Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кора дерева".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kora_dereva.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Рассматривание веток берёзы, ели, дуба».

Составила:

воспитатель

высшей категории

Сагдиева О.А.

Программные задачи:

  1. Учить узнавать деревья по их веткам, семенам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, по расположению, запаху.
  2. Формировать разнообразные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове.
  3. Обогащать словарь путем введения слов: почки, кора, липкие, пахучие, душистые.
  4. Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответы на вопросы в собственных наблюдениях.

Предшествующая работа: Чтение сказки Н. Павловой «Зимняя пирушка», наблюдение деревьев в безлистном состоянии на участке детского сада. Рассматривание плодов и семян деревьев.

Оборудование: Ветки, семена деревьев, предметы быта, изготовленные из древесины.

Ход занятия

Часть 1

Дети стоят у окна.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как вы догадались? Почему?

- Какие изменения происходят в растительном мире зимой?

- Как зимой можно различить деревья в безлистном состоянии?

- Правильно, по цвету коры, почкам, веткам, семенам.

- У вас на столах лежат веточки деревьев, найдите веточку березы и покажите мне (проверяю).

- По каким признакам вы определили, что это веточка березы?

- Да, веточка березы розовато-коричневого цвета, тонкая.

- Что есть на ветках?

- Какого размера почки? (маленькие – потрогать)

- Какой формы? (заостренные)

- Какого цвета (черновато-коричневые – закрепить)

- Как расположены? (поочередно) Предложить понюхать почки

- Да, почки березы имеют своеобразный запах, они пахнут свежестью, можно сказать, что они душистые, смолистые, ароматные.

- Да, на концах веточек мы видим сережки. Потрогайте их.

- Какие сережки? (упругие, коричневого цвета, продолговатые)

- Когда наступит весна, распушит березка свои сережки и будет пускать по ветру тучи желтой пыльцы.

- Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой она всегда вызывает восхищение и радость.

- Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Есть такая старинная загадка: «Стоит дерево, цветом белено, в этом дереве четыре угодья: первое – от темной ночи свет (лучина), второе – некопаный колодец (березовый сок), третье – старому – здоровье (банный веник), четвертое – разбитому связь (береста).

- Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли. Недаром русскую березку прославляли в песнях, стихах, сказках, художники писали картины.

(Чтение стихов, пение песен, рассматривание иллюстраций)

                 Что за девица,

                 Ни швея, ни мастерица:

                 Ничего сама не шьет,

                 А иголках круглый год.

- Как вы догадались, что это ель? (поднимаю ветку ели)

- Дети, давайте сравним ветку березы и ели. Веточки ели светло-коричневого цвета, покрыты хвоей.

- Легок ли ветку взять в руки? Почему?

- Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Их так и называют – лапником.

- Хвоинки – иголочки плотно сидят на ветках.

- С одной стороны ветки их больше, т. к. они повернуты к солнцу, с другой – совсем мало. (предложить посмотреть)

- Какого цвета хвоинки? (зеленого) Про ель так и говорят: «Зимой и летом одним цветом».

- Это дерево не сбрасывает хвою на зиму, как другие деревья – листья. Она сбрасывает хвою постепенно, в течение определенного времени. Одни иголочки постепенно желтеют и опадают, а новые, молоденькие постепенно отрастают.

- Дети, а есть у этой веточки почки?

- Да, на конце каждой веточки есть почки, из которых весной появляются цветы, а потом и шишки. Шишки у ели и сосны появляются только через 2 года.

- Ребята, давайте понюхаем веточки ели. Есть ли у нее запах?

- Что напоминает запах ели?

- Верно, новогодний праздник. В первые зимние дни устраивают для детей елки, украшают игрушками и подарками.

                       Я дерево с цветом душистым,

                       Даю я  прохладную тень.

                       Под крышей ветвей отдыхаешь

                       В безветренный солнечный день.

- О каком дереве говорится в загадке?

- Как вы догадались? (предлагаю сравнить веточку липы с предыдущей веточкой)

- Какого она цвета?

- Как расположены почки? (поочередно)

- Какого они цвета? (красно-коричневого)

- Какой формы почки? (округлой, плотно сидящие на ветках – закрепить)

- Ветка липы растет зигзагами – почка справа – ветка растет влево, почка слева – ветка растет вправо.

- Чтобы рассмотреть то или иное дерево зимой, нужно внимательно рассмотреть почки и плоды на ветках,  кору дерева. Иногда зимой на веточках липы можно найти плоды – круглые орешки, высохшие и почерневшие, снабженные летучками. Но обычно липа сбрасывает их на зиму.

- Ребята, пахнут ли почки липы?

- Да, у них тоже есть запах. Он напоминает запах лета, меда, долгий июльский день и гудящих пчел в золотящихся от цветков кронах. Рассказывая о липе, нельзя не сказать о ее древесине. Она легкая, мягкая, не трескается. Не случайно из древесины липы делают различные сувениры: матрешек и расписную посуду, другие чудесные произведения народного искусства (показать).

                     Я из крошки бочки вылез,

                     Корешки пустил и вырос,

                     Стал высок и могуч,

                     Не боюсь ни гроз, ни туч.

                     Я кормлю свиней и белок –

                     Ничего, что плод мой мелок.

- О каком дереве говорится в стихотворении?

- Как вы догадались? (предлагаю найти ветку дуба и сравнить с другими ветками)

- Ветки у дуба кряжистые, толстые. Почки крепенькие, толстенькие, сгрудились они кучками, сразу по нескольку на кончиках веток. В лесах и парках встречается дуб летний и дуб зимний. Поздней осенью опадают побуревшие листья летнего дуба. А у дуба зимнего высохшая листва держится до весны.

- Ежегодно дуб плодоносит. Плоды у дуба – желуди. Они держатся до осени, потом падают на землю. (показать, дать возможность рассмотреть)

- Дуб в народе считают сильным деревом. Но есть у него и слабые стороны – боится холода: «Дуб хорошо растет в шубе, но с открытой головой», т. е. дуб хорошо себя чувствует, если окружен другими деревьями, задерживающими холодные ветра.

- Хотя у дуба есть слабости, но он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В давние времена дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги.

Часть 2

Дидактическая игра, «С какой ветки детки?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Солнце-большая звезда".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Свет и тень".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....