Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с картиной Васнецова "Три богатыря"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Людмила Петровна Басова

Цель занятия:

  • Учить детей выделять основную мысль на картине; уметь рассказать об увиденном и передать словами
  • Развивать чувство патриотизма и любви к Родине на примере жизни и подвигов былинных богатырей
  • Закрепить знания детей о богатырях – защитниках земли русской
  • Закрепить в речи детей названия элементов одежды богатырей
  • Обогатить общий словарный запас детей (древняя Русь, богатырь, застава)
  • Закрепить обряд – поклонение «Дубок»

 

Предварительная работа:

  • Чтение былин: «Святогор», «Святогор и тяга земная», «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Ставр Годинович», «Вольга и Микула»
  • Разучивание обряда – поклонения «Дубок»
  • Рассматривание репродукций картин о богатырях художников В.М.Васнецова, И.Я.Билибина, К.А.Васильева
  • Разучивание стихов, загадок, пословиц
  • Рассматривание на иллюстрациях элементов одежды и оружия богатырей
  • Сбор пазл «Три богатыря», «Витязь на распутье»

Материал:

  • Картина «Три богатыря»
  • Плакат с изображением дуба, дубовые листочки
  • Аудиозапись с песней А.Пахмутовой «Богатырская сила»

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Но в путешествие не в будущее или настоящее, а в прошлое. Сейчас на экране появится перед вами, если вы отгадаете правильно загадки:

1я Загадка:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

(кольчуга)

2я Загадка

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

(шлем)

Оружие - это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2я Загадка

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)                          

/На экране появляется картина «Три богатыря». Дети читают стихи о богатырях/

- Послушаем стихи о богатырях (дети читают стихи)

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

 

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!                                                                   

- Ребята, вы уже поняли, что сегодня мы отправились в прошлое. Назовите, как называлась наша Родина в древности? (Русь)

-А как назывался главный город на Руси? (Киев)

-Кто им правил? (Князь Владимир)

-Как называлось княжеское войско? (Дружина)

-Кто защищал землю от врагов? (Богатыри)

-Ребята, назовите, каких известных богатырей вы знаете?

Ответы детей:

  • Святогор
  • Илья-Муромец
  • Добрыня-Никитич
  • Алёша-Попович
  • Ставр-Годинович
  • Микула-Селянович
  • Василиса Микулишна
  • Настасья Микулишна

- На картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» изображены три русских богатыря. Назовите их…(Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

- Кто изображен в центре картины? (Илья Муромец) Крестьянский сын. Родился в селе Карачарове, под городом Муромом. Мы видим его как могучего воина, открытого человека. В нем сочетаются сила и великодушие. Мощная фигура коня, изображенного на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, подчеркивает силу и мощь коня.

- Слева мы видим (по правую руку от Ильи Муромца) Добрыню Никитича. Родом из Рязани, из знатного рода князей. По преданиям был очень образованным и мужественным человеком. Благородные черты лица подчеркивают его культуру, образованность. Решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину.

- По левую руку от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Мы уже знаем, что он сын священника из города Ростова. По сравнению со своими товарищами он молод и строен. Он изображен с луком и стрелами в руках. К седлу прикреплены гусли, которые свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.                

- Художник мастерски передает состояние природы, как бы остерегая об опасности. Но богатыри представляют надежную и мощную силу защитников родной земли.

-Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

-А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх). 
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!                                                                      

- Ребята, внимательно посмотрите еще раз на картину, сейчас она исчезнет, а мы с вами будем искать и восстанавливать ее по частям. 

/Картина исчезает, на экране белое полотно/

- А теперь внимание! Кто изображен в центре? (ответ ребенка и появляется часть картинки на экране)

- Какой конь у Ильи Муромца?

- Кто находится слева от Ильи Муромца?

- Кто находится справа от Ильи Муромца?

- Какой конь у Добрыни Никитича?

- На каком коне изображен Алеша Попович?                            

- Вместе мы собрали картину. Только вместе русский народ побеждал врагов. Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.

Пословицы:

  • Трудно в учении – легко в бою
  • Один в поле не воин
  • Один за всех и все за одного
  • Смелость города берёт
  • За правое дело стой смело
  • Храбрый побеждает – трус погибает
  • Родину предать – воином не стать
  • Кто смел – тот и цел
  • Сам погибай, а товарища выручай
  • С родной земли умри – не сходи
  • Жить – Родине служить           

- Ребята, сегодня мы познакомились с картиной великого русского художника В.М.Васнецова «Три богатыря», отгадывали загадки, играли и самое главное увидели, что только вместе мы можем справиться с любым заданием.                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_bogatyrya.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картина «Три богатыря»

Слайд 2

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с картиной Васнецова «Три богатыря» Цель занятия: Учить детей выделять основную мысль на картине; уметь рассказать об увиденном и передать словами Развивать чувство патриотизма и любви к Родине на примере жизни и подвигов былинных богатырей Закрепить знания детей о богатырях – защитниках земли русской Закрепить в речи детей названия элементов одежды богатырей Обогатить общий словарный запас детей (древняя Русь, богатырь, застава) Закрепить обряд – поклонение «Дубок»

Слайд 3

Предварительная работа: Чтение былин: «Святогор», «Святогор и тяга земная», «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», « Ставр Годинович », « Вольга и Микула» Разучивание обряда – поклонения «Дубок» Рассматривание репродукций картин о богатырях художников В.М.Васнецова , И.Я.Билибина , К.А.Васильева Разучивание стихов, загадок, пословиц Рассматривание на иллюстрациях элементов одежды и оружия богатырей Сбор пазл «Три богатыря», «Витязь на распутье» Материал: Картина «Три богатыря» Плакат с изображением дуба, дубовые листочки Аудиозапись с песней А.Пахмутовой «Богатырская сила»

Слайд 4

Ход занятия: - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Но в путешествие не в будущее или настоящее, а в прошлое. Сейчас на экране появится перед вами, если вы отгадаете правильно загадки: 1я Загадка: Рубашку такую не вяжут, не шьют, Её из колечек железных плетут (кольчуга ) 2я Загадка Железная шапка с острым концом, А спереди клюв навис над лицом (шлем ) Оружие это трудно поднять, Не просто поднять, а в руке удержать, Снести им легко было голову с плеч, Ну что догадались? Конечно же… (меч) 2я Загадка Чтоб грудь защитить от ударов врага, Уж вы это знаете наверняка, На левой руке у героя висит, Тяжелый , блестящий, раскрашенный… (щит)

Слайд 5

/На экране появляется картина «Три богатыря». Дети читают стихи о богатырях/ - Послушаем стихи о богатырях (дети читают стихи) Богатырь, он вот каков: Он силён, он здоров, Он из лука стрелял, Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко зорко наблюдал! Русь-матушку защищал. Силён , как вольный ветер. Могуч как ураган. Он защищает землю От злобных басурман. Он силой, удалью богат. Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей!

Слайд 6

- Ребята, вы уже поняли, что сегодня мы отправились в прошлое. Назовите, как называлась наша Родина в древности? (Русь) -А как назывался главный город на Руси? (Киев) -Кто им правил? (Князь Владимир) -Как называлось княжеское войско? (Дружина) -Кто защищал землю от врагов? (Богатыри) -Ребята, назовите, каких известных богатырей вы знаете? Ответы детей: Святогор Илья-Муромец Добрыня-Никитич Алёша-Попович Ставр-Годинович Микула- Селянович Василиса Микулишна Настасья Микулишна

Слайд 7

- На картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» изображены три русских богатыря. Назовите их…( Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович) - Кто изображен в центре картины? (Илья Муромец) Крестьянский сын. Родился в селе Карачарове, под городом Муромом. Мы видим его как могучего воина, открытого человека. В нем сочетаются сила и великодушие. Мощная фигура коня, изображенного на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, подчеркивает силу и мощь коня. - Слева мы видим (по правую руку от Ильи Муромца) Добрыню Никитича. Родом из Рязани, из знатного рода князей. По преданиям был очень образованным и мужественным человеком. Благородные черты лица подчеркивают его культуру, образованность. Решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину.

Слайд 8

- По левую руку от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Мы уже знаем, что он сын священника из города Ростова. По сравнению со своими товарищами он молод и строен. Он изображен с луком и стрелами в руках. К седлу прикреплены гусли, которые свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. - Художник мастерски передает состояние природы, как бы остерегая об опасности. Но богатыри представляют надежную и мощную силу защитников родной земли. -Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. -А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Слайд 9

Обряд – поклонение «Дубок» Дети встают в круг и выполняют движения. У нас рос дубок – ( сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх ). Вот таков! Корень да его – Вот так глубок! ( наклоняются вниз, показывая корень ) Листья да его – Вот так широки, ( развести руки в стороны ) Ветки да его – Вот так высоки! ( руки вверх ) Ах ты, дуб–дубок, ты могуч ( медленно поднимают сцепленные руки вверх ) На ветру ты, дубок, скрипуч. ( покачивание руками ) Дай мне силы, отваги, добра, ( правая рука на сердце ) Чтобы землю родную Защищать от врага!

Слайд 10

- Ребята, внимательно посмотрите еще раз на картину, сейчас она исчезнет, а мы с вами будем искать и восстанавливать ее по частям. /Картина исчезает, на экране белое полотно/ - Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов. Пословицы: Трудно в учении – легко в бою Один в поле не воин Один за всех и все за одного Смелость города берёт За правое дело стой смело Храбрый побеждает – трус погибает Родину предать – воином не стать Кто смел – тот и цел Сам погибай, а товарища выручай С родной земли умри – не сходи Жить – Родине служить

Слайд 12

- А теперь внимание! Кто изображен в центре? (ответ ребенка и появляется часть картинки на экране) - Какой конь у Ильи Муромца? - Кто находится слева от Ильи Муромца? - Кто находится справа от Ильи Муромца? - Какой конь у Добрыни Никитича? - На каком коне изображен Алеша Попович? - За правильные ответы вы получаете призы…

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Подготовил: студент группы 544 В – Д Басова Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".

Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....

Конспект занятия по развитию речи описание картины "Зайцы на опушке"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .Цель :развитие связной речи....

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Кошка с котятами"

Учить составлять небольшие рассказы по картине,развивать диалогическую форму речи....

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Поздняя осень»

Развивать знание об осени обогощать словарный запас....

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины "Коза с козлятами"

2 младшая группаЧрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными к...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...