Проект: "Коренные жители Сибири-Буряты"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тарасова Татьяна Николаевна

Формирование у детей старшей группы первичных представлений о коренных народах Сибири через ознакомление с национальной культурой бурят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_korennye_zhiteli_sibiri-buryaty.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковский детский сад комбинированного вида»

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ:

«Коренные жители Сибири-Буряты»

Старшая группа

Воспитатель: Тарасова Татьяна Николаевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Подготовительный этап:

Наименование проекта

«Коренные жители Сибири-Буряты»

Актуальность проекта

Нашу группу посещают дети разных национальностей. Основную часть группы составляют русские дети. В группу пришли дети по национальности буряты. Дети обратили внимание на внешние различия и стали задавать по этому поводу вопросы. Возникла необходимость познакомить детей с коренными жителями Сибири-бурятами.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители, библиотекарь Марковского Дома культуры

Цель проекта

Формирование у детей старшей группы первичных представлений о коренных народах Сибири через ознакомление с национальной культурой бурят.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные: 

- формировать знания о национальном жилище бурят - юрта, музыкальных инструментах, орнаменте, играх бурят;

- знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями и своеобразием бурятского народного фольклора.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;

- повысить речевую активность детей, активизировать словарь новыми словами: юрта, улус, зимник, бурятские народные музыкальные инструменты-чанза, иочин, лимба, бишхур и др; бурятский национальный костюм-малгай, дэгэл, гутулы;

- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к культурному наследию бурятского народа;

-воспитывать уважение к традициям людей других национальностей;

- формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей;

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств

Для педагогов:

- подобрать и изучить художественную, методическую и научно –познавательную литературу по данной теме (легенды, рассказы, загадки, стихи и др);

-  подготовить практический и дидактический материал по теме;

- составить план проекта «Коренные жители Сибири- Буряты»;

- подготовить консультацию для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»;

- подготовить консультацию для родителей: «Знакомим детей с бытом народов Прибайкалья»;

- подобрать видео, аудио по теме.

Для родителей:

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по теме проекта (пополнение предметно-развивающей среды);

- активизировать взаимодействие с родителями по формированию у детей познавательной активности;

- создать условия для совместной деятельности детей и родителей в подборе и изготовлении необходимых атрибутов для игр.

Сроки реализации

Краткосрочный-7 дней

Тип проекта

Информационно-творческий

Продукт проекта

1. Макет «Байкал-жемчужина Сибири»

2. Макеты «Бурятская юрта»

3. Настенное панно «Животные, рыбы и птицы, населяющие Сибирь»

4. Настольная игра лото «Найди такой же узор»

5. Настольная игра «Сложи узор» (по мотивам народных бурятских узоров)

6. Дидактическая игра: «Одень куклу в национальный костюм»

7. Картотека бурятских народных игр

8. Картотека бурятских народных сказок

9. Альбом «Народные бурятские куклы»

10.Презентация: «Традиции и быт  Бурят»

Особенности проекта

В проекте доминирует творческий вид деятельности. Проект носит фронтальный характер так как проводится со всей группой детей. Ребенок выступает  заказчиком, исполнителем и непосредственным участником проекта.

Условия реализации проекта

Материально-технические: компьютер, принтер, проектор, различные материалы (бумага, клей, краски, карандаши, раскраски по теме, трафареты орнамента; спортивные принадлежности-лук со стрелами, щит для метания в цель, канат)

Финансовое оснащение: не потребовалось

Кадровое: дети старшей группы № 1-24 человека, два педагога, родители воспитанников

Информационные:  

1. Журнал «Сибирячок» № 3, 4,5 -2018г., № 3 2019 г., № 3 -2021г., № 5-2016г.

2.В.Стародумов. Байкальские сказки. Иркутск. Восточно –Сибирское книжное издательство 1979г.

3.«Сказки народов Сибири» Г.А.Смирнова Красноярск, Издательство «Витал» 1992г.

Интернет – ресурсы:

- https://skazkibasni.com/buryatskie-skazki

- https://abesu.org/origami-yurta

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Буряты

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Праздники_Бурятии

- https://burjatskie-skazki.larec-skazok.ru/

- https://stihi.ru/2014/01/12/4749

- https://www.bestreferat.ru/referat-109208.html

Планируемые результаты

- Дети приобретут знания о национальности буряты. Познакомятся с культурой, традициями и обычаями бурятского народа.

- Словарь детей пополниться таким терминами как: юрта, улус, зимник, чанза, иочин, лимба, бишхур, гутал, малгай, дэгэл;

- В ходе проектной деятельности дети научаться самостоятельно действовать, добывать нужную информацию делать выводы, обобщать, логически мыслить.

- Дети приобретут опыт публичного выступления при защите результатов продуктов проекта.

Основной этап.

Период

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Понедельник

1.Участие детей в беседе о родном крае -Сибири и о коренных народах, населяющих наш край, Прибайкалье с давних времен, и рассматривание иллюстраций.

2.Прослушивание песни «Цветок Байкала»

3. Участие детей в создании панно «Байкал»

1.Консультация для родителей: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

2.  Выучить с детьми  стихотворения о Байкале

1. Беседа с детьми о родном крае -Сибири и о коренных народах, населяющих наш край с давних времен

2. Приготовить иллюстрации по теме: (юрта, национальные бурятские музыкальные инструменты, национальная бурятская одежда, национальные блюда, национальные орнаменты и др.)

3. Собрать картотеку народных бурятских игр

4.Приготовить материал для создания коллективного панно «Байкал»

Вторник

1.Ррассматривание иллюстраций с изображением разных бурятских юрт, рассказ, о том, как их собирают, что находиться внутри юрты. Почему у бурят были такие жилища.

2.Слушанье бурятской сказки «Будамшу»

3.Конструирование из бумаги: «Юрта»

4.Лепка «Нерпёнок»

5. Слушание детьми бурятской народной сказки» Хитрый Будамшу»

6.Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки на Байкале»

1. Предложить

Родителям сделать с детьми национальное жилище бурят –юрту

2. Рекомендовать для чтения с детьми бурятские народные сказки.

2. Просмотр дома  познавательных фильмов по теме

1. Знакомство детей с национальным жилищем бурят –юртой, рассказ о том, как их изготавливают, рассматривание иллюстраций

2. Собрать картотеку бурятских народных сказок

3. Чтение бурятской народной сказки «Будамшу»

3.Конструирование совместно с детьми: «Юрта»

4. Чтение бурятской народной сказки» Хитрый Будамшу»

5. Создать условия для  сюжетно-ролевой игры «Рыбаки на Байкале» (приготовить атрибуты к игре)

Среда

1.Участие детей в беседе. Знакомство с бурятскими национальными узорами, их особенностями.

2.Игры детей в лото: «Найди такой же узор»,

3.Настольная игра: «Сложи узор»

4. Раскрашивание детьми национальных узоров.

5. Презентация детьми своих юрт.

6. Слушание сказки «Курица и летучая мышь»

1.Родителям предложить сделать альбом «Бурятские куклы»

2. Изготовить дидактическую игру: «Одень куклу в национальный костюм»

1. Изготовить лото: «Найди такой же узор» (по мотивам бурятских национальных узоров)

2. Изготовить настольную игру: «Сложи узор»

3. Беседа с детьми. Знакомство с бурятскими национальными узорами, их особенностями.

4.Приготовить раскраски-трафареты с бурятскими национальными узорами.

5. Чтение сказки детям

«Курица и летучая мышь»

Четверг

1. Беседа с детьми о национальном костюме бурят

2. Рисование бурятской шапки- малгай, платья-дэгэл и презентация своих работ.

3. Раскрашивание детьми трафаретов одежды

4.Настольная игра: «Одень куклу в национальный костюм»

5. Слушание сказки «Ангарские бусы»

1.Консультация для родителей: «Знакомим детей с бытом народов Прибайкалья»

2.Предложить сделать шапки –малгай для игр и развлечения.

1.Рассказ-беседа с рассматриванием иллюстраций «Бурятский национальный костюм

2. Приготовить раскраски –трафареты национальной одежды бурят

3. Чтение сказки «Ангарские бусы»

Пятница

1.Участие детей в беседе «Бурятские народные музыкальные инструменты. Прослушивание их звучания.

2. Рассматривание детьми альбома «Бурятские куклы»

3. Рисование детьми по замыслу: (юрта, национальная одежда) и презентация своих работ.

4. Слушание детьми бурятской народной сказки «Зима и лето»

1. Предложить родителям принести в группу для создания коллекции «Сувениры Байкала» экспонаты (магниты, камни, статуэтки  идр.)

1.Создать аудиокартотеку: «Песни на бурятском языке;

Звучание музыкальных инструментов-бишхур, чанза, иочин, лимба;

видео национального танца «Ёхор».

2. Беседа с детьми: «Бурятские народные музыкальные инструменты».

3. Приготовить материал для самостоятельной художественной деятельности детей (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, трафареты одежды)

4. Чтение детям бурятской народной сказки «Зима и лето»

Понедельник

1.Экскурсия в библиотеку с детьми

«Беседа о национальных бурятских праздниках и традициях»

2. Слушание бурятской народной сказки «Золотая чаша»

3. Участие детей в изготовлении макета «Байкал»

1.Предложить родителям принести атрибуты к развлечению (лук, стрелы, щит для метания в цель)

2. Рекомендовать родителям продолжать ознакомление детей с национальностью –Буряты. При посещении посёлка Аршан, свозить детей на экскурсию в бурятский Дацан

1.Организовать экскурсию в библиотеку ДК Маркова.

2.Экскурсия с детьми в библиотеку. Тематическое занятие совместно с библиотекарем «Беседа о национальных бурятских праздниках и традициях».

3.Чтение с детьми бурятской народной сказки «Золотая чаша»

4.Приготовить материал для изготовления макета «Байкал»

Заключительный этап

1. Презентация: «Традиции и быт Бурят»

2.Развлечение с детьми «Бурятские народные игры»

Перспектива развития проекта. Продолжать знакомить детей с людьми разных национальностей, населяющих наш посёлок (по выбору детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Коренные жители севера: ханты и манси"

сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....

Проект "Коренные народы Севера: уникальностьбыта и традиций"

Воспитывая удетей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию,что их край - это частица Родины....

Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."

Информационно-творческий  долгосрочный проект для детей 5-7 лет.Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращ...

Презентация к проекту "Коренные народы Югры"

Угроза исчезновения материальной и духовной культуры малочисленных народов Югры....

Педагогический проект "Коренные жители Кузбасса".

Знакомство детей в коренными жителями Кузбасса. Их традициями, образом жизни....

Информационно – творческий проект «Коренные жители Югры»

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...

Проект Коренные жители Югры

Расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патрио...