Конспект ОД по познавательному развитию «Зимушка - хрустальная» для детей 4 - 5лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ледащева Маргарита Александровна

Цель: формирование у детей представления о зиме как о времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_zimushka-hrustalnaya.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ОД

по познавательному развитию

 «Зимушка - хрустальная»

 для детей 4 - 5лет

Автор-составитель:

воспитатель

Ледащева М.А.

Детский сад «Рябинушка»

Цель: формирование у детей представления о зиме как о времени года.

Задачи:

Образовательные:

уточнить и расширить представление детей о зиме;

активизировать словарь по теме «Зима»;

закрепить умение закрашивать лист бумаги слева направо всей кистью, не оставляя белых следов;

Развивающие:

 развивать познавательный интерес в ходе исследовательской деятельности со льдом и снегом;

развивать внимание, воображение, зрительное, слуховое, эстетическое восприятие, творческие способности;

развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

 у ребенка  расширены представления о зиме, знает слова по теме «Зима», закреплено умение закрашивать лист бумаги слева направо всей кистью, не оставляя белых следов; ребенок проявляет познавательный интерес в ходе исследовательской деятельности; сосредотачивается на заданиях, проявляет внимание, воображение, зрительное, слуховое, эстетическое восприятие, творческие способности; активно двигается  в ходе игровых двигательных заданий; проявляет  бережное отношение и  чувство любви  к родной природе.

Материалы и оборудование:

мультимедийное оборудование, аудиозапись «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского, аудиозапись «Скрип снега», презентации «Признаки зимы», «Зимние узоры», снежинки и снежки из бумаги, игрушка Снежок, искусственные елочки, шкатулка, кусочки ваты, комочки снега, кубики льда, корзинка, салфетки, листы белой бумаги с нарисованными воском снежинками, гуашь, кисти по количеству детей.

Ход ОД.

I. Вводная часть.

  1. Организационный момент.

    2. Проблемно-игровая ситуация.

Воспитатель и дети под музыку входят в зал. Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Останавливаются.

   Воспитатель:

   - Ребята, вы слышите музыку? Красивая, не правда ли? Мне почему-то кажется, что эта музыка рассказывает нам о том, как кружатся в воздухе легкие белые снежинки, как они танцуют и тихо ложатся на землю, и земля покрывается снегом.

   Закройте глаза, попробуйте представить танцующие снежинки. Получилось? А музыка так и называется «Вальс снежных хлопьев».

Воспитатель:

 - Ребята, а когда бывает снег?  (Зимой).

 - А сейчас какое время года? (Зима).

 - Да, сейчас зима. Поэтому мы с вами пришли в зимний лес.

Что вы здесь видите?  (Елки, полянки, укрытые снегом, снежинки).

 - Очень красиво в зимнем  лесу!

 Ой, а вы заметили, что на нас кто-то смотрит? Вон из-за той елочки выглядывает. Я посмотрю, а вы здесь постойте.

(Воспитатель уходит.  Возвращается со Снежком.)

 - Ребята, посмотрите, кто за нами наблюдал. Это Снежок.

Снежок:

 - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Снежок. А вас я знаю: вы ребята из детского сада. А зачем вы в лес пришли?

Ребенок:

 - В лес пришли сегодня мы

Слушать музыку зимы,

 Заниматься важным делом –

Любоваться снегом белым.

Снежок:

 - Ура! Вот спасибо! Значит, вы мной любоваться будете? Я же Снежок!

Воспитатель:

 - Конечно, Снежок, мы тобой будем любоваться. Но у нас есть и другое важное дело. Мы хотим узнать, почему зиму называют волшебницей.

II. Основная часть.

Снежок:

 - А я знаю. Хотите, я и вам помогу узнать? У меня есть волшебная шкатулка, в которой есть все ответы на все вопросы. Вот только ключ от нее я потерял. Но ее можно и без ключика открыть, если выполнить задание.

Воспитатель:

- Ну что, ребята, будем шкатулку открывать? Веди нас, Снежок, к шкатулке. Вставайте друг за другом и помните, что зимой в лесу сугробы большие. Придется нам высоко ноги поднимать. А что такое сугроб? (Это большая куча снега).

(Игра «Мы шагаем по сугробам»)

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Мы шагали, мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сядем, сядем, отдохнем

И опять гулять пойдем.

Снежок:

 - Вот и пришли. Присаживайтесь на пенечки. Вот она, моя волшебная шкатулочка. Ключика нет, но мы ее откроем, если выполним задание. Готовы? (Дидактическая игра «Что зимой бывает?»)

У меня есть волшебный экран и волшебные картинки, которые помогут вам вспомнить признаки зимы.  Что зимой бывает?

(Дети с опорой на слайды называют признаки зимы).     

Зимой идет снег. Он укрывает землю, деревья, дома.           

 Солнце светит, но не греет, поэтому зимой холодно.            

 Реки покрываются льдом            

 Деревья стоят без листьев. Деревья зимой спят.

          Птиц стало меньше. Птицы улетели в теплые края.

         Люди стали тепло одеваться.              

        А чтобы согреться в домах, люди топят печки.

Воспитатель:

 - Ну что, Снежок, ответили ребята на твои вопросы?

Снежок:

 - Ответили. Молодцы, ребята! Вот и шкатулка открылась. А в ней… Что же в ней? Сейчас узнаем. Встаньте-ка на ножки да приготовьте свои ладошки. А глаза закройте. Только не пугайтесь.

(Воспитатель кладет детям на ладошки кусочки льда и комочки снега.)

Воспитатель:

 - Откройте глаза. Что у вас на ладошках? (Снег и лед).

 - Какие они на ощупь? (Холодные).

 - А откуда берутся снег и лед? (Это вода замерзает).

 - А как же вы узнали, что это замерзает вода? Что стало с вашими кусочками льда и комочками снега?  (Они растаяли, превратились в воду).

 - А почему они превратились в воду?  (Потому что ладошка теплая, а в тепле и снег, и лед тают).

(Ваши ладошки стали мокрыми. Возьмите в корзинке салфетки, вытрите руки, салфетки положите в корзинку). Садитесь на пенечки и послушайте меня.

Получается, что зима – волшебница, ведь она умеет воду превращать в снег и в лед. 

(После игровых заданий проводится  физминутка  «Снежок»).

Воспитатель:

- Снежок, расскажи ребятам, в чем еще волшебство зимы заключается.

Снежок:

 - Конечно, расскажу. В моей шкатулке есть загадка. Слушайте внимательно.

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез.

Кто нарисовал? (Мороз).

Воспитатель:

 - Хорошая загадка, Снежок. Ребята, зимы без мороза не бывает. Уж они всегда вместе приходят. И мороз по приказу зимы рисует на окнах великолепные узоры. А еще укрывает снегом деревья и дома. Снежок, а твой волшебный экран может показать нам волшебство зимы?

Снежок:

 - Конечно, смотрите.

(Дети смотрят слайды. На слайдах -  фотографии морозных узоров на окнах и картины зимней природы).        

Воспитатель:

 - Ребята, понравилось вам? Только зима-волшебница может подарить нам такую красоту.

 - А что еще хранит твоя волшебная шкатулка, Снежок?

Снежок:

 - Есть там еще кое-что. Давайте вместе послушаем.

(Включается запись со скрипом снега под ногами.)

 - Что это за звук? Не знаете? Да это же снег скрипит под ногами. А знаете, почему он скрипит? Когда в морозную погоду человек идет по снегу, под ногами ломаются лучики снежинок, и раздается хруст, скрип.

Воспитатель:

 - Вот так зима-волшебница! У нее и музыка особая.

А чем еще богата твоя шкатулка, Снежок?

Снежок:

 - Есть в моей шкатулке мои сестрички – снежинки. А вы, ребята, видели снежинки? Какие они?  (Белые, легкие, пушистые).

Мои сестрички очень любят танцевать. Подходите к шкатулке, берите снежинки, дуйте на них. Посмотрим, как легко они кружатся и как неслышно ложатся на землю.

(Подвижная игра «Снежинки танцуют»)

(Дети берут маленькие кусочки ваты – снежинки, дуют на них. Фоном звучит «Танец снежных хлопьев» П.И.Чайковского).

Воспитатель:

 - Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

Это зимушка – зима

Рукавами повела,

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

(Дети возвращаются на свои места).

Снежок:

 - Ну что, ребята, какие снежинки?  (Легкие, воздушные, пушистые).

Воспитатель:

 - Да, снежинки очень легкие и маленькие, а всю землю укрывают снегом, как одеялом, не дают земле замерзнуть. Разве это не волшебство? Конечно, волшебство.

(Звенит колокольчик).

Снежок:

 - Ой, слышите звон? Это Зима звонит в свой ледяной колокольчик, меня зовет. Пора мне, ребята. До свидания.

Воспитатель:

 - До свидания, Снежок. Спасибо тебе за помощь.

Вот и укатился Снежок, убежал к Зимушке-зиме. И нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте друг за другом.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

(Воспитатель и дети останавливаются возле полянки).

 - Смотрите, ребята, в лесу все полянки укрыты снегом, а на этой полянке снега мало. Наверное, у Зимушки снежинок не хватило. Непорядок. Давайте поможем ей – нарисуем снежинки. Согласны? Подойдите к столам. Что вы видите?  (Листы бумаги, голубую краску, кисти). Эти листы бумаги волшебные. Вы что-нибудь видите на них? А ведь здесь спрятаны снежинки. Зима просто не успела добавить голубой краски, чтобы снежинки появились. А мы ей поможем.  Возьмите кисточки, обмакните их в краску и закрасьте листы слева направо, не оставляя белых пятен. Что получилось?   (Снежинки).  Вот и помогли  мы Зимушке. Очень красивые снежинки у вас получились. Будет чем укрыть полянку.

Ребята, а на что похожи снежинки? Не знаете? А Ангелина знает.

Ребенок:

 - На что похожи легкие снежинки?

Ответить трудно. Я скажу вам прямо:

На искорки, на звездочки, на льдинки…

И на салфетку, что связала мама.

Воспитатель:

    - Вот, оказывается, на что похожи снежинки. Вот  какое чудо создала зимушка-зима.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:

- Ну что, ребята, устали? Присядем на пенечки, немного отдохнем.

Вам понравилось в зимнем лесу? Кого мы в лесу встретили? О чем рассказал нам Снежок? Почему зиму называют волшебницей? (Дети отвечают).

      Зима – волшебница. Белым снегом укрыла всю землю, все деревья и дома, а реки сковала льдом. На окнах нарисовала красивые узоры, а людей нарядила в теплые одежды. Зимушка умеет превращать воду в лед и в снег, умеет скрипеть и похрустывать, а еще она кружит в танце легкие снежинки. Много чудесного и волшебного дарит нам зима.

      Ребята, вы сегодня хорошо потрудились: вспомнили признаки зимы, помогли Снежку открыть волшебную шкатулку, ходили по сугробам, наблюдали за превращением снега и льда в воду, а еще помогли Зимушке - нарисовали снежинки. Мы их обязательно покажем вашим мамам и папам. Пусть они тоже полюбуются красотой волшебницы зимы. А еще я попрошу ваших родителей помочь вам нарисовать зиму, и мы откроем выставку ваших работ.

     А сейчас мы попрощаемся с зимним лесом и вернемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимушка Хрустальная» для детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Зимушка Хрустальная» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ОД "Речевое развитие" "Зимушка хрустальная"

конспект занятия во 2 ладшей группе по образовательной области "Речевое развитие"...

Проект по познавательному развитию " Весна красна" ( для детей 3-5лет)

Цель создания проекта - закреплять знания  у детей младшего дошкольного возраста  о сезонных изменениях в природе....

Интегрированное занятия "Зимушка хрустальная" для детей старшей группы

Интегрированное занятия "Зимушка хрустальная" для детей старшей группы с использованием лепбука...

Занятие по познавательному развитию "Родная страна" для детей 4-5лет

Занятие направлено на закрепление знаий о родной стране и символике России, с использованием  электронного образования ....