Краткосрочный проект средней группы «Солнышко лучистое» (эксперимент по развитию познавательных способностей)
проект по окружающему миру (средняя группа)

ДРОЗД ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА

«Солнышко лучистое»

(эксперимент по развитию познавательных способностей)

Цель:

Продолжать знакомить детей с устройством Солнечной системы. Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системыПознакомить с понятиями «света» и «тени», показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, как солнечный луч может превращаться в разноцветный.

Задачи:

Познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат; способствовать развитию познавательной активности детейРазвивать образное мышление, творческое воображение, связную речь.

Развивающая среда : схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба, настольная лампа, ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Ход проекта:

В: стихотворение «Солнышко» Г. Бойко

Тучка прячется с небес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

В. : Какой солнце геометрической формы? (круглое)

В. : А какие предметы еще бывают круглые? (колесо, мяч, яблоко)

В. : Какого цвета солнышко(желтое, красное)

В. : Что нам дает солнышко(свет, тепло).

В. : Как вы думаете: что такое Солнце(ответ детей)

В. : Это большая звезда.

В. : Правильно! Многие из вас наблюдали ночью звезды на небе. Сейчас мы вместе посмотрим карту звездного неба. На ней, кроме звезд, имеется много созвездий: Водолей, Рак, Большая и Малая медведицы и др. Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией. С чем можно сравнить свет Солнца(ответ детей)

В. : Со светом лампы.

В. : Молодцы! Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, мы проведем небольшое наблюдение.

НАБЛЮДЕНИЕ:

Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно ближе.

В. : Хорошо ли виден свет лампы? (Хорошо.) А теперь отойдите в другой конец комнаты. Что происходит со светом лампы? (ответ детей)

В. : Свет стал не таким ярким.

В. : Так происходит и с солнечными лучамиСолнечный свет доходит до нас, и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, т. к. они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день.

Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как и вы от настольной лампы, когда стоите рядом с ней. А остальные звезды находятся от Земли на таком же расстоянии, как дети – от настольной лампы, если бы мы стояли на улице и отошли очень далеко от окна.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком – пусть бегут ко мне!

Ну лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок – убежал на потолок!

(С помощью зеркальца пускаются солнечные зайчики на стене, дети стараются их поймать)

В. : Что дает Солнце кроме света(Тепло)

В. : Кому нужно тепло на Земле? (Растением, человеку, животным, насекомым).

В. : Правильно! Всему живому на Земле нужно тепло и свет. Весной мы с вами наблюдаем, как радуются солнечному свету первые весенние цветы. Лишь пригреет солнышко – они стремятся скорей раскрыть ему на встречу свои бутоны. Как звонко щебечут птицы. Как радуются первым солнечным лучам люди после полярной ночи. Давайте пофантазируем, чтобы было, если бы пропал солнечный свет(Дети высказывают свои предположения)

В. : Вы правы! Без Солнца плохо и растениям, и животным, и человеку. Но когда солнечная активность возрастает, на Земле увеличивается число циклонов, возрастает число происшествий на дорогах, число катастроф. У многих людей происходит спазм кровеносных сосудов, уменьшается приток крови к мозгу, повышается давление. Это говорит о том. Что все на Земле и в природе взаимосвязано.

В. : Ребята, отгадайте загадку:

Я иду – она идет, я стою – она стоит, побегу – она бежит. (Тень.)

В. : Правильно! В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение. Оно называется (тень) Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Тоже самое происходит, если вы встанете перед лампой. Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно?

Д. : Это наше отражение. Когда мы движемся, то движется и тень.

В. : А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать? (Дети высказывают свои предположения, пытаются догнать свою тень, чужую.)

В. : Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей. Тени бывают разные. Тень может двигаться, стоять на месте – делать все то, что делает тот, кому она принадлежит. Но она всегда молчит. Вот какая она - таинственная, молчаливая – волшебница тень.

Игры с тенью:

ОПЫТ:

В солнечный день наполнить ванночку водой и поставить на стол возле окна, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустить зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть опирается на часть ванночки. А нижняя в воде – под углом. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги, пока на бумаге не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку и встряхнуть зеркало. Что мы увидим?

Вывод:

На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик может превращаться в разноцветный, если проходит сквозь капли воды. Так появляется и радуга.

Виды деятельности

1. Чтение художественной литературы

1. Чтение и заучивание стихотворения «У солнца сто забот»

2. Просмотр компьютерной презентации на стихотворение «У солнца сто забот» с рассказыванием детьми наизусть.

3. Чтение и заучивание потекши«Солнышко, выгляни в оконышко!»

4. Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»

5. Чтение сказки «Краденое солнце» Корней Чуковский

6. Просмотр компьютерной презентации и знакомство со сказкой Татьяны Гагуз «Сказка про Солнышко и Луну»

2. Музыкально - художественная

1. Разучивание песни «Солнышко лучистое»

2. Знакомство с музыкальным клипом для малышей «Солнышкосолнышко, выходи».

3. Просмотр мультфильма «Мы за солнышком идём»

4. Итоговое развлечение «Солнышко» (весенний праздник для детей)

3. Двигательная

1. Подвижная игра «Солнечный зайчик»Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием. Учить выполнять действия в соответствии игровому правилу.

2. Подвижная игра «Солнышко и дождик»Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием. Учить выполнять действия в соответствии игровому правилу.

3. Комплекс утренней гимнастики «Солнышко лучистое» (под музыкальное сопровождение «Солнышко лучистое).

4. Коммуникативная

1. Дидактическая игра «На что похоже солнышко».

Цель: поиск похожих на солнышко предметов. Закреплять правила игры. Дети называют предмет и объясняют, чем оно похоже на солнышко

2. Игра «Солнечный круг».

Цель: учить детей изображать солнышко при помощи обруча и рук, выкладывать круг из шнурков длинных и коротких. Сравнение: какой круг получается из длинных шнурков и из коротких.

3. Игра с варежкой настроения «Солнышко и тучка».

Цель: определить, какое настроение у Солнышка и показать самому.

4. Дидактическая игра «Поможем солнышку».

Цель: сделать солнышку лучики при помощи прищепок. Выбрать из двух цветов нужный. Развитие мелкой моторики и сенсорики.

5. Познавательно – исследовательская

1. Наблюдение за изменениями в природе;

2. Наблюдение за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома);

3. Эксперимент «Холодно – тепло» :

• Поставить на солнышко лед. Наблюдение. Показать детям, что на солнышке лед быстро тает.

• Целевая прогулка на участок, где нет солнца. Дать почувствовать детям, что в теньке прохладно, а на солнышке жарко.

• Закрепление: ночью солнышко не греет, утром песок холодный. Поставить на солнышко бассейн с водой. Понаблюдать, как вода нагревается на солнце.

• Рассматривание солнышка через цветное прозрачное пластмассовое стеклышко. Посмотреть, как меняется цвет солнышка. Накапливать цветовые впечатления. Учить любоваться и радоваться полученным впечатлениям.

6. Продуктивная

1. Занятие по речевому развитию «Солнышко и его детки – солнечные лучики»

2. Занятие по рисованию «Светит солнышко»

3. Занятие по лепке из соленого теста на тему «Солнышко и его детки – солнечные лучики»

Самостоятельная деятельность по лепке на тему:

«Солнышко»

Солнышко – колоколнышко, Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди

И свети, свети, свети!

Свети, свети, солнышко,

Красное ведрышко!

Литература:

1. Т. Н. Зенина «Ознакомление детей с природой»

2. А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова «Развитие речи»

3. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»

4. Т. Г. Филиппова «Организация совместной деятельности с детьми на прогулке».

5. Материал из интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_sredney_gruppy.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект средней группы «Солнышко лучистое» (эксперимент по развитию познавательных способностей)

(эксперимент по развитию познавательных способностей)

Цель:

Продолжать знакомить детей с устройством Солнечной системы. Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света» и «тени», показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, как солнечный луч может превращаться в разноцветный.

Задачи:

Познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат; способствовать развитию познавательной активности детей. Развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь.

Развивающая среда : схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба, настольная лампа, ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Ход проекта:

В: стихотворение «Солнышко» Г. Бойко

Тучка прячется с небес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

В. : Какой солнце геометрической формы? (круглое)

В. : А какие предметы еще бывают круглые? (колесо, мяч, яблоко)

В. : Какого цвета солнышко? (желтое, красное)

В. : Что нам дает солнышко? (свет, тепло).

В. : Как вы думаете: что такое Солнце? (ответ детей)

В. : Это большая звезда.

В. : Правильно! Многие из вас наблюдали ночью звезды на небе. Сейчас мы вместе посмотрим карту звездного неба. На ней, кроме звезд, имеется много созвездий: Водолей, Рак, Большая и Малая медведицы и др. Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией. С чем можно сравнить свет Солнца? (ответ детей)

В. : Со светом лампы.

В. : Молодцы! Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, мы проведем небольшое наблюдение.

НАБЛЮДЕНИЕ:

Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно ближе.

В. : Хорошо ли виден свет лампы? (Хорошо.) А теперь отойдите в другой конец комнаты. Что происходит со светом лампы? (ответ детей)

В. : Свет стал не таким ярким.

В. : Так происходит и с солнечными лучами. Солнечный свет доходит до нас, и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, т. к. они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день.

Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как и вы от настольной лампы, когда стоите рядом с ней. А остальные звезды находятся от Земли на таком же расстоянии, как дети – от настольной лампы, если бы мы стояли на улице и отошли очень далеко от окна.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком – пусть бегут ко мне!

Ну лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок – убежал на потолок!

(С помощью зеркальца пускаются солнечные зайчики на стене, дети стараются их поймать)

В. : Что дает Солнце кроме света? (Тепло)

В. : Кому нужно тепло на Земле? (Растением, человеку, животным, насекомым).

В. : Правильно! Всему живому на Земле нужно тепло и свет. Весной мы с вами наблюдаем, как радуются солнечному свету первые весенние цветы. Лишь пригреет солнышко – они стремятся скорей раскрыть ему на встречу свои бутоны. Как звонко щебечут птицы. Как радуются первым солнечным лучам люди после полярной ночи. Давайте пофантазируем, чтобы было, если бы пропал солнечный свет. (Дети высказывают свои предположения)

В. : Вы правы! Без Солнца плохо и растениям, и животным, и человеку. Но когда солнечная активность возрастает, на Земле увеличивается число циклонов, возрастает число происшествий на дорогах, число катастроф. У многих людей происходит спазм кровеносных сосудов, уменьшается приток крови к мозгу, повышается давление. Это говорит о том. Что все на Земле и в природе взаимосвязано.

В. : Ребята, отгадайте загадку:

Я иду – она идет, я стою – она стоит, побегу – она бежит. (Тень.)

В. : Правильно! В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение. Оно называется (тень) Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Тоже самое происходит, если вы встанете перед лампой. Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно?

Д. : Это наше отражение. Когда мы движемся, то движется и тень.

В. : А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать? (Дети высказывают свои предположения, пытаются догнать свою тень, чужую.)

В. : Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей. Тени бывают разные. Тень может двигаться, стоять на месте – делать все то, что делает тот, кому она принадлежит. Но она всегда молчит. Вот какая она - таинственная, молчаливая – волшебница тень.

Игры с тенью:

ОПЫТ:

В солнечный день наполнить ванночку водой и поставить на стол возле окна, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустить зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть опирается на часть ванночки. А нижняя в воде – под углом. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги, пока на бумаге не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку и встряхнуть зеркало. Что мы увидим?

Вывод:

На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик может превращаться в разноцветный, если проходит сквозь капли воды. Так появляется и радуга.

Виды деятельности

1. Чтение художественной литературы

1. Чтение и заучивание стихотворения «У солнца сто забот»

2. Просмотр компьютерной презентации на стихотворение «У солнца сто забот» с рассказыванием детьми наизусть.

3. Чтение и заучивание потекши: «Солнышко, выгляни в оконышко!»

4. Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»

5. Чтение сказки «Краденое солнце» Корней Чуковский

6. Просмотр компьютерной презентации и знакомство со сказкой Татьяны Гагуз «Сказка про Солнышко и Луну»

2. Музыкально - художественная

1. Разучивание песни «Солнышко лучистое»

2. Знакомство с музыкальным клипом для малышей «Солнышко, солнышко, выходи».

3. Просмотр мультфильма «Мы за солнышком идём»

4. Итоговое развлечение «Солнышко» (весенний праздник для детей)

3. Двигательная

1. Подвижная игра «Солнечный зайчик». Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием. Учить выполнять действия в соответствии игровому правилу.

2. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием. Учить выполнять действия в соответствии игровому правилу.

3. Комплекс утренней гимнастики «Солнышко лучистое» (под музыкальное сопровождение «Солнышко лучистое).

4. Коммуникативная

1. Дидактическая игра «На что похоже солнышко».

Цель: поиск похожих на солнышко предметов. Закреплять правила игры. Дети называют предмет и объясняют, чем оно похоже на солнышко

2. Игра «Солнечный круг».

Цель: учить детей изображать солнышко при помощи обруча и рук, выкладывать круг из шнурков длинных и коротких. Сравнение: какой круг получается из длинных шнурков и из коротких.

3. Игра с варежкой настроения «Солнышко и тучка».

Цель: определить, какое настроение у Солнышка и показать самому.

4. Дидактическая игра «Поможем солнышку».

Цель: сделать солнышку лучики при помощи прищепок. Выбрать из двух цветов нужный. Развитие мелкой моторики и сенсорики.

5. Познавательно – исследовательская

1. Наблюдение за изменениями в природе;

2. Наблюдение за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома);

3. Эксперимент «Холодно – тепло» :

• Поставить на солнышко лед. Наблюдение. Показать детям, что на солнышке лед быстро тает.

• Целевая прогулка на участок, где нет солнца. Дать почувствовать детям, что в теньке прохладно, а на солнышке жарко.

• Закрепление: ночью солнышко не греет, утром песок холодный. Поставить на солнышко бассейн с водой. Понаблюдать, как вода нагревается на солнце.

• Рассматривание солнышка через цветное прозрачное пластмассовое стеклышко. Посмотреть, как меняется цвет солнышка. Накапливать цветовые впечатления. Учить любоваться и радоваться полученным впечатлениям.

6. Продуктивная

1. Занятие по речевому развитию «Солнышко и его детки – солнечные лучики»

2. Занятие по рисованию «Светит солнышко»

3. Занятие по лепке из соленого теста на тему «Солнышко и его детки – солнечные лучики»

Самостоятельная деятельность по лепке на тему:

«Солнышко»

Солнышко – колоколнышко, Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди

И свети, свети, свети!

Свети, свети, солнышко,

Красное ведрышко!

Литература:

1. Т. Н. Зенина «Ознакомление детей с природой»

2. А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова «Развитие речи»

3. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»

4. Т. Г. Филиппова «Организация совместной деятельности с детьми на прогулке».

5. Материал из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики для детей средней группы: «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ»

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастики, если выполнять её систематически, а не от случая к случаю. Она – обязательное условие укрепления здоровья, развития физи...

Зимний огород на подоконнике. (Краткосрочный проект). Средняя группа «Колокольчик».

Создание огорода на подоконнике в детском саду является очень приятным и интересным занятием, особенно зимой и ранней весной, когда хочется посмотреть цвета зелени и попробовать витаминную продукцию. ...

Краткосрочный проект на тему "Солнышко лучистое"

Тематическое планирование для воспитанников II младшей группы по ознакомлению детей с особенностями солнца, его влиянием на окружающий мир и его роль в жизни человека с указанием разнообразных в...

проект на тему:«Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»

laquo;Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»....

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Доклад по теме проекта на 2022г.: «Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.

Доклад по теме проекта на 2022г.:«Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рам...