Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии " Путешествие по реке времени Н.А.Коротковой"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Добина Елена Юрьевна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание картин и др.) не позволяют ребенку в достаточной степени овладеть речевыми навыками.Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников  – это обучение в игре.На мой взгляд, образовательная технология  «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой одна из наиболее интересных и доступных форм представления детям целостной картины мира и соответственно речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.

 

 Актуальность.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание картин и др.) не позволяют ребенку в достаточной степени овладеть речевыми навыками.  Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников  – это обучение в игре. Это касается и речевой деятельности. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

На наш взгляд, образовательная технология  «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой одна из наиболее интересных и доступных форм представления детям целостной картины мира и соответственно речевого развития.     

 

Цель: создать условия для речевого развития старших дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.

 Задачи:

1. Обучающая: формировать навык позитивного способа  общения со сверстниками, умения работать в группе, использовать в речи деловую, познавательную, личностную формы общения.

2. Развивающая: развивать мышление и речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений; обогащать и активизировать словарь по теме путешествия.

3. Воспитательная: воспитывать готовность помогать тому, кому трудно; формировать дружеские взаимоотношения.

 

Для реализации данных задач, на первом подготовительном этапе, мы подобрали иллюстрационный материал для путешествий  во  времени. В первую очередь,  нам понадобилась карта-панно, опредмечивающая  метафору  «река  времени»,  символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. В рекламной мастерской мы заказали лист размером   60  х  180  см,  на  котором  полосой синего  цвета  (во  всю  длину)  обозначена «река  времени».  Вдоль  «реки времени» намечены три  «остановки», с нестрогими, интуитивно понятными  детям  названиями:  «древность» -  «старина»  - «наше  время»  (в  соответствии  с  условными  этапами  человеческой  истории:  древний  мир  первобытных  людей,  мир  средневековья, современный мир). Заранее  наклеили  на  панно  небольшие  иллюстрации - «метки»  каждой  остановки  во  времени.  Такими  символами-«метками» стали  изображения человека  в  типичной  для  исторической  эпохи среде  (например,  пещерные люди,  жители  средневекового города-крепости, обитатели современного города). Для  путешествий  по  «реке  времени»  был   подобран соответствующий  иллюстративный  материал.  Это  наборы  картин  по исторической  тематике  для  анализа-сравнения  и  выстраивания временных рядов: раньше - сейчас (история жилища, транспорта, одежды и  быта  и  т.д.).  Такие  картины-иллюстрации  размером  примерно  в стандартный лист бумаги (формат А4) используются многократно. Также  подготовили аналогичные  по  тематике  (но  в  большем количестве  и  разнообразии)  одноразовые  картинки - «метки»  для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6х8 см или 7х10 см -как для классификационных таблиц).

Для того, чтобы систематизировать работу, мы составили перспективный план в соответствии с комплексно-тематическим планированием .Реализацию основного этапа начали с самого доступного для дошкольников - обсуждения, в  каких  жилищах  мы  живем  сейчас  и в  каких обитали люди  раньше  в  - «старину»,  и  еще  раньше -  в  «древности».  Из  множества  небольших иллюстраций-вырезок  педагог  и  дети  выбирали  подходящие  и наклеивали  на  соответствующих  «остановках»,  дополняя  первые лаконичные  «метки».  В  следующих  «путешествиях»  мы использовали   истории  быта, транспорта,  профессий,  письменности  и  т.  д.,  используя красочные  книги  познавательного  характера,  обращаясь  для  введения  в тему к подходящим художественным текстам. Остановки  на  «реке  времени»  от  занятия  к  занятию  обживались  -  заполняясь соответствующим  иллюстративным материалом.  Где  это  возможно,  рассказ  воспитателя  и  обсуждение подкреплялись  не  только  иллюстрациями,  но  и  реальными старинными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии.

Например, в знакомство с историй ложки началось с проблемной ситуации: «Чем будем есть варенье? Хотите узнать, всегда ли ложка была такой, как сейчас?»  В ходе занятия дети рассуждали о том, удобно ли было есть ложкой-ракушкой, а ложкой, сделанной из бересты? Воспитанники показали свои знания и поделились жизненным опытом, рассуждали о том, что видят на слайдах, аргументировали изменения внешнего вида ложки, делились впечатлениями, задавали вопросы друг другу и педагогу, договаривались друг с другом, принимали совместное решение. Занятие способствовало развитию у дошкольников речи-доказательства, речи-аргументации.

В ходе основного этапа в зависимости от темы путешествия рекомендовали родителям совместно с детьми просмотр мультфильмов, чтение сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок по темам, посещения музеев и т.д.  С помощью родителей подбирали  иллюстрации с изображением старых предметов разных эпох, создавали выставки  старинных  предметы разных поколений, которые с удовольствием рассматривали в группе со всеми детьми. Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы. Мы отмечаем, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации. На данном этапе, нам недостаточно предметов старины, в основном, имеется иллюстративный материал, но мы активно сотрудничаем с родителями в данном направлении. Итогом работы с родителями стало создание накопительной папки «Путешествие по реке времени» с иллюстрациями, фотографиями, рисунками.

Работа по технологии «Путешествие по «реке времени»  не завершена, реализация перспективного плана продолжается. На заключительном этапе, подведем окончательные итоги, но уже сейчас можем констатировать, что технология, предложенная Надеждой Александровной Коротковой, дает положительные результаты в познавательном и речевом развитии детей, а образное представление о времени способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

       

    Список литературы:

 

1. Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста,

    М:  Линка-Пресс, 2007

2. «Что было до…» Дыбина О.В.  игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. –

     Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

3. «Рукотворный мир»  Дыбина О.В. Творческий центр Сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре

Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре...

Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическо...

Проект "Речевое развитие дошкольников посредством сказки"

Воспитание подрастающего человека путём приобщения к удожественной литературе очень важная педагогическая задача. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоц...

Речевое развитие дошкольников посредством курса «Введение в художественную литературу» в примерной ООП ДО «Детский сад 2100»

—Пособие по введению в художественную литературу для дошкольников является начальным звеном непрерывного курса литературного чтения – литературы в Образовательной системе «Школа 2100». Обеспечивает ли...

Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытыва...