом

2. Познакомить с достижениями первобытного человека: умением добывать огонь, изготовлением орудий труда и охоты, наскальной живописью.

3. Расширять словарный запас введением новых слов.

4. Закреплять способ припоминания основных моментов занятия с опорой на графическую модель – интеллект – карту.

5. Совершенствовать умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение с помощью психогимнастики.

Развивающие:

1. Развивать связную речь, словотворчество и звукоподражание.

2. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

3. Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4. Способствовать развитию познавательных интересов.

5. Способствовать удовлетворению двигательной активности через физкультминутку, полосу препятствий.

6. Развивать умение выделять общее и частное в жизни и быту людей при помощи интеллект – карты.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

2. Воспитывать умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.

3.Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу и окружающим.

4. Воспитывать уважение к труду.

5. Воспитывать желание применять полученные знания в игровой деятельности.

Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия): племя, соплеменники.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, магнитофон, флешка

Материалы: презентация «Древний человек», игровая палатка – «пещера», «шкуры» – жилетки, камни и палки по количеству детей, дидактическая игра «Кому что нужно для труда?», дорожки со следами рук и ног, дуга, скакалка, обруч, картонные силуэты животных, цветная бумага для «камней», обои, скотч, восковые мелки, ватман для интеллект – карты.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесный, дидактическая игра, использование художественной литературы, метод интеллект – карт.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности:

— игровая;

— коммуникативная;

— познавательно-исследовательская;

— изобразительная;

— восприятие художественной литературы и фольклора;

— двигательная.

Ход НОД

I.Организационный этап

 Слайд 1 (Дети стоят в кругу)

Дети, мы с вами живем в замечательное время – все вокруг создано для нашего удобства и комфорта. Мы живем в домах и квартирах, носим одежду, пользуемся бытовыми приборами-помощниками. Но так было не всегда.

Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто-нибудь хочет отправиться в путешествие со мной? А вдруг путешествие окажется опасным: нам могут встретиться дикие звери и даже враждебные племена – вы не боитесь?

Тот, кто готов отправиться со мной в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, закрывайте глаза и слушайте мои волшебные слова:

1,2,3 – повернись

В Древнем мире очутись.

II.Основной этап.

1.Отправляемся в путешествие в Древний мир. Слайд 2

     (Дети стоят полукругом возле экрана)

Открывайте глазки. Подходите ближе к экрану. Рассмотрите рисунок.

Одетый в шкуру человек -
В пещере он прожил весь век.
Суров и грозен его вид.
Он смело мамонта сразит!
Но лишь услышит, гром гремит -
Тотчас в укрытие спешит.

Ребята, мы с вами попали в мир пещерного или первобытного человека. Почему его называют пещерным? Ответы детей. Верно! Сначала люди жили в пещерах, которые они не строили сами, а находили.

Ребята, а вы знаете, почему древних людей называли первобытными?

Ответы детей. Да, слово «первобытный» состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт — то, чем пользуется человек в своей жизни (мебель, посуда, дом). Как вы думаете, было ли все это у первого на Земле человека?

Ответы детей.

2.Пещера. (Дети подходят к «пещере» – палатке) 

Смотрите, перед нами первобытная пещера! Давайте подойдем поближе и посмотрим, что есть в пещере. Это шкуры животных. Как вы думаете, зачем они нужны? Ответы детей. Да, из шкур древний человек изготавливал одежду.

3.Шкуры. (Дети надевают жилетки и садятся в круг возле «костра»)

Надевайте, ребята, одежду из шкур. Тут не только для вас, но и для меня есть одежда. Давайте присядем в кружок.

Первобытные люди сделали очень важное открытие — они научились использовать огонь, готовить на нем еду. Сначала люди очень боялись огня и видели его, только когда молния попадала в дерево и поджигала его, начинался большой пожар. Постепенно люди стали замечать, что огонь дает тепло, отпугивает диких зверей, что еда, которая побывала в огне, намного вкуснее сырой. Первобытные люди собирали еще горячие угли, приносили в свои жилища и хранили огонь. Почему они тщательно оберегали огонь от ветра и воды? Ответы детей.

Потому что зажигать огонь сами они еще не умели. Как же древний человек сам научился добывать огонь? Ответы детей.

4.Добыча огня. (Дети сидят вокруг «костра»).

Давайте вместе с вами попробуем добыть огонь. (дать коробку с камнями и палками). Для этого поставьте палочку на камень, положите на него сухую траву и начинайте быстро вращать.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем. (Дети вращают палочки в ладошках.)

Ещё огонь можно добыть, если сильно стукнуть камень о камень так, чтобы полетели искры. Легко ли было добыть огонь первобытным людям? Ответы детей. Добывать огонь долго и трудно.

У нас с вами всё получилось! (Ставит «огонь»). Положите свои палочки и камни поближе к огню.

5.Игра «Звукоподражание и жесты» (Дети сидят, затем встают)

Знаете ли вы, что первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались отдельными звуками и жестами.

Они издавали отдельные звуки, как животные.

Давайте покажем, как воет на Луну волк? УУУ!
Как мог бы рычать саблезубый тигр?  РРР!

Как бы мычал мамонт? МММ!

Давайте встанем и покажем, как мог радоваться, сердиться древний человек? УУААОО  

Ещё древние люди общались с помощью жестов. Попробуем с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию. Начнем с самого простого.

Я говорю, а вы показывайте!

1.Я хочу кушать.

2.Я хочу спать.

А теперь посложнее. Будем показывать по одному слову

3.Все идем на охоту.

4.Я видел большого мамонта за горой

Да, не так-то просто было общаться нашим предкам.

6.Племя. (Дети стоят полукругом возле экрана) Слайд 3

В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Племя похоже на семью, только больше. Все, кто жил в племени, назывались соплеменники.

7.Занятия древних людей. Слайд 4

(Дети стоят полукругом возле экрана)

Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? Ответы детей. На каких животных охотились древние люди?

Слайд 5. Животные

Первобытные люди охотились на разных животных: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов, бизонов и мамонтов.

Слайд 6. Занятие древних людей

Ещё они собирали ягоды, орехи, грибы, коренья. Ловили рыбу и изготавливали одежду из шкур.

8.Дидактическая игра «Кому что нужно для труда?»

(Дети подходят к столам с карточками)

Давайте поиграем в игру «Кому что нужно для труда?» Перед вами лежат картинки, на них изображены древние люди, занимающие разным трудом: охота, рыболовство, изготовление одежды из шкур и собирательство.  

Подумайте и скажите, чем занимались в племени женщины, а чем мужчины? (Детям нужно соотнести труд людей и орудия труда).

Что нужно охотникам, рыболовам, собирателям и т. д. Выбираем, называем и раскладываем картинки.

        

9.Физминутка «Танец перед охотой» (под музыку)

Пора отправляться на охоту. Чтобы охота была удачной, нужно исполнить ритуальный танец. Давайте потанцуем. (Раскладывает дорожки).

Будем двигаться по следам, прыжками, друг за другом. Ноги ставим на следы ног, а ладони на следы рук.

10. П/и «Полоса препятствий».

Теперь наша охота будет удачной. Отправляемся в лес за добычей. Дорога будет трудная, нас ждут узкие тропы, ветки деревьев и даже ямы. Вы готовы? Тогда вперед! (Расставить полосу препятствий – дуга, скакалка, обруч) Это ветка, которая низко наклонилась, под ней нужно проползти (дуга). Это узкая тропинка, по которой можно пройти только боком (скакалка). Это яма, которую нужно перепрыгнуть (обруч)

11. П/и «Меткие охотники»

Давайте поохотимся. Вон там вдалеке вы, ребята, можете увидеть диких животных, которые притаились. Мы будем их сбивать камнями, которые сделаем из бумаги. Давайте скомкаем бумагу и сделаем камни.

Нужно прицелиться и сбить животное камнем.

Славно поохотились, богатая добыча. Каких животных вы добыли? Давайте отнесем их в нашу пещеру, а камни положим к костру. У всех есть добыча. Поделитесь с теми, у кого нет. Отнесите «камни» к костру.

(Убрать костер)

12. Продуктивная деятельность «Наскальная живопись» Слайд 7

Ребята, вам нравится наша пещера? Не хотите ли вы ее украсить. Чем же древние люди украшали стены своей пещеры? Давайте подойдем к экрану и узнаем.

Однажды древние люди заметили царапины, которые на стенах могли оставить древние медведи, когда точили когти о стену, и тогда люди поняли, что можно нацарапывать изображения. Рассмотрим, что изображали древние люди на стенах пещеры?  Наши предки на стенах пещеры рисовали самые важные и интересные моменты своей жизни.

У нас от костра остались угольки. Давайте с их помощью украсим стену наскальными рисунками. Что мы можем нарисовать? Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались – мы разжигали костер, танцевали, охотились.

Звучит тихая музыка «Звуки природы». Дети рисуют на обоях угольками.

        Слайд8. Ладони

Ещё пещерные люди оставляли отпечатки своих ладоней. Давайте и мы с вами на память на этой стене обведем наши ладошки.

13.Возвращение в современный мир.

Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем:

Раз, два, три, четыре, пять –

Возвращаемся назад.

Давайте снимем шкуры – жилетки, положим их в пещеру и окажемся в нашем мире, в нашем детском саду.

III. Заключительный этап.

1.Создание интеллект-карты на тему: «Древний человек»

(Дети подходят к столам)

Подойдем к столам. Посмотрите, на столе лежит картинка. На ней изображен древний человек. Давайте вспомним его жилище, еду, одежду, занятия и семью. Смотрим внимательно, называем и приклеиваем. Рисуем цветные стрелочки и обводим в контуры.

Глядя на эти картинки древнего мира, можно ли будет вспомнить и рассказать о нём?

2.Релаксация (психогимнастика) «Костер дружбы»

Ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Ребята, помогите убрать костер. Давайте присядем, повернемся спиной друг к другу и аккуратно ляжем на пол в круг, головами друг к другу. Закрываем глаза, делаем вдох через нос и выдох через рот. Вы лежите, как звездочка, как снежинка, как палочки в костре. Представьте себе, что языки пламени как будто танцуют свой танец. Они согревают наши руки, ноги, тепло распространяется и по всему телу. Почувствуйте это тепло. Наш костер несет тепло и в наше сердце, наполняя его своим добром и хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас взял с собой это тепло и добро, и сохранил его в своем сердце. Открываем глаза. Аккуратно встаем.

3.Подведение итогов.

Молодцы ребята! Все мы с вами, конечно, отличаемся от первобытных людей. Но, это и хорошо. Мы живем в современном мире, где много всего интересного вокруг, а сколько еще предстоит создать и вам, когда вы подрастете. Вам понравилось наше путешествие?

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Древний мир».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

В ходе НОД решались следующие задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с внешним обликом первобытного человека, его бытом

2. Познакомить с достижениями первобытного человека: умением добывать огонь, изготовлением орудий труда и охоты, наскальной живописью.

3. Расширять словарный запас введением новых слов.

4. Закреплять способ припоминания основных моментов занятия с опорой на графические модели – интеллект – карты.

Развивающие:

1. Развивать связную речь, словотворчество и звукоподражание.

2. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

3. Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4. Способствовать развитию познавательных интересов.

5. Способствовать удовлетворению двигательной активности через физкультминутку, полосу препятствий.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

2. Воспитывать умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.

3.Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу и окружающим.

4. Воспитывать уважение к труду.

Для успешного решения образовательных задач подготовила демонстрационный материал: презентацию. Она помогла раскрыть тему ярко и интересно.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на неё я использовала мотивацию интриги, новой малоизученной темы для ребят.

НОД состояла из 3 частей, взаимосвязанных между собой.  

1 часть  организационная – мотивация детей к предстоящей деятельности: отправиться в путешествие по древнему миру.

2 часть знакомство с новым материалом - представляла специально организованную деятельность детей. Они опирались на просмотр слайдов презентации и выполняли поэтапно различные задания, в ходе которых ознакомились с жизнью древнего человека.

3 часть здесь составили интеллект-карту - закрепили способ припоминания основных моментов занятия с опорой на графические модели, а также постарались самостоятельно снять эмоциональное напряжение с помощью психогимнастики.

Закрепила положительные результаты словесным поощрением. Материал для нод был подобран на доступном для детей уровне. Соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Все элементы нод логически объединены между собой общей темой.

Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Я применяла следующие формы работы: фронтальную и групповую. Методы: словесный: вопросы к детям, уточнение, поощрение; наглядно-демонстрационный (презентация), практический: рисование и добыча огня, игровой: заочное путешествие в древний мир, ритуальный танец, меткие охотники, «Кому что нужно для труда». Положительные эмоции детей усиливало использование аудиозаписи.

Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю поставленные задачи выполнены, НОД своей цели достигла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»

Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...