Конспект образовательной деятельности по теме: «Научное открытие лета» опытно-экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галина Викторовна Сенина

Все дети в группе приобщаются к экспериментированию, группа превращается в детскую научную лабораторию, в которой дошколята чувствуют себя волшебниками-первооткрывателями!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_letnee_eksperimentirovanie_senina_g.v.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №73 г. Томска

Конспект образовательной деятельности                                                                       по теме: «Научное открытие лета»

 опытно-экспериментальная деятельность

 для детей среднего и старшего возраста

       

   

Автор - составитель: Сенина Галина Викторовна,

                                                                                    воспитатель высшей квалификационной категории

2023 г.

Конспект образовательной деятельности                                                                       по теме: «Научное открытие лета»

 опытно-экспериментальная деятельность

 для детей среднего и старшего возраста

Дата проведения: 14.08.2023 г.

Актуальность. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

В нашем учреждении большое внимание уделяется детскому экспериментированию. Это совместная увлекательная  работа педагога, ребенка и родителей.

Все дети в группе приобщаются к экспериментированию, группа превращается в детскую научную лабораторию, в которой дошколята чувствуют себя волшебниками-первооткрывателями!

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,  физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие;

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

1. На примере практической опытно-экспериментальной деятельности дать        представление о профессии учёный – исследователь.                                                                                                    2. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.                                                   3. Стимулировать желание исследовать окружающий мир.

Формировать представление об опытно-экспериментальной деятельности.                      

4. Развивать интерес к   опытно-экспериментальной деятельности, потребность в творческом самовыражении, инициативность в воплощении замысла. 

5. Познакомить с тем, что в результате химического опыта вступило два вещества: сода и уксус.

6. Показать значение соды и воды в детском экспериментировании.

7. Развивать пространственные представления детей, мышление, логику, воображение, сообразительность.

8. Расширять средства познания и естественный опыт детей, связанный с познанием мира

9. Способствовать осмыслению многообразных связей явлений природы и процессов окружающего мира (извержение вулкана можно сделать самим...).                                                      

10. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление, делать выводы).                                                                  

Речевое развитие:

1. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Способствовать обогащению активного словаря;

3. Приобщать к культуре устного высказывания;

Физическое развитие:

1. Способствовать охране и укреплению здоровья детей;

2. Формировать представлений о ЗОЖ;

3. Формировать навыков выполнения основных движений;

Социально-коммуникативное развитие:

1. Способствовать возникновению игр-экспериментов на темы из окружающей жизни;

2. Способствовать обогащению игрового опыта посредством опытно-экспериментальной деятельности.

3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки, усидчивость, вежливость в совместной деятельности.

4. Способствовать формированию у детей важных качеств личности, таких как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.

Художественно-эстетическое развитие;

1. Познакомить детей с получением углекислого газа при смешивании уксуса и соды.                                                                                                                       2. Выяснить что вещества смешиваются и происходит реакция (извержение вулканчика).

3. Способствовать самовыражению, раскрытию и совершенствованию творческих. способностей. 

4. Способствовать развитию фантазии, творчества, воображения.                                                                                                                          

Используемые методы:

Приемы: наглядный, практический, словесный, игровой

Виды детской деятельности:

1.Игровая деятельность.

2.Познавательно-исследовательская деятельность.

3.Коммуникативная деятельность.

4.Двигательная деятельность.

5.Изобразительная деятельность.

6. Конструирование.

7. Музыкальная деятельность.

Материально-техническое обеспечение:

Для педагога: Сенсорный компьютер.                                                                                                                                                        

Для детей: Чтобы сделать извержение вулкана понадобятся: тёплая вода; сода; уксус; банка.

 Для центра творчества: белая бумага, кисти №7, гуашь, пластилин, досточки, бумажные салфетки;

Для центра экспериментирования: белые халаты и шапочки, сода в тарелках, пластмассовые бутылочки с уксусом, влажные салфетки.

Предварительная работа: вопросы, беседа, показ, проведение опыта, экспериментирование.

Ход деятельности

Вводная часть

Игра для создания рабочего настроения «Здравствуй!»

Воспитатель:

Доброе утро, ребята!

Утром солнышко проснулось,                                                                                              

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг:

Слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем, здоровья пожелайте,

Мы друг другу улыбнёмся – утро доброе начнётся. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)

Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с новой профессией.  Посмотрите на слайд и скажите, кто этот человек? Как вы думаете, как называется эта профессия.

Ответы детей:

 Эта профессия называется ученый – исследователь. Это человек, который, проводит различные опыты, работает он в исследовательской лаборатории. Ученый одет в белый халат, на голове у него специальная шапочка, на руках перчатки. У него очень интересная работа. Он проводит различные опыты, ставит эксперименты, работает с микроскопом, пробирками, колбами и т.д.  Его работа имеет огромное значение.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где работают учёные исследователи? Что такое лаборатория?

Ответы детей:

Воспитатель: Какие вы умные ребята, лаборатория - это специальное помещение, где проводятся опыты и эксперименты.

Воспитатель: оказывается, проводить эксперименты можно и дома и в детском саду.

Для эксперимента понадобится: два стакана, ложка, вода, уксус, сода, красный краситель.

 Чтобы слепить вулкан лучше всего воспользоваться пластилином, обычно он всегда в наличии в доме, или в саду. При этом совсем необязательно брать новый, вполне можно использовать старый пластилин, оставшийся после предыдущих лепок, превратившийся в массу непонятного цвета.

Воспитатель: Замечательно! Сегодня у нас работает два центра активности лаборатории:

В первом центре активности вы сможете узнать, как вызвать извержение вулкана из соды и уксуса.

Во втором центре активности вы научитесь рисовать вулкан по сырой бумаге. Или сможете вылепить вулкан из пластилина.

А чтобы вы были сильными и здоровыми, мы сделаем мультзарядку со смышлёными и активными Фиксиками (дети расходятся по группе и делают мульзарядку).

Воспитатель: Ребята, в первом центре активности вас встретит профессор «Всезнайка» (Мирослава).

Во втором центре активности вас встретит Художник (Лера).         

Ребята, выберите, в каком центре вы будете работать (дети выбирают центр активности и расходятся по центрам).

 Описание экспериментов в центрах активности:

Первый центр активности. 

Опыт№1 

 Всезнайка: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть у себя в лаборатории. Но чтобы стать настоящими исследователями нам нужно одеть, специальную одежду.

Дети одевают на голову шапочки, халаты.

Готовы?  Тогда приступим к опыту. 1. Сделайте жерло вулкана из пластилина (дети лепят вулкан).
В стакан с водой и красителем добавляем две ложки соды. Перемешиваем. Полученный раствор заливаем в жерло «вулканчика» на дне которого уксус.
Также можно добавить туда немного оранжевой или красной краски.
Получается извержение.
 Чтобы продлить процесс извержения лавы, необходимо в воду с содой добавить немного средства для мытья посуды. В этом случае реакция замедлится, и красочное зрелище продлится по времени. Будет достаточно 1 столовой ложки.

Второй центр активности. 

Опыт№2

Ребята, Кто знает, как выглядит вулкан? (ответы детей).

Мы сейчас с вами нарисуем вулкан. Показ.

Заключительная часть.

Педагог: ребята, мы сегодня с вами проделали большую работу:

- Давайте вспомним как называется человек, который проводит опыты и эксперименты (учёный – исследователь).                                                                                                                                                                                                                                                                          - Понравилось ли самому ребёнку быть в роли ученого?

Воспитатель просит детейрассказать о том, чем они занимались в центрах активности и показать вулкан (презентации детьми продуктов деятельности).

Итог. Молодцы ребята! Вы были внимательными, работали аккуратно, и всё у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, некоторые из вас станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

Список литературы для педагогов

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 412.

Для детей и родителей

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Мы стройные»

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию с использованием (ЦОР)для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Мы стройные»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Прогулка по осеннему лесу»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию  с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного  возраста.на тему: «Прогулка по осеннему лесу»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Птицы»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста.на тему: «Птицы»...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест-игра «Как Мухе-Цокотухе покупали самовар» Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест-игра «Как Мухе-Цокотухе покупали самовар» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о...