Объект экологической тропы "Птичья столовая"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Коновалова Виктория Сергеевна

учебно-методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichya_stolovaya.docx869.5 КБ

Предварительный просмотр:

Объект экологической тропы

"Птичья столовая"

Цель объекта:

-расширить представления детей о птицах нашего края, их образе жизни.

- воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам.

Задачи: 

Воспитывать интерес детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.

Расширять знания детей при наблюдении за птицами.

Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц и какую пользу они приносят.

Воспитывать у детей эмоциональное – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Прогнозируемые результаты наблюдений за птицами на объекте «Птичья столовая» во время совместной деятельности педагога и детей, осуществляемых в ходе режимных моментов.

Проявлять интерес к птицам нашего края.

Расширить познавательную активность к жизни птиц и взаимосвязи их со средой обитания.

Сформированы понятия причинно - следственных связей, единство всей природы и место человека в ней.

Испытывает радость от осознанного взаимодействия с живыми существами.

Объект: «Птичья столовая» оборудована на озелененном участке местности, внутри огражденной территории МДОУ детского сада, обеспечивает свободный подход детей для наблюдения за птицами.

Объект: «Птичья столовая» включает в себя:

Скворечник – (дом) для птиц.

Кормушка – птичья столовая.

Для установки оборудования «Птичья столовая» было выбрано дерево клён.

Перспективное планирование работы

Экологическая тропа объект «Птичья столовая»

- Привлечение родителей в оказании помощи по благоустройству экологической тропы объекта: «Птичья столовая».

-Изготовление кормушек, скворечника для птиц.

Птицы — одни из самых удивительных животных на Земле.

Птицы имеют крылья и перья.

У птиц есть клювы и когти.

Птицы живут в гнездах.

Птицы едят фрукты, зерно, червей, насекомых и т. д.

Птицы бывают разных видов, размеров.

Самая маленькая птица — колибри. Самая большая птица — Страус.

Птицы имеют разный цвет.

У некоторых птиц, таких как павлин, есть красивые и красочные перья. Ворона и кукушка имеют черный цвет. Хотя лебеди и голуби имеют белый цвет.

Некоторые птицы могут летать высоко, и некоторые птицы могут плавать в воде. Утка, аист и лебедь — водяные птицы. Птицы, такие как павлин и петух, не могут летать высоко. Птицы, такие как орел, стервятник, коршун и ястреб, могут летать очень высоко в небе.

Некоторые птицы не могут летать, один из таких видов — пингвин. Птица откладывает яйца и вылупляет молодых особей.

Кукушка и соловей поющие птицы.

Попугая можно научить говорить.

Совы могут видеть даже в темноте.

Птицы населяют окружающую среду, которая им подходит.

Птицы являются социальными.

Они живут в стаях, охотятся.

Птицы играют важную роль в жизни человека.

Птицы, такие как куры и утки, дают пищу человеку в виде мяса и яиц.

Птицы помогают нам избавиться от насекомых.

Некоторые птицы выращиваются человеком для развлечений, такие как попугай, голубь и т. д.

Рекомендуем использовать при работе на «Птичьем дворике»

Беседа: «Какие они птицы?»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять; закрепить произношение трудных звуков ч, ж.

Кого вы видите на дереве?

Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.)

Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.)

Перья - оперение. Произнесите эти слова.

Они похожи друг на друга?

А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное).

Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему (2 - 3 ответа.)

Ребята, а знаете ли вы,  как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде, потом приглаживает и сушит перышки). И т. д.

Как вы думаете, почему говорят, и говорят правильно, что птицы  - наши друзья?  (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

В заключение  предложить детям рассказать все, что они знают о птицах.

ПОСЛОВИЦЫ О ПТИЦАХ:

                                     Слово  - не воробей, вылетит не поймаешь.

Ночная кукушка дневную перекукует.

Большой птице большое гнездо нужно.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Ожиревшая курица яиц не несет.

Всякая ласточка свое гнездо хвалит.

Всякая птица к своей стае летит.

Курица пьет, а на небо смотрит.

Красна птица пером, а человек - умом.

Без первой ласточки весна не обходится.

Одна ласточка весны не делает.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Невелика синица, голосок востер.

Хвалилась синица хвостом море зажечь.

Красна птица опереньем, а человек - уменьем.

Синичка - воробью сестричка.

Где птица ни летает, а своё гнездо знает.

Не учи орла летать, а соловья петь.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.

Соловей поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Соловей с вороной в лесу живут, да по-разному свои песни поют.

Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьём.

Здоровое дерево дятел не долбит.

ПРИМЕТЫ О ПТИЦАХ:

Низко летящие ласточки предвещают дождь.

Увидеть летящих высоко в небе птиц перед началом пути – к успеху в делах.

Гуси прячут свои клюва под крылья, стоя на одной лапе – скоро будет сильное похолодание.

Невысоко пролетающий над головой орёл – к удаче в делах.

Голуби, живущие рядом с домом, уберегут его от пожара.

Увидеть лебедя, сидящего на яйцах – будет гроза.

Сорока прыгает на крыше дома, в котором лежит больной – к выздоровлению.

Аиста увидеть – к встрече со старым другом.

Сорока у воды во время рыбалки – к хорошему клеву.

Кукушка села на сухое дерево – к холоду.

Куры не бегут от дождя под крышу – значит, он скоро закончится.

Много чаек бродит по берегу – к шторму.

Если птицы пересекают ваш путь слева направа – удачна примета,

если наоборот – справа налево – неудачная.

Рядом с домом кричит сова – ждать скорейшего прибавления в семействе.

Невысоко пролетающий над головой орёл – к удаче в делах.

Когда в окно стучит птичка, особенно синичка, то это к доброму известию. Однако, будьте внимательны, ведь если это ворона или того хуже ворон, то известия будут плохими.

Сорока - это всегда обман или сплетни. Так, если на крыльце или на балконе скачет эта птичка, то хозяева этого дома будут или оклеветаны или впутаны в интриги. Но не всегда она предвещала беду, так как раньше верили, что если сорока сидит на крыше дома, где есть больной, то это к скорому его выздоровлению.

ПОГОВОРКИ О ПТИЦАХ:

В одних перьях всю жизнь не проходишь.

Видна птица по полету.

Видом орёл, а умом тетерев.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Где курицы - красавицы, там и петухи – молодцы.

Ждет, как ворон кости.

Знает сорока, где зиму зимовать.

И без петуха рассветет.

Изба без детей, что гнездо без птиц.

Каждая птица в своем гнезде хозяйка.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Мала синичка, да коготок остер.

 Наблюдения:

1 «Наблюдение за птицами»

Цель: учить детей узнавать пернатых по внешнему виду, замечать, как птицы передвигаются, чем питаются, подводить к пониманию отличительных черт живых организмов от объектов неживой природы. Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

2  «Наблюдение за воробьями»

Цель: помочь детям вспомнить названия птиц, обратить внимание на изменившееся поведение птиц на участке, обратить внимание на щебетание.

3 «Наблюдение за птицами, кормление птиц»

Цель: учить детей сравнивать птиц (голубя и воробья, снегиря и синицу, сороку и ворону) по величине, окраске, оперению. Дополнять знания детей о различных видах птиц.

Обогащение словаря: птицы, крупные, мелкие, оперение, ходить, прыгать, летать, лапки, коготки.

4 «Наблюдение за птицами. Чтение И. Токмакова «Голуби»»

Цель: обратить внимание детей на изменение в поведении птиц с приходом весны (воробьи греются на солнышке, купаются в лужах, чирикают, голуби воркуют). Покормить птиц. Предложить детям показать, как птицы клюют корм.

Обогащение словаря: птицы, тепло, весна, рады, звонко поют и чирикают.

5 «Наблюдение за грачом»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами, рассказать о том, что с приближением теплого времени года птицы возвращаются в родные края, первыми прилетают грачи и скворцы.

6 «Наблюдение за грачами»

Цель: продолжать знакомить детей со строением птиц, активизировать знания детей о частях тела птиц, учить называть их.

Обогащение словаря: крыло, клюв, хвост, лапы, шея, туловище, блестит, перья.

7 «Наблюдение за птицами»

Цель: систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их характерных особенностях (внешний вид, движения, питание).

Обогащение словаря: птицы, оперение, грудка, хвост, крылья.

8 «Наблюдение за скворечником»

Цель: рассмотреть скворечник, уточнить форму домика, крыши, отверстия. Понаблюдать, как вылетают скворцы, как они возвращаются в скворечник, продолжать знакомить детей с птицами, дать представление о том, как люди заботятся о птицах.

Обогащение словаря: скворец, скворечник, домик, крыша, жердочка, окошко, отверстие.

Подвижные игры

"Воробушки и автомобиль".

Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Начинать движение и менять его сигналу воспитателя, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна — "автомобили", другая — "воробушки".

По сигналу "Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. "Воробушки" сидят на обочине. По сигналу "Воробушки!" "автомобили" останавливаются и начинают "летать" "воробушки".

"Птички летают".

Цель - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить детей помогать друг другу.

Ход игры: На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают" в свои домики.

"Перелет птиц".

Цель - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Ход игры: Дети-"птицы" собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" — "летят" к "деревьям".

"Филин и пташки".

Цель - упражнять в беге врассыпную.

Ход игры. Играющие выбирают "филина". Он уходит в свое гнездо. Дети "летают" по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал "Филин!" все птицы "улетают" в свои гнезда. Если "филин" успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится "филином".

"Веселый воробей".

Цель — научить выполнять движения по тексту игры. Ход игры.

Воробей с березы (Дети прыгают.) На дорогу прыг!

Больше нет мороза — (Прыгают и чирикают.) Чик-чирик!

Вот журчит в канавке (Произносят: "Ж-ж-ж!") Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки — (Прыгают.) Скок-скок-скок!

Высохнут овражки — (Прыгают.)  Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки — (Чирикают.)  Чик-чирик!

«Собачка и воробьи».

Цель игры: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры:

Одного выбирают «собачкой», все остальные -«воробьи».

Скачет, скачет воробей- Дети скачут.

Скок-поскок! Скок-поскок!

Кличет маленьких детей: Повторяют: «Чив!Чив!Чив!»

«Чив! Чив! Чив!»  «Чив! Чив! Чив!»

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик-чирик! Повторяют: «Чик-чирик!» Чик-чирик!

Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. Воробьи разлетаются.

Игра проводится 2-3 раза.

«Ворона и собачка».

Цель игры: научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться не мешая друг другу.

Ход игры:

Выбирается «собачка», остальные дети -«вороны».

Возле ёлочки зелёной Дети прыгают, изображая ворону.

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

«Ав! Ав! Ав!». Дети убегают от «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.

«Птички, раз! Птички, два!»

Цель игры: научить детей выполнять движения по счёту.

Ход игры:

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?

Птички, раз! Выставляют вперёд одну ногу.

Птички, два! Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.

Птички, раз! Поднимают одну руку.

Птички, два! Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.

Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.

Птички, два! Закрывают другой глаз.

Всё, улетели!

Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик.

Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: Квох-квох-квох-квох! Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает. А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
 
 Ответить на вопросы:
 Где курочка с цыплятами ходила?
Что случилось?
Что сделала курочка?
Как цыплята прятались под крылышки курицы?
А кто не спрятался?
Что они стали делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Столовая для птиц"

Экологический проект 2 мл. гр "Столовая для птиц"...

Участие во Всероссийском экологическом конкурсе"Столовая для птиц". Информация "Берегите птиц!"

Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ведь большинство источников пищи становятся недоступными для птиц. И тогда птицы перебираются поближе к жилью человека. Поэтому мы должны помогать своим...

Паспорт объекта экологической тропы. Объект: «Береза - символ России»

Создать условия для наблюдения за березой, дать информацию о полезности данного дерева, формировать чувство бережного отношения к природе....

«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».

Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....

2. Объект экологической тропы "Птичья столовая"

2.Объект экологической тропы «Птичья столовая» «Птичья столовая» включает в себя:Скворечник – (дом) для птиц.Кормушка и поилка – птичья столовая.Для устан...