Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Моя Родина – Россия» (подготовительная к школе группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лебедь Ксения Юрьевна

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Моя Родина – Россия» (подготовительная к школе группа).

Способствовать развитию познавательного интереса детей к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны, овладению начальными знаниями о государстве.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию
«Моя Родина – Россия»
(подготовительная к школе группа).

Воспитатель высшей квалификационной категории

Лебедь К.Ю.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Форма организации детей: фронтальная.

Задачи образовательной деятельности:

Формировать первичные представления о государстве и принадлежности к нему, интерес к государственным символам, воспитание чувства любви к Родине.

Способствовать развитию познавательного интереса детей к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны, овладению начальными знаниями о государстве.

Развивать умение искать и выделять необходимую информацию, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Обогащать словарь детей понятиями: гимн.

Воспитывать желание помогать другим, дружеским взаимоотношениям к людям разных национальностей и их обычаям.

Словарные слова:

Столица, гимн, малая Родина.

Дидактические материалы:  

Методическое сопровождение: 

Оборудование, материалы: мультимедийный проектор, презентация «Родная страна - Россия», разрезные картинки-фрагменты (12 штук) стихотворения В. Степанова (мнемотаблица для заучивания), большой контур карты России, раскраски с символами России,

Предварительная работа: 

Музыкально-досуговое развлечение: День народного единства. 

Проведение занятия с использованием ресурса МЭО: Тема 10. Родная страна – Россия. Занятие 1. Родная страна. Герб, флаг, гимн.

Просмотр образовательного видео:

Ожидаемые результаты:

Дети отвечают на вопросы о государственных символах, знакомы с понятиями гимн, называют столицу России.

Орг. момент:

Слайд 1

Воспитатель звенит колокольчиком, под звук дети входят в группу со словами и выстраиваются в круг для приветствия.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в группу,

Встали все красиво, ровно

Поздоровались не громко,

Все с улыбочкой вздохнем

И занятие начнем.

Ход занятия:

После приветствия воспитатель обращает внимание детей на стол, который стоит в центре. На столе разложены раскрашенные детьми разрезанные картинки-фрагменты стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (мнемотаблица для заучивания), лист картона формат А3 с начерченными на нём ячейками.

- Ребята, предлагаю вам вспомнить стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Для этого возьмите каждый одну картинку. На большом листе нарисованы ячейки. Вложите свою картинку в нужную ячейку, чтобы у нас получилась схема стихотворения.

Действия детей: дети выкладывают карточки в ячейки, для проверки проговаривают всё стихотворение.

Слайд 2

На экране мнемотаблица стихотворения для заучивания, дети сверяются с ней. Продолжают стоять на ковре. Воспитатель задаёт вопросы.

- Что для вас Родина? Как вы понимаете это слово? (Выслушиваем предполагаемые ответы детей).

- Как называется наша Родина? (Предполагаемый ответ детей – Россия).

- В каждой стране мира есть главный город. Как можно назвать главный город другим словом? (Предполагаемый ответ детей – столица).

- Как называется столица России? (Предполагаемый ответ детей – Москва). Почему Москва столица России? (Предполагаемый ответ детей – потому что там работает президент России).

Слайд 3

- Предлагаю отправиться в Москву. Произнося слова:

Мы по Родине идём, звонко песенку поём.

Мы по Родине шагаем ноги ровно поднимаем.

Дети перешли к локации Москвы. Перед ними висят флаг, герб, фотография Москвы).

Слайд 4

- У каждой страны есть свои символы. Назовите символы России.

Для уточнения и систематизации материала по теме воспитатель использует задания 3, 4, 5,6 викторины для детей «Моя страна» из ресурса МЭО).

- Посмотрите, какой флаг у нашей страны. Что означают его цвета? (Выслушиваем предполагаемые ответы детей).

- Как выглядит герб нашей страны? Кто на нём изображён? Почему двуглавый орёл?

- Посмотрите внимательно на герб. На груди двуглавого орла изображён всадник, который пронзает своим копьём дракона. Дракон – это зло, всадник Георгий Победоносец, он символ добра. О чём можно сказать, глядя на всадника и змея? (Выслушиваем предполагаемые ответы детей).

Воспитатель включает фрагмент гимна РФ.

- Ребята, что за композиция сейчас прозвучала? Что обозначает слово гимн? (Выслушиваем предполагаемые ответы детей).

- Где, на каких мероприятиях можно услышать гимн России?

- Какие чувства вы испытываете, когда слышите гимн?

- Флаг, герб, гимн, как можно назвать все эти символы? (Предполагаемый ответ детей – государственные символы России).

- Верно. Ещё у нашей страны есть не государственные символы. Предлагаю подойти к нашей карте.

Слайд 5

На ковре на столешнице лежит кар, рядом разложены раскрашенные детьми картинки не официальные символы России. Воспитатель присаживается на колени рядом с картой, дети садятся рядом.

- Посмотрите на картинки вокруг нашей карты. Выберите по одной и расскажите, что для вас Россия, почему вы выбрали эту картинку? (Выслушиваем предполагаемые ответы детей).

- Вот она, наша Россия. Посмотрите, на карте обозначены города. Один из них Москва. Посмотрите на город, возле которого нарисованы пять колец. Как вы думаете, что это за город? Почему обозначены кольца? (Предполагаемый ответ детей – город Сочи. Кольца олимпийские в этом городе, проходила Олимпиада).

Предлагаю отправится в город Сочи со словами:

Мы по Родине идём, звонко песенку поём.

Мы по Родине шагаем ноги ровно поднимаем.

Дети переходят к локации город Сочи.

Слайд 6

- В 2014 году в городе Сочи проходили Олимпийские игры. На Олимпиаду приезжают самые ловкие и сильные спортсмены разных национальностей. Наша страна с вами многонациональная. Почему её так называют? (Выслушиваем предполагаемый ответ детей – в нашей стране живут люди разных национальностей и народностей).

Слайд 7

Воспитатель обращает внимание детей на экран. На экране расположены (национальности: русские, башкиры, татары, белорусы).

- Внимание, посмотрите на экран. На экране 4 национальности, как вы думаете какие? У каждой национальности есть свои народные игры, в которых можно проявить силу, ловкость. Предлагаю выбрать одну национальность и поиграть в подвижную игру этого народа.

(Дети самостоятельно выбирают одну из 4 национальностей, можно путём голосования. Выбрав национальность, воспитатель предлагает игру этого народа).

- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на карту нашей страны.

Воспитатель с детьми подходит к карте.

Слайд 8

 Какой ещё город обозначен на карте? Как вы узнали, что город Челябинск? (Выслушиваем предполагаемый ответ, потому что нарисован герб Челябинска).

- Что за город такой Челябинск. Что вы можете про него рассказать? Ребята, Россия это наша Родина. Челябинск это … (дети отвечают малая Родина). Чем отличается Родина и малая Родина?

- Где находится Челябинск? (дети отвечают – на Южном Урале).

- Южный Урал славится своими народными промыслами.

Слайд 9

- Посмотрите на экран. Какие промыслы вам знакомы?

- Бурачный промысел, изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Бурак (туес) - сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой коры.

- Касли́нское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архитектурные изделия) из чугуна.

- Резьба по камню это искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.

- Златоустовская гравюра на стали это украшение гравировкой стальных изделий, используются золото, серебро и никель.

Перед детьми картинки, на которых изображены предметы одного из уральского промысла.

- Ребята, перед вами лежат карточки, возьмите их. На каждой карточке изображен предмет. Внимательно посмотрите на него и скажите, к какому промыслу он относится, почему. (Выслушиваем предполагаемые ответы детей)

- Много чудесных стран на свете, но Родина одна. Наша страна необыкновенная, почему? Как вы считаете?

Считалка для выбора водящего:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Татарская народная игра «ЗАЙМИ МЕСТО (БУШ УРЬШ)»

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу

- Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Якутская народная игра «ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

Играющие  встают в круг.  Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят дзинь, дзинь…

На последние слова дети прыгают на месте на носочках, пока не услышат сигнал «Ветер!»

Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети делают большой круг – льдинку.

Правила игры: менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!» В игру можно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

Белорусская народная игра «ПОСАДИ КАРТОШКУ» (ПАСАДКА БУЛЬБЫ) 

Атрибуты для игры: 12 кружков, 12 камешков, 2 мешка.

Ход игры:

Создаются две команды по 6 человек. Игроки выстраиваются в колонны у стартовой черты.

Игрок, стоящий первым, - капитан. Он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии 20 - 30 шагов от каждой команды начерчены пять кружков.

По сигналу капитаны бегут к кружочкам и «сажают» картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который бежит «собирать» картошку, и т. д.

Побеждает команда, первая «посадившая» и «собравшая» всю картошку. Игра повторяется несколько раз.

Башкирская народная игра «Ловкий джигит – ТАҺЫЛ ЕГЕТ».

Подгруппа детей (6) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют:

«Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.

На конях должны скакать свою удаль показать.

Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»

По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх.

Русская народная игра СОВА

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!»Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!»Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!»При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Венок дружбы» в подготовительной к школе группе

Занятие разработано на основе ООП "Детство" и рабочей программы по ОО "Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования.

Конспект интегрированного  занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования. Тема:...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Цель.  Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1.      Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "РИСУЕМ ОСЕНЬ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

В данном  разделе учебного материала мною представлен Конспект занятия по художественно-творческому развитию "Рисуем осень" в подготовительной  к школе группе детского сада для дет...