Викторина для детей подготовительной группы "Мы - друзья природы!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Савинова Ольга Владимировна

Викторина "Мы - друзья природы способствует воспитанию любви ко всему живому на земле, к своей Родине, стремление беречь и сохранять родную природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы

в подготовительной группе

Викторина "Мы - друзья природы!"

Образовательные задачи.

1.Сформировать обобщенное представление о лесе, как типичной экосистеме – сообществе растений и животных, которые связаны друг с другом и которые не могут жить друг без друга.

2.Закрепить и расширить представления о том, что в лесу много разных деревьев, кустарников, травяных растений, ягод, грибов. Уточнить знания о том, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Обобщить знания о значении леса в жизни человека, о правилах поведения в лесу.

3.Сформировать представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевых зависимостей друг от друга.

5.Уточнить знания о приспосабливаемости зверей, птиц, насекомых к жизни в лесу: по-разному спасаются от хищников, быстро убегают, маскируются, прячутся. 

Развивающие задачи.

1.Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

2.Уточнить представление о Красной книге (в нее заносятся те растения и животные, которые находятся на грани исчезновения).

Воспитывающие задачи.

1.Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества.

2.Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

3.Способствовать воспитанию любви ко всему живому на земле, к своей Родине, стремление беречь и сохранять родную природу

Словарная работа. Лес – хвойный, лиственный, смешанный; окраска животных- защитная, маскировочная, предупредительная; животные - хищники, травоядные; птицы – зимующие, перелетные, водоплавающие; первоцветы, подснежники – мать – и- мачеха, медуница, барашек, купальница, ветреница дубравная, сон-трава.

Предварительная работа. Проведение занятий: "Растения – живые существа", ""Что растет в лесу", "Лекарственные растения – средство оздоровления организма", "Насекомые осенью", "Птицы – наши друзья", "Хищные животные леса", "Лесные этажи", "Как растения приспособились зимовать". Чтение художественных произведений В. Бианки, Н. Сладковой, Н.Ф.Виноградовой.

Участие в акции "Нарядная елочка – зеленая иголочка", "Поможем зимующим птицам".

Материалы и оборудование.

1.Фрагменты из фильма "Мир вокруг нас"

2.Раздаточный материал:

   - Карточки – задания: "Какой предмет лишний?" "Времена года", "Где чей домик?"

3.Модель (для двух команд) – "Этажи леса"

4.Знаки правил поведения в лесу.

5.Логические задачи

6.Модели "Цепочки питания"

7.Модель зимнего дерева с зимующими и перелетными птицами.

8.Цветы первоцветы.

9.Плакат "Берегите первоцветы"

10.Значки "Другу природы" для каждого ребенка.

                                                   Ход занятия:

Ведущий: Мы живем на планете Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь.

Почему только на нашей планете есть жизнь? (Ответ детей).

Ведущий: Наша планета Земля очень красива! Землю омывают океаны, моря, у нее разнообразный растительный и животный мир (использование фрагмента из фильма "Мир вокруг нас").

   Но природа на нашей планете Земля находится в опасности. На ней много больных мест. Это произошло, когда люди стали жить в городах, построили много заводов, фабрик, электростанций.

    От работы этих предприятий загрязняется воздух, отходы предприятий сливают в реки, загрязняется вода, почва. А от этого болеют люди.

Красота, которую нам дарит природа, бесценна. Чтобы сберечь эту красоту надо быть другом природы.

Как вы понимаете, каким должен быть настоящий друг природы? (Ответ детей).

Стихотворение "Земной шар."   Е.Шкловский.

Ведущий: Предлагаю вам принять участие в викторине. Если вы правильно ответите на все мои вопросы, то станете  "Друзьями природы".

Для этого разделимся на две команды – команда "Елочек" и команда "Березок".

Оценивать ответы команд будет жюри. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Начинаем викторину.

- Что такое лес? (Ответ детей).

- Леса бывают разные. Как называется лес, где растут березы? (Ответ детей).

- Как называется лес, где растут дубы? (Ответ детей).

- Посмотрите внимательно на карточку и обведите лишний предмет (сосна).

- Как приспособились зимовать лиственные деревья, чтобы не замерзнуть?

(Ответ детей).

- Почему хвойные деревья не сбрасывают иголки на зиму? (Ответ детей).

- Что еще помогает всем деревьям и кустарникам на своем участке? (Ответ детей).

- А вы помогали зимовать деревьям и кустарникам на своем участке? (Ответ детей).

- Составьте из имеющихся деревьев хвойный лес. Какие деревья у вас в лесу?

- Составьте из деревьев лиственный лес. Назовите деревья. (Ответ детей).

- Всем составить смешанный лес. Какие деревья растут в смешанном лесу?

Ведущий: Ребята, а вы бы смогли объяснить людям, почему нельзя рубить деревья? Для чего нам нужен лес? (Ответы детей).

Ребята, на этом плакате надо  повесить знак, запрещающий рубить деревья в лесу.

Жюри подводит итоги 1-го конкурса о лесе.

Ведущий: Лес как многоэтажный дом и у каждого животного в этом лесу есть свое место, свой дом.

- Поселите животных, которые живут в подвале дома леса, под землей.

- Поселите на 1-м этаже леса травоядных (назовите их) заяц, белка, лоси, олени.

- Поселите на первом этаже  хищников леса. Почему этих животных мы называем хищниками? (Ответ детей).

Ведущий: В природе все взаимосвязано. В жизнь дикой природы человек не должен вмешиваться. В природе нет ничего лишнего и бесполезного.

Ребята, какой знак мы можем поставить? (Не стреляй в хищных животных).

Ведущий: Однажды  в лесу я увидела  несколько мальчишек, которые  палками разворошили муравейник и смотрят, как бегают муравьи,  спасают свое потомство, тащат хвойники, чтобы спасти свои дом. Можно ли так поступать? (Ответы детей).

-Ребята, какой предупреждающий знак можно поставить? (Ответы детей).

- Каких еще насекомых живущих в лесу вы знаете? (Ответы детей).

Ведущий: В лесу живет масса всяких мелких и крупных животных, которые поедают листья деревьев, траву, семена, орехи, желуди. Кажется, если дай им волю, они и весь лес съедят! Только так не случается. Почему?

Ребенок: Потому что в лесу существует пищевая цепочка питания, и первое звено этой цепочки – лес.

Ведущий: Выложите пищевую цепочку.

    В природе все взаимосвязано, и все живые существа нужны в ней для сохранения равновесия.

Если исчезнет на Земле хотя бы один вид насекомых или зверей, может произойти катастрофа, потому что нарушается цепочка питания.

- Что произойдет, если не станет шмелей, пчел и бабочек? (Ответы детей).

Какой мы можем поставить знак? (В природе нет ничего лишнего и бесполезного).

       Дети читают стихотворение "Про все на свете" Б.Заходера.

Ведущий: Животные, чтобы выжить, приспосабливаются к окружающей среде.

Приведите пример приспособления животных к условиям жизни. (Ответы детей).

Итоги конкурса «Животные леса» подводит жюри.

Ведущий: я предлагаю вам посмотреть и решить карточки с заданием.

  • Соедините линией картинки, относящиеся к одному времени года.
  • Лишнюю картинку поднимите.
  • Правильно эта картинка о весне.
  • Назовите весенние месяца.

Ведущий: Сейчас у нас первый весенний месяц март. Вы любите весну? Что вам нравится в этом времени года? (Ответы детей).

Дети: Длиннее становится день, жарче греет солнце, его лучи прогревают землю, просыпаются растения у деревьев начинается сокодвижение.

Ведущий: Я предлагаю вам послушать письмо лесника нашей Нижегородской области про раненую березу.

«Обходил я недавно лес и услышал стук топора. Я поспешил на стук, но, когда я вышел на опушку, там уже никого не было. Оглядевшись вокруг, я увидел развесистую красивую березу, на ее стволе белели свежие следы топора. Ствол березы заливал прозрачный березовый сок. На березе набухли лиловые почки, они готовы были вот-вот раскрыться, но влага, которая их питала, теперь течет на землю. Кто-то хотел глотнуть 2-3 глотка березового сока, сладковатого почти безвкусного. Каждую весну из-за любителей березового сока гибнут1000 берез».

Ведущий:  Как вы думаете, что произойдет дальше с березой?

- Какую пользу приносит человеку?

- Как надо собирать березовый сок, чтобы не навредить дереву? (Ответы детей).

Ведущий: Березка - символ красоты, символ нашей родины РОССИИ.

Хорошо в лесу весной! Возвращаются из теплых стран перелетные птицы, лес наполняется их звонкими голосами.

- Какие перелетные птицы прилетают к нам первыми? (Ответы детей).

- Какие птицы прилетают, когда растает лед на озерах и реках? (Ответы детей).

- Какие птицы прилетают последними? (Ответы детей).

Ведущий: "Найдите, что здесь неправильно".

На дереве вместе с зимующими птицами перелетные птицы.

Пересадите перелетных птиц на весеннее дерево.

- Каких из этих птиц можно назвать настоящими лесными докторами? 

(Ответы детей).

- Знаете ли вы, почему птиц называют нашими пернатыми друзьями?

 (Ответы детей).

- Можно ли клеста, снегиря и свиристелей назвать докторами леса? 

(Ответы детей).

- Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые поедают насекомых ? (Ответы детей).

Какой знак мы можем поставить? Что страшнее для зимующих птиц - холод или голод? (Ответы детей).

Чтение стихотворения "Зимний разговор у форточки" Б.Брехт.

Ведущий: А вы помогаете зимующим птицам? (Ответы детей).

О чем шумят воробышки в последний день зимы?

Ребенок: Птички радуются, что им удалось пережить сильные морозы, и в этом вы помогли птичкам.

Итоги конкурса "О птицах" - жюри

Ведущий: Все ярче светит и теплее греет весеннее солнышко, проснулись насекомые, прилетели перелетные птицы, пробуждаются растения.

Вы хотите показать, как расцветают первые весенние цветочки?

Дети под музыку танцуют. Этюд "Расцвел красивый цветок".

Ведущий: Какие лесные цветы расцветают самыми первыми? (Ответы детей).

На весенней лесной полянке расцвели цветы первоцветы. Выбери  те только те цветы, которые могли расцвести самыми первыми.

- Какой один из этих цветов имеет 3 названия? (Ответы детей).

- На каком из этих цветов окраска меняется трижды? (Ответы детей).

- Почему подснежники расцветают, когда деревья еще не распустились? (Ответы детей).

- Почему первые весенние цветы не боятся морозов? (Ответы детей).

Приходя в лес весной, люди радуются цветам, рвут большие букеты, поэтому многие первоцветы стали исчезать.

- Какой знак мы можем поставить в лесу? (Ответы детей).

- Кто из вас знает, что такое « Красная книга»? (Ответы детей).

- Как нам помочь первоцветам, чтобы их не рвали. Предлагаю сделать плакат "Берегите первоцветы!" и повесить его в детском саду, чтобы все знали.

    Ведущий:  Не рвите цветы, не рвите!

                        Пусть будет красивой Земля,

                        А вместо букетов дарите

                        Незабудковые, Васильковые

                        И ромашковые поля!  

                                                       Ю. Антонов.

Ребята, а какие же цветы можно рвать, если мы хотим кого-то поздравить? (Ответы детей).

Подведение итогов конкурса «Цветы - первоцветы» - жюри.

Ведущий: Сегодня мы говорили о том, как прекрасна и удивительна природа, говорили о том, что она нуждается в нашей защите.

         Давайте будем беречь планету,

         Другой такой на свете нет!

         Развеем над нею тучи и дым

         В обиду ее никому не дадим!

         Беречь будем птиц, насекомых, зверей

         От этого станем мы только добрей.

         Украсим мы Землю садами, цветами

         Такая планета нужна нам с вами!

Итоги викторины. Вручение значков "Другу природы"

Песня « Мы экологи-ребята».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей подготовительной группы "Знатоки природы"

Викторина для детей подготовительной группы "Знатоки природы"...

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Друзья природы»

Расширить знания детей о природе родного края.Закрепить представление о внешнем виде, повадках, особенностях приспособления к среде, к условиям жизни животных и птиц. Закрепить знания о зна...

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях. Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать пост...

Викторина для детей подготовительной группы "Знатоки природы"

Викторина для подготовительной группы "Знатоки природы" позволит уточнить знания детей об объектах живой и неживой природы, систематизирует знания о растениях, животных, птицах, рыбах,...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Природа, мы – твои друзья».

Закрепление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе....

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»...