Познавательно-исследовательский проект "Снег-снежок" для детей раннего возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)

Cизых Анна Викторовна
С наступлением зимы появляется возможность познакомить малышей с удивительным веществом-снегом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -478319924.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект
«Снег-снежок" для детей раннего возраста

МБДОУ «ДСКВ №118» г. Братск

Сизых Анна Викторовна

Борзенко Ирина Николаевна

Актуальность:

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром нужно начинать с элементарных понятий и явлений (холодное-теплое, мокрое-сухое). С наступлением зимы появляется возможность познакомить детей с удивительным, волшебным веществом – снег.

Мы организовали проект «»Снег – снежок».  

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), групповой.

Участники проекта: воспитатели группы раннего возраста, дети группы раннего возраста, родители,

Цель проекта стало создание условий для обогащения представлений детей о свойствах снега.

В ходе проекта мы реализовывали следующие задачи:

  • расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц);
  • повышать интерес у детей к опытно- экспериментальной деятельности со снегом и льдом;
  • способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности, наблюдательности;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать её красоту.

Продуктом проекта стали: выставка детского творчества, фото отчет о совместном экспериментировании родителей и детей.

Итоговое мероприятие: прогулка «Узоры на снегу»

В ходе наблюдений, бесед с детьми выяснилось, что у воспитанников, в силу их раннего возраста, недостаточные представления о свойствах снега, его значении в природе, откуда он берётся, куда исчезает и т. д. Обращаем внимание детей на как красиво вокруг, все чистое и белое, на то, как кружатся в воздухе снежинки.

Воспитатель: Посмотрите на варежки, что это на шапочке у Кирюши, у Евы, у Эмилии? Это снег. Посмотрите, ребята, вокруг, снег лежит повсюду, а почему? Потому что, сейчас зима, на улице какая погода?(Холодно.)

На дворах и домах

Снег лежит полотном,

И от солнца блестит

Разноцветным огнем. (И.Никитин)

Воспитатель: Давайте возьмем в свои руки снег, и потрогаем его. Какой он? (Мягкий, холодный, белый)

Воспитатель: Взгляните, у Элины на варежке лежит снежок, а у Сережи на ладошке – нет, куда он делся? Может быть, улетел? Нет? А что у него осталось? (Водичка). Потому что снежок растаял, от теплой ладошки.

Воспитатель говорит о том, что снег тает на ладошке.

Этапы реализации проекта:

1 этап –подготовительный.

Подбор наглядных и дидактических материалов: сюжетные картины и иллюстрации на зимнюю тематику: книжки-раскраски, снежинки на ниточке (для выполнения дыхательной гимнастики «Подуй на снежинку»), картинки с изображением зимних забав, дидактические игры («Одеваем куклу на прогулку», «Найди пару»), фотографии с изображением снежинок, белого снега, деревьев без листьев.

Подбор литературы и предварительное чтение:

И.Никитин «На дворах и домах…»,

К.Чуковский «Елка»,

М.Картушин «Падает снежок»,

А.Барто «Снег»,

Н.Калинина «Зайчик»,

сказки «Морозко», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» и др.

Подготовка материалов для творческой деятельности: белая гуашь, салфетки, вата, бумага синего цвета, кисти, пластилин белого цвета.

1 этап - основной

Беседа с детьми о зиме;

Цель: развивать у детей умение внимательно рассматривать рисунки, объяснять содержание увиденного; учить узнавать и находить на иллюстрациях знакомые предметы; активизировать диалогическую речь.

Рассматривание иллюстраций, картин, наблюдение за снегом; чтение и разучивание стишков и потешек, поговорок, загадок о зиме и снеге.

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин «Зима»

В первый день проекта мы с ребятами знакомились со свойствами снега. Приходила кукла Катя у нее было ведёрко со снегом. Вместе с ребятами рассмотрели и исследовали снег, какой он (белый, холодный)

Рассмотрели картину с изображением зимнего леса, обратили внимание детей, что все деревья в лесу покрыты снегом. Это снежок укутал веточки, чтобы деревья не замёрзли зимой.

Мы с ребятами и куклой Катей поиграли. Показала детям кусочек ваты со словами: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Кукла Катя оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Катину варежку. Катя подула на неё (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А вы хотите подуть на снежинку?» Каждому ребенку раздала по кусочку ваты.

Поиграли в физминутку «Как на горке - снег, снег…»

Как на горке - снег, снег, (дети вытягивают руки вверх и встают на носочки). И под горкой - снег, снег, (приседают).

И на ёлке - снег, снег, (встают на носочки и вытягивают руки).

И под ёлкой - снег, снег, (приседают).

А под снегом спит медведь. (склоняют голову набок, подложив сложенные ладони под щёку).

Тише- тише. Не шуметь, (прикладывают палец к губам).

После игр обратили внимание что снег куда то исчез. Оказывается в группе тепло и снег растаял.

На прогулке мы с детьми наблюдали снег, рассматривали снежинки, очищали скамеечки от снега и поиграли в подвижную игру «На дворе мороз и ветер». Дети выполняли движения в соответствии с текстом:

«На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замёрзнут ручки – крошки,

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем»

Во второй день мы читали потешку  «Как по снегу, по метели, трое саночек летели».  Кукла Катя сообщила нам что ждет гостей. Она попросила детей сообщить, когда приедут гости, а пока она пойдет в домик готовить угощение.

     Тут появляются саночки. В них сидит дедушка (персонаж кукольного театра). Я читаю им потешку:

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга  веет

Вдоль по улице метет.

    Поочередно появляются другие санки, в которых сидят бабушка (персонаж кукольного театра) и тетушка (куколка в шубке).

Белым снегом замело

Все дороги на село.

Все дороги, все пути -

Не проехать – не пройти.

Как по снегу, по метели,

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят

Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка!

В других санках – бабушка!  

В третьих санках – тетушка!

Вместе с ребятами сообщаем Кате о приезде гостей:

В первых санках – дедушка!

В других санках – бабушка!

В третьих санках – тетушка!

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им открывала,

В нову горенку вела.

Кукла Катя вышла, встретила гостей и проводила их в дом. Ребятам очень понравилась потешка, поэтому прочитали ее еще раз.

Затем поиграли в пальчиковая игру «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой).

Игровое упражнение «Снежки»

Мы налепим снежков (дети берут бумажные снежки и имитируют лепку)

Вместе поиграем

И в друг друга снежки

Весело бросаем (бросают снежки)

На прогулке мы вместе с ребятами рассматривали снег, лепили снежные комочки, катали кукол на санках.

Третий день мы начали с рисования снежинки белой гуашью на тонированной бумаге. Мы с ребятами рассмотрели фотографии на которых изображены снежинки. Вместе обратили внимание что все снежинки разные и не похожие друг на друга.

После мы выполнили игровое упражнение «Выпал беленький снежок».

Выпал беленький снежок.

Собрались мы все в кружок.                  

Мы потопаем, мы потопаем.

Не замерзнут ручки-крошки

Мы похлопаем немножко

Мы похлопаем, мы похлопаем!

Пальчиковая игра  «Снег зимой летает…»

Снег зимой летает           (опускаем руки ладонями вниз и шевелим пальчиками)

Тихо отдыхает.                 (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Я его жалею                      (одна ладонь накрывает другую – «лепим снежок»)

И в ладошках грею.         (дуем на ладошки)

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                      (загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили.                          (лепим снежок)

Круглый, крепкий,                                            (чертим руками круг)

Очень гладкий                                                   (одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий!                       (грозим пальчиком)

На прогулке мы рассмотрели деревья укрытые снегом, почистили кормушки, насыпали корм для птиц. Поиграли в подвижную игру «Зайка беленький сидит.

Зайка беленький сидит

Вот так, вот так.

И ушами шевелит

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Прыг-скок, прыг-скок.

В четвертый день во время беседы с детьми о зиме, снеге и зимних забавах появился снеговик с новой книжкой «Снег идёт» Л. Воронкова. Мы ее все вместе почитали и обсудили. Ребятам очень понравилось.

Вместе поиграли в подвижную игру «Снег кружится»:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок!

(Дети летали словно снежинки. Потом взяв друг друга за руки, бегали по кругу)

На прогулке мы с детьми наблюдали следы на снегу которые оставили птицы, ребята сделали свои следы и поиграли в полюбившуюся игру «На дворе мороз и ветер».

«На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замёрзнут ручки – крошки,

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем»

На пятый день в гости пришел котик. он был очень удивлен что на улице все белое искристое и красивое. На носик ему упала снежинка. Она ему очень понравилась, но снежинка быстро растаяла. Котенок расстроился. Мы с ребятами решили сделать котенку на память снежинки из пластилина и украсить их пайетками

Вместе с котенком поиграли:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

3 этап – заключительный.

Итоговым мероприятием нашего проекта стали

  1.  Прогулка «Узоры на снегу».  В гости приходила кукла Катя, одетая в теплую одежду, шапку и шарфик. Воспитатель вместе с куклой Катей показывает ребятам, что на снегу можно рисовать палочкой, оставлять следы ногой и ладошкой. А еще можно сделать разноцветные узоры. Дети рисуют на снегу.
  2. Выставка рисунков для родителей.
  3. Фото отчет о совместном экспериментировании родителей и детей.

Результаты проекта

Во время проведения проекта «Снег - снежок», дети знакомились со свойствами снега, исследовали  его. На прогулках рассматривали снежинки и отмечали, что снег белый, холодный, тает, из него можно лепить, хрустит под ногами. В экспериментальной деятельности с опытами со снегом, дети узнали: снег белый, холодный, пушистый, из него можно лепить, снег может таять, т. е. превращаться в воду.

На занятиях, дети с желанием слушали стихи и рассказы о снеге, наблюдали за опытами, рисовали и лепили снежинки, помогали гостям.

В ходе реализации проекта родители принимали активное участие: совместно экспериментировали по подготовленной нами картотеки, родители готовили цветные краски для рисования на снегу, помогли в расчистке участка для прогулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по организации познавательно-исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Волшебная водичка»

Занятие с водой с детьми раннего возраста 1,5-2 годаЦель: Знакомство детей раннего возраста с некоторыми свойствами воды через элементарную исследовательскую деятельностьЗадачи:Формирование представле...

Познавательно – исследовательская деятельность во 2 группе раннего возраста

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ...

Познавательно-исследовательский проект во 2 группе раннего возраста "Огород на подоконнике"

В публикации представлена разработка познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике" во 2 группе раннего возраста, осуществленного в рамках педагогической технологии проектн...

Педагогическое мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Фиалочки» на тему: «Домашние животные

Формирование навыков несложной диалогической, фразовой речи (из 2-3 слов); систематизирование знаний детей о домашних животных и их детёнышах....

Познавательно-исследовательский проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Развитие сенсорики у детей раннего возраста  является одним из главных аспектов их полноценного развития.Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувст...

Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста: огород на окне (выращивание лука). Цель, задачи, ожидаемый результат.

Цель: Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию лука в комнатных условиях. Формирование основы исследовательской деятельности. Развитие любознательности, внимания, мышления, активног...

Познавательно исследовательская деятельность в группе детей раннего возраста.

Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА»ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, не имеет цвета, вкуса и запаха).Развивать познавательную активность детей в процессе ...