Картотека дидактических игр экологического формата
картотека по окружающему миру

Анисимова Наталья Владимировна

Подборка дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_ekologicheskogo_formata.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр экологического формата.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Рассели животных по домам» 

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» — спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают полёт птицы.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух — названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Лесной многоэтажный дом»

Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.

Ход игры

1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

«Кто рядом живет»

Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш)- по количеству детей; обручи красного, зеленого, синего цвета.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие — возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

Воспитатель. Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема- в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание : «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяются несколько раз.

“Что надо для гнезда»

Программное содержание:

1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы»: перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.

3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи.

4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Дидактическая игра «Кто как голос падает?»

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.

Дидактическая игра «Старичок - лесовичок»

Цель: формировать доброе отношение к миру природы. Воспитывать познавательный интерес, потребность в охране окружающей среды.

Оборудование: карточки  с изображением экологических ситуаций.

Ход игры:  На столе разложены карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения  с природой. Затем воспитатель зачитывает ситуации поведения на природе. Дети должны ответить на вопрос стоит так делать или нет и выбрать соответствующую  карточку.

Пример ситуаций:

1.На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

2.Заботливо относится к деревьям и кустарникам.

3.Заботливо относится к живым существам леса, все они приносят пользу.

4.Не следует разжигать костры.

5.Не рвать цветы в большие букеты.

6.Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса.

7.Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты.

8.Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ёжикам, птичкам.

9.Не загрязнять озёр, речек, не бросать  в них камни, мусор.

 «Дидактические игры с загадками»

1 Вариант «Дикие животные»

Цель:

1 Продолжать знакомить детей с дикими животными родного края (зайцем, волком, медведем, лисой, ёжиком)

2 Стимулировать познавательный интерес, способствовать развитию памяти, мышления, внимания.

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Ход игры:

Зимой в берлоге спит                                                                  

И немножечко храпит.

А проснётся — давай реветь,

 А зовут его. .. (Медведь)

Не боится даже волка

 Эта маленькая кроха.

У него есть острые иголки-

Защитят его надолго. (Ёж).

Пушистая и рыжая

 На дереве живет.

 Сильными зубками

Орешки все грызёт. (Белочка).

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой?  (Заяц)

Дидактическая игра собери картинку «Насекомые»

Цель: развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику рук. Игра помогает закрепить знания о насекомых, их внешнем виде.

Оборудование: 5 картинок с изображением насекомых, муляжи насекомых.

Ход игры: Игра состоит из 5 парных картинок. Одна картинка служит ориентиром того, что должно получиться. Вторая половинка разрезается на части.

Игра «Рассели животных по домам».
Цель игры: необходимо найти домик животного.
Указания: предложены слайды с изображениями домов животных: берлога, нора, дупло, а также изображения животных: медведь, белка, лиса. Требуется навести курсор мыши на картинку с изображением дома, принадлежащего данному животному, и нажать на левую клавишу мыши. В случае верного ответа происходит изменение размера изображения дома животного, сопровождающееся звуковым эффектом «аплодисменты». В случае неверного ответа осуществляется автоматический переход на слайд с изображением перечеркнутого домика животного и грустного смайлика, сопровождающийся звуковым эффектом «ветер». Каждый слайд снабжен управляющими кнопками «в начало игры», позволяющими вернуться в начало игры и начать игру снова. Слайд, подтверждающий верный ответ, снабжен управляющей кнопкой «молодец», предназначенной для перехода к следующей игре.

Игра «Кто впадает в спячку?»
Цель игры: определить, кто их животных впадает зимой в спячку.
Указания: навести курсор мыши на картинку с изображением животного, и нажать левую клавишу мыши. В случае верного ответа реализуется анимационный эффект «качание» картинки с изображением животного в сопровождении звукового эффекта «аплодисменты»; в случае неверного ответа реализуется анимационный эффект «вылет за край листа» картинки с изображением животного в сопровождении звукового эффекта «ветер».

Игра «Собери грибы в лукошко»
Цель игры: выбрать из предложенных изображений грибов картинку с изображением съедобных грибов.
Указания: определить съедобный гриб, навести на изображение курсор мыши, нажать левую клавишу мыши. В случае верного ответа изображение гриба перемещается в корзинку в сопровождении звукового эффекта «колокольчики». В случае неверного ответа реализуется эффект «исчезновение» изображения в сопровождении звукового эффекта «взрыв».

Игра «С чьей ветки детка?»
Цель игры: правильно определить, какому дереву принадлежит лист.
Указания: на слайде предложены четыре картинки с изображением деревьев: дуб, ель, береза, рябина и изображение листа. Требуется навести курсор мыши на изображение дерева, которому принадлежит лист, и нажать на левую клавишу мыши. В случае верного ответа осуществляется переход на слайд с изображением дерева и улыбающегося смайлика в сопровождении звукового эффекта «аплодисменты». Слайды с верными ответами снабжены управляющими кнопками «молодец», позволяющими продолжить игру. В случае неверного ответа осуществляется переход к слайду с изображением перечеркнутого дерева и грустного смайлика, в сопровождении звукового эффекта «ветер». Слайды с неверными ответами снабжены управляющими кнопками «в начало игры», позволяющими вернуться в начало игры и продолжить данную игру.

Игра «Чьи следы?»
Цель игры: правильно определить, какие из предложенных следов принадлежат изображенному животному.
Указания: предложены слайды с изображениями следов и животных: волк, заяц, лось, белка. Требуется навести курсор мыши на след, принадлежащий изображенному животному, нажать левую клавишу мыши. В случае верного ответа реализуется анимационный эффект «изменение размера» для изображения следа, сопровождающееся звуковым эффектом «аплодисменты». В случае неправильного ответа реализуется анимационный эффект «вылет за край листа» в сопровождении звукового эффекта «ветер». Каждый слайд снабжен управляющей кнопкой «следующая игра», позволяющей осуществить переход к следующей игре.

Игра «Улетают - не улетают»
Цель игры: правильно определить перелетных птиц.
Указания: предложены изображения птиц. Требуется навести курсор мыши на изображение перелетной птицы и нажать левую клавишу мыши. В случае правильного ответа реализуется эффект «вылет по спирали» для изображения перелетной птицы, сопровождающийся звуковым эффектом «колокольчики». В случае неверного ответа реализуется эффект «качание» для изображения зимующей птицы, сопровождающийся звуковым эффектом «барабаны».

Игра «Что где растет?»
Цель игры: определить места произрастания фруктов и овощей.
Указания: на слайде предложены изображения фруктов и овощей: яблоко, морковь, баклажан, огурцы, слива, груша, тыква. Требуется определить, где растут предложенные фрукты и овощи. Необходимо навести курсор мыши на тот или иной фрукт или овощ, нажать левую клавишу мыши. Выбранный объект перемещается на изображение сада или огорода. Слайд снабжен управляющей кнопкой «молодец», позволяющей вернуться к титульному слайду и продолжить выбор игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр экологического развития детей дошкольного возраста

Дидактические игры подобраны из разных источников для детей старшего возраста....

Картотека дидактических и экологических игр

Картотека дидактических и экологических игр...

Картотека дидактических игр экологического содеражния

В картотеке собраны разнообразные игры экологического содержания, которые способствуют не только повышению уровня экологической культуры воспитанников, но и играют важную роль в речевом развитии детей...

Картотека дидактических игр экологического содержания ( для средней группы)

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей средней группы. Содержит игры настольно-печатные, словесные, игры с предметами, игры-экспериментирования....

Картотека дидактических игр экологического характера

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (се...

Картотека дидактических игр экологического образования для детей 6-7 лет

Картотека собранных дидактических игр, способствующих экологическому развитию детей подготовительной группы....