Конспект занятия по окружающему миру « Путешествие по стране Знаний»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ипатова Светлана Викторовна

Систематизирование знаний детей о природе, создание условий для формирования коммуникативных речевых функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111itogovoe_2022_eto.docx (30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру « Путешествие по стране Знаний»  (старшая группа)

Цель: Систематизирование знаний детей о природе, создание  условий для формирования коммуникативных речевых функций.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать устойчивый интерес к природе;
  • Систематизировать и уточнять знания детей о природе ( диких и домашних животных, деревьях, лекарственных растениях, рыбах, насекомых);
  • закрепить правила поведения в природе.
  • Закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку, выделять лишний предмет;

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие;
  • Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость;
  • развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;

     • развивать двигательную активность, общую моторику, умение сочетать речь с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природы;
  • Поддерживать атмосферу положительных эмоций.

Ход занятия:

Ребята, подошел к концу учебный год. В этом году вы много узнали нового, многому научились. Пришла пора проверить  свои знания. А для этого я предлагаю  вам отправиться в путешествие по Стране Знаний на нашем паровозике! Если успешно выполните все задания, получите сюрприз.

Воспитатель: - Готовы отправиться  в страну знаний? (да)

Но возьму  с собой  не всех! Ещё чего доброго на всех сюрприза не хватит! Поедут только самые сообразительные и внимательные ребята!

 Вы сообразительные? (да) И внимательные? (да) Сейчас проверим!

 Игра «Так – не так»

Воспитатель: - Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (воспитатель все делает наоборот, чтобы запутать детей)

1. Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

2. На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

3. Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

4. В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

5. Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

6. Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

7. Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

8. Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

9. Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

10. И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

11. Нет рассеянных среди вас (ХЛОПАЮТ)

12. Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Воспитатель: - Какие молодцы! Придется всех брать с собой и на всех делить сюрприз.  Вижу, что вы готовы отправиться в путешествие! (дети отвечают). Тогда вперед! Нас ждет  много  интересных заданий! Нам нужно ответить на вопросы, помочь тем, кому нужна наша помощь, рассказать, что мы знаем о  водоемах и их обитателях, растениях и птицах и почему они необходимы на планете. Вспомнить правила поведения в природе. Узнать что-то новое, интересное.  И, конечно же, найти  сюрприз!!!

- Ой, я забыла показать карту, а на ней указан путь.

Хотите её посмотреть? (дети рассматривают карту и называют обозначенные остановки.)

Поехали: « Чух-чух-чух»,

Поезд мчится во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь»,- гудит:

«У-У-У…»

1я остановка- «Город».

                                                 Ты пешком его не обойдешь.

    Здесь дома - и те многоэтажные.

  И заводы есть, проспекты есть,

  И река большая очень важная.

                 Здесь живут и стар и молод.

 Это наш любимый …  (город)

Воспитатель:: - Как называется наш город?

 Наш город какой?  (большой, красивый…)

 Что есть в нашем городе? ( дома, транспорт, школы, магазины….)

Кто живет в нашем городе?( люди)

Воспитатель: В нашем городе живет много людей и все они где-то работают. А вот кем работают люди в нашем городе, мы сейчас узнаем из игры.

 

Игра называется «Кто что делает?»

 Воспитатель бросаете ребенку мяч и называете профессию ; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч воспитателю. Например:

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Каменщик... — возводит стены из кирпича.

 Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер... — водит машину, автобус.

Летчик... — управляет самолетом.

Игра «Угадай, какая профессия у человека» 

( игра с картинками по типу «Парочки»)

- Ножницы, ткань, швейная машина - … (портной) ;

- Доска, мел, учебник - … (учитель) ;

- Маленькие дети, прогулки, игры - … (воспитатель) ;

- Краски, кисти, побелка - … (маляр) ;

- Корабль, тельняшка, море - … (моряк) ;

- Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик)

-Двор, метла, урна. (Дворник)

-Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

-Фотоаппарат, плёнка, квитанция. (Фотограф.)

-Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

-Автобус, деньги, билет. (Кондуктор.)

-Книга, библиотека, читатель. (Библиотекарь.)

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете профессии!

Ребята, в один большой магазин – Супермаркет  машина привезла много товара.

Помогите, пожалуйста,  рассортировать привезенный товар.

 Д/Игра: Разложи товар по назначению (вещи, посуда, мебель)

Молодцы, и с этими заданиями справились! Отправляемся дальше.

Поехали: « Чух-чух-чух»,

Поезд мчится во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь»,- гудит:

«У-У-У…»

2я Остановка ( смотрим по карте)  - «Деревня».

(Воспитатель включает запись звуков деревни)

Воспитатель: Что слышите, какие звуки? ( шум двигателя трактора, мычание коровы, кукареканье…)

Воспитатель:Дети, мы оказались на деревенском подворье. Ой-ой-ой, нам срочно нужно помочь малышам найти своих мам.

Д/игра « Большие и маленькие»

Воспитатель: А еще знакомая бабушка просила помочь рассортировать урожай: отделить фрукты от овощей. Поможем?

 

Д/игра «Отдели фрукты от овощей»

Воспитатель: Хвалю вас, молодцы! Отправляемся дальше.

Поехали: « Чух-чух-чух»,

Поезд мчится во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь»,- гудит:

«У-У-У…»

3я Остановка ( смотрим по карте)-  «Водоемы».

Воспитатель: -Назовите какие водоемы вам известны. (реки, моря, океаны, озера, пруды, болота)  

-Во всех известных вам водоемах есть обитатели.

-А вода нужна только рыбам? (ответы детей).

-Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).

Предлагаю вам отгадать загадки про обитателей водоемов.

Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)

Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)

Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... (краб)

На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)

И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха)

Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)

Кто зеленый как трава
Целый день кричит: «Ква-ква!»?
На пруду живет квакушка.
Как зовут ее? (Лягушка)


Вот усатое бревно
Прилегло поспать на дно.
Почему бревно с хвостом?
Потому что это... (сом)

Воспитатель: Молодцы! Пора отправляться дальше. Мы все ближе и ближе к заветной цели.

Поехали: « Чух-чух-чух»,

Поезд мчится во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь»,- гудит:

«У-У-У…»

4я Остановка ( смотрим по карте) – «Лес».

(  Воспитатель включает  звуки леса)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём. (лес)

Беседа по вопросам:

Воспитатель: Как в лесу красиво, спокойно, торжественно тихо.

В народе говорят: «Лес – дом, и всем уютно в нём».

 Дети, для кого лес является домом?( животных, птиц, насекомых, растений).

-Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).

-А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).

Воспитатель: Предлагаю поиграть  в игру 3й лишний.

 Д/игра «Третий лишний»

1.заяц, белка, кенгуру.

2.дятел, попугай, кукушка,

3. лошадь, лось, ежик,

4.елка, пальма, береза,

5. краб, комар,  муха,

6.мухомор, подберезовик, гриб боровик

-Человек лесу – друг или враг?

- Что дает лес человеку?(ягоды, грибы, лекарственные растения, дрова, кислород, воздух)

 Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Вывод: Лес человеку необходим!  По этому надо беречь лес, природу.

Давайте вспомним правила поведения в лесу

 Чтение стихотворения “Лесные правила”

  • Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
    Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
    Ветки дуба не ломай.
  • Никогда не забывай
    Мусор с травки убирать.
    Зря цветы не надо рвать.
    Из рогатки не стрелять:
  • В лес приходят отдыхать.
    Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
    Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
  •  А, запомнить эти правила нам помогут волшебные кружочки.

Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе).

Д/игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).

  •         Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.
  •         Сажать больше деревьев – можно.
  •         Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
  •         Ходить только по тропинкам – можно.
  •         Рвать большие букеты цветов – нельзя.
  •         Любоваться ими – можно.
  •         Оставлять мусор в лесу – нельзя.
  •         Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.
  •         Разжигать костры в лесу – нельзя.
  •         Беречь лес от пожара – можно.
  •         В лесу шуметь – нельзя.
  •         Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
  •         Быть другом животных – можно.

Воспитатель: - Ребята, теперь вы хорошо знаете правила поведения в природе. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по Стране Знаний. Вы много знаете, вы это доказали, выполнив все задания. Я вручаю вам сюрприз!

Молодцы! Пора возвращаться в детский сад.

Поехали: « Чух-чух-чух»,

Поезд мчится во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь»,- гудит:

«У-У-У…»

Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель благодарит детей за помощь.

— Что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии?

— Что нового сегодня узнали? Еще о чем вы бы хотели услышать и увидеть?

— Какие советы можете дать по сохранению природы на нашей планете?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №156 «КАЛИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. БАРНАУЛА

Конспект итогового занятия по познавательному развитию

«Путешествие по Стране Знаний»

(старшая  группа)

Автор:

Ипатова Светлана Викторовна, воспитатель

Барнаул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по окружающему миру "Путешествие по стране"

Конспект итогового занятия по окружающему миру для подготовительной группы. В этом конспекте охвачен весь материал пройденный за год. Это занятие можно использовать как диагностический материал в конц...

Конспект ООД по окружающему миру "Путешествие в страну Здоровья"

Конспект ООД по окружающему миру "Путешествие в страну Здоровья" в соответствие с требованиями ФГОС ДО...

Конспект занятия по окружающему миру "Животные жарких стран"

Конспект занятия по познанию для детей подготовительной группы...

Конспект ООД по окружающему миру "Путешествие в страну профессий"

Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему мируТема: Путешествие в страну профессийЦель:- закрепить знания детей о таких профессиях ка повар, шофер, врач....

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в страну дорожных знаков"

laquo;Путешествие в страну дорожных знаков»Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&raq...

Занятие по окружающему миру «Путешествие в страну Профессий»

Цель: Расширение представлений детей о профессиях, которые необходимы для работы на полярных станциях, развитие познавательной и...