Конспект первого занятия-знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирование маленькими человечками")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Знакомство детей с методом "Моделирование маленькими человечками". Доказываем существование МЧ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_zanyatiya-znakomstva_s_metodom_mmch.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Конспект  занятия – знакомства с технологией  ТРИЗ, метод «Моделирования маленькими человечками»

                                                               

                                                                        Воспитатель И.Г. Яншаева

2022

     Цель: обобщить все предметы по агрегатному состоянию, используя метод ММЧ, дать понятие различия строения веществ и различия в поведении «маленьких человечков», научить строить различные схемы, используя ММЧ.

Задачи:

Образовательные:

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, воды, твёрдых тел.

2. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

3.  Учить применять моделирование маленькими человечками при решении задач.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, воображение.

2. Закреплять и расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, сюрпризные моменты.

    Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный.

Материалы и оборудование: объёмные маленькие человечки газа, жидкости и твёрдого вещества, целлофановый мешок, вода, синяя и красная краски, воздушные шарики, линейка, элементарные схемы, доска для моделирования, презентация со слайдами.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята!

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

«Здравствуйте»  и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

Замечательно! От ваших улыбок здесь стало светлее.

Воспитатель – Ребята, я вас сегодня приглашаю в  лабораторию.

А что такое лаборатория?

( место, где люди экспериментируют, проводят опыты)

Воспитатель – А как называют людей, которые проводят опыты,

эксперименты? (Ученые) Воспитатель - Скажите, какими качествами должен обладать ученый? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

Пожалуйста, пройдите за столы, это будет наша лаборатория,  и сейчас я расскажу вам про маленьких человечков, из которых состоит всё, что нас окружает.

Итак, представьте себе, что все предметы и вещества, которые нас окружают, состоят из маленьких человечков. Они настолько маленькие, что мы их  не видим. Человечки ведут себя по-разному:

Маленькие Человечки твердого вещества.  Они серьёзные, крепко держатся друг за друга. Не любят шевелиться. Их много, они стоят очень близко и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. Имеют определённую форму. Это, например, стол, стул или пол. Все эти предметы состоят из маленьких твёрдых человечков. Давайте попробуем найти предметы, состоящие из твёрдых МЧ. (слушаем ответы детей)

В жидком веществе маленькие человечки просто стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.) Не имеют определённой формы.

Вот, например, вода. Она не имеет определённой формы, в стакане она имеет форму стенок стакана, в чайнике – форму стенок чайника, в квадратной баночке – форму этой баночки – куб. Скажите, пожалуйста, какие жидкости вы ещё знаете, кроме воды? (Слушаем ответы детей: молоко, кисель, бульон, компот и т.д.). А теперь подумайте, вода в реке состоит из МЧ жидкости? (да), а какую форму имеет вода в реке? (Форму её берегов и дна)

Маленькие Человечки газообразных веществ  Такие человечки очень неусидчивые, любят бегать, скакать и умеют летать. Они находятся на расстоянии, лишь иногда случайно задевают друг друга. Находятся постоянно в движении. Из-за своей подвижности  занимают всё пространство.

    МЧ газа хоть и не видны, но не менее важны, чем остальные МЧ. Догадайтесь, без маленьких человечков какого вещества мы не сможет жить? (без МЧ воздуха). Да, верно.

А сейчас я поймаю МЧ воздуха. (Ловлю мешком). Посмотрите, мешок полный, его стенки что-то давит. Хоть мы и не видим воздух, но мы чувствуем, что он есть в мешке. (Даём потрогать мешок детям).

   Сейчас зима, все мы видели сосульки. Но, если мы рассмотрим их через сильнейшие микроскопы, то увидим МЧ.

    Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда очень холодно, они сдвинулись друг к другу и крепко держатся за руки. Но вот пришла весна, стало пригревать солнце. Человечки согрелись, отодвинулись друг от друга,  начали шевелиться, перестали держаться за руки – они лишь слегка касаются друг друга. И начали с сосульки падать на асфальт в виде капель воды. Так вся наша сосулька из твердого состояния перешла в жидкое, т.е. лёд превратился в воду.  Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала дальше отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны, разлетелись. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

  Человечки все разные. Мы с вами тоже состоим из маленьких человечков, нужно им дать немного размяться, а для этого сейчас все встанем и сделаем зарядку

Я - веселый человечек,

Я гуляю и пою. (Шагаем на месте)

Я - веселый человечек,

Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук  шагают в воздухе)

Разотру ладошки сильно, (растирают ладони)

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги)

Руки я затем помою, (потирают ладони)

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок)

 Попробуйте теперь самостоятельно выстроить модель нашего зала – стены и пол. У нас также есть в помещении воздух, которым мы дышим – это на схеме газообразные маленькие человечки.

Опыт с воздушным шариком

Давайте попробуем поймать маленьких человечков воздуха.

Надуваю шарик. Обратите внимание, ребята, шарик внутри как будто пустой, прозрачный, но что-то давит на его стенки. Что же это? Да, действительно это маленькие человечки, они хотят летать, веселиться, пытаются выйти из нашего шарика. Если мы отпустим шарик, то они тут же улетят и шарик сдуется.

Воздух имеет вес

Проводим опыт. Берём планку ( около 60 см длиной), уравновешиваем её, на концах уравновешиваем по надутому шарику. Если лопнуть один из шариков, то наполненный воздухом шарик перевесит. Шарики весят одинаково, но с воздухом шарик тяжелее.

Вывод: воздух имеет вес.

Опыт с водой разной по температуре

А теперь перед вами горячая и холодная  вода и я предлагаю вам подумать, в какой воде МЧ будут стоять ближе? В холодной им холодно и они прижимаются друг к другу, а в горячей им жарко и они отодвинулись друг от друга. 

Итак, воду горячую я подкрашу красной краской, чтобы мы отличали стаканы. А воду с холодной водой я подкрашу синей краской.

В холодной воде МЧ жидкости холодно и они стоят ближе друг к другу (чтобы согреться), значит они стоят плотнее, а в тёплой воде МЧ жарко и они отодвинулись друг от друга, значит стоят не так близко друг к другу, как в холодной воде. Как и у людей, чем плотнее толпа, тем в неё сложнее втиснуться. Так же и тёплая вода не может перемешаться с холодной, т.к. в ней МЧ стоят очень плотно.

Берём рюмочку с тёплой водой (красного цвета), закрываем её бумагой и переворачиваем на рюмочку с холодной водой (синего цвета). Совмещаем горлышки, аккуратно убираем бумагу, вода не смешивается.

Вывод: чем выше плотность воды, тем более сильное давление она оказывает.

Итог

На этом экспериментирование в нашей лаборатории заканчивается.

Скажите, ребята, что сегодня вы узнали нового для себя? Что-то необычное вы увидели в обычном? Расскажите, пожалуйста, как ведут себя маленькие человечки твёрдых тел, жидких, газообразных? Было ли вам интересно?

Благодарю вас за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"

С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и раз...

Использование технологий ТРИЗ (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработанный тризовцами ещё в середине 80-х годов, достаточно популярен и эффетивен в работе с дошкольниками, особенно старшего возраста. В представл...

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

конспект по НОД с использованием технологии ТРИЗ

конспекту занятий по непосредственной образовательной деятельности с использованием технологий ТРИЗ на тему "Фрукты"...

Конспект обобщающего итогового занятия по теме «Свойства предметов» с использованием элементов ТРИЗ «Мир маленьких человечков» в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Свойства предметов". Цель - закрепление представлений о свойствах веществ - жидких, твердых, газообразных....

Мастер-класс ТРИЗ "Моделирование маленькими человечками"

Мастер-класс "Моделирование маленькими человечками"...

Конспект второго занятия-знакомства с технологией ТРИЗ, методом "Моделирования маленькими человечками" (составление схем)

Вторая часть знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирования маленькими человечками"). В данной части ребята продолжают знакомство с методом, учатся составлять схемы предметов и веществ....