Конспект ООД по исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха»(интегрированное)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Князева Наталья Анатольевна

Цель: расширить представления детей о значимости воздуха в жизни всех живых существ на земле.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей представление о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. 

Уточнить представления детей о свойствах воздуха (ветер - это движение воздуха)

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку. Способствовать развитию внимания, памяти, мышление, познавательной активности детей.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, желание исследовать окружающее доступными и безопасными способами, доброжелательное отношение  детей друг к другу, желание оказывать помощь.

Оборудование: воздушный шар, стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей), перья, веера, картинка «Лес», картинки для игры «Чистый и грязный воздух»

Предварительная работа:

Беседы: «Где можно найти воздух», «Воздух в моей жизни», отгадывание загадок, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме.

Словарная работа: лаборатория, экологи

Методы и приемы: беседа, сюрпризный момент, загадка,  наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игра «Разложи правильно», презентация, рефлексия.

Инновационные: ИКТ-технологии, ТРИЗ и РТВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat_ood_vozduh.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по исследовательской деятельности

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: расширить представления детей о значимости воздуха в жизни всех живых существ на земле.

Задачи: 

Образовательные: 

Сформировать у детей представление о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. 

Уточнить представления детей о свойствах воздуха (ветер - это движение воздуха)

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку. Способствовать развитию внимания, памяти, мышление, познавательной активности детей.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, желание исследовать окружающее доступными и безопасными способами, доброжелательное отношение  детей друг к другу, желание оказывать помощь.

Оборудование: воздушный шар, стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей), перья, веера, картинка «Лес», картинки для игры «Чистый и грязный воздух»

Предварительная работа:

Беседы: «Где можно найти воздух», «Воздух в моей жизни», отгадывание загадок, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме.

Словарная работа: лаборатория, экологи

Методы и приемы: беседа, сюрпризный момент, загадка,  наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игра «Разложи правильно», презентация, рефлексия.

Инновационные: ИКТ-технологии, ТРИЗ и РТВ.

Ход ООД:

  1. Орг. момент

Здравствуй дружок (предложить ребенку руку слева)

Здравствуй дружок (руку справа)

Скорей становись со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем «Добрый день!»

Беру воздушный шарик.

-Ребята, посмотрите что у меня в руках? (воздушный шарик)

-Как вы думаете, что находится внутри шара? (ответы детей)

Загадка

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не виден он для нас! (Воздух) -А как вы догадались?

-Скажите, зачем нам нужен воздух? (дышать)

-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения, рыбы, деревья)

-Да ребята, мы дышим воздухом, и не только, все живые существа. Всем нужен воздух, чтобы дышать.

2. Работа с мультимедиа (на экране появляется Сова)

 -Кого вы видите на экране?

 -А вы знаете ребята, однажды в Лесной школе на уроке Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух. Всему живому на земле воздух необходим. Он питает все клеточки нашего организма. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий.

Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».

В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. 

Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. И понял, что ему не хватает воздуха. Но неведомая сила не хочет отпускать лисенка. Она не верит, что воздух необходим всему живому на земле. И лисенок просит вас ребята ему помочь и чтоб неведомая сила поверила, что воздух необходим. И тогда она его отпустит.»

- Поможем лисенку? Ребята, а как мы можем помочь лисенку (ответы детей…рассказать неведомой силе, что воздух необходим всему живому на земле)

3. Сообщение темы, цели.

-Ребята, подойдем к Красному шарику  «Где находится воздух?»

- Ребята, скажите, а где находится воздух? (везде)

-Воздух есть везде и на воде и на суше. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали.

– А кто из вас, ребята, видел воздух?(ответы детей) Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть.

-А где и когда можно его увидеть? (зимой, пар) Показываю картинку

-Ребята, я предлагаю вам стать исследователями. Мы отправимся в мини лабораторию и проверим, где же находится воздух. Повторите лаборатория.

Правила поведения в лаборатории.

-Но для начала  вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать в лаборатории (ответы детей). 

-Итак, вы должны соблюдать  тишину, не должны ничего трогать руками, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Готовы? Вот мы и попали с вами в лабораторию. Но первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду (надевают фартуки, висят на стульях). Итак, начинаем.

Эксперименты. Дети садятся

Воспитатель:

- А как вы думаете есть ли внутри нас воздух? (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Что стоит на столе? (Ответы детей.)

-Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему? (Ответы детей). Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

-Скажите, мы с вами увидели воздух?(Да)  Значит, он есть внутри нас?(Да) 

- Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) 

- А еще воздух можно почувствовать. А как ? Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, по рукам, по ногам. Что вы почувствовали?(ветерок)

-Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Воздух мы не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок.

 Дети встают на ковер. 

-А давайте попробуем поймать воздух. (дети ловят руками воздух). Не получается?

Ребята, скажите неведомой силе где находится воздух? (воздух находится везде)

Подойдем к Синему шарику «Для чего нужен воздух?»

-А как вы думайте, воздух помогает нам? (ответы детей)

Показываю картинки (парус, самолет, птица)

-Что изображено на картинке? (Ответы детей.)

-При помощи чего парусник плывет? (Ответы детей.)

-Воздух надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и кораблик движется.

-Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья). Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух и летят.

- На этой картинке, что изображено? (самолёт) 

–  А они почему летают? (у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят).

- Правильно! Если бы не было воздуха, то птицы и самолёты не смогли бы летать.

4.Задание на логическое мышление: Дети садятся на коврик

-Послушайте внимательно и скажите: для чего нужен воздух?

-"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"

 - Кто действительно посадил туда одуванчик? (Ветер)

 - Как туда он мог попасть?( ответы детей)

-Ребята, что мы с вами выяснили? (что ветер может перемещать предметы с помощью воздуха)

-Ребята, откройте ладошку, я кладу перышко на ладонь, а вы дуньте на него (и сама с ними дую)

- Ребята, что помогло перышку взлететь (воздух)

 Вот видишь, неведомая сила для чего нужен воздух.

5.Физминутка: 

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

+ гимнастика для глаз(работаем только глазами)

А сейчас, всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

+ дыхательная гимнастика

-Сделаем вдох через нос, выдох через рот (2 раза)

-Ребята, что мы сейчас с вами делали (дышали)

-А для чего человеку надо правильно дышать? (Чтобы не болеть)

          3. Зеленый  шарик «Какой воздух нам необходим?»

-Для здоровья человека полезен какой воздух?( чистый и свежий воздух)

- Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух? (В лесу). картинка. Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, а почему? (там много растений и деревьев)

-Да ребята, ведь растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения.

-За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Повторите хором, индивидуально.(Экологи)

  -И мы тоже должны следить за чистотой воздуха. Например у нас в детском саду, дома.

- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым и свежим? (Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах ставят фильтры для очистки воздуха)

-А что загрязняет воздух? (заводы, машины, котельные, пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик) Грязный воздух вызывает разные болезни у людей.

6.Игра «Разложи правильно»

-А сейчас давайте поиграем, послушайте внимательно, что вы должны сделать. Разложите картинки на две группы, солнышки выбирают картинки, где изображен чистый воздух. А вы звездочки картинки с загрязненным воздухом. Понятно?

-Все верно, ребята!

-Ребята, скажем неведомой силе какой воздух нам необходим? (чистый и свежий)

-А кому необходим воздух? (ответы детей)

На экране появляется лисенок.

-Ребята  нашего  лисенка вернула неведомая  сила! Значит чему она поверила? (что воздух необходим всему живому)

7.  Рефлексия :

- Ребята, подойдите ко мне. Скажите, кому мы сегодня помогали?

А что с ним случилось?

-Что вы нового узнали про воздух? Что-то было для вас трудно?

-Молодцы ребята, вы меня порадовали своими ответами.

-Я дарю вам воздушные шарики. А вы покажите родителям, где находится воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха»

Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воды"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воды"...