«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

В статье рассказано о пользе и необходимости экспериментальной деятельности в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой петушок»

с. Бутырки

Доклад

«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

 через опытно-экспериментальную деятельность»

Воспитатель Хлебникова И.А.

Не торопись навязывать знания ребёнку.

 Пускай истинный мир, явления и предметы…

проходят перед ним в возможно большем

количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему…

редко требуй от него суждений.

                                              И.Г. Песталоцци

        Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.

            В процессе работы с детьми, выявилась проблема: родители (большинство) не осознают важности совместного с детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями происходящими в природе, животном мире.  Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу. Многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Необходимо было объяснить, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

Основное требование в работе - это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса. Ребенок познаёт радость открытия нового, узнаёт необычные свойства привычных предметов, расширит свои представления о мире, поэтому необходимо чтобы воспитатель и родитель в любую минуту был готов к экспериментальной деятельности.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.   

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребёнка к природе. Не следует загружать детей обилием информации. Важно, чтобы малыш всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем и выводы фиксируем в рисунках. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т. п.

          Я считаю, что развивать творческую исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребёнок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно (твёрдость камня, растворимость веществ в воде и т. д., дети находят способы применения этих свойств в быту. Находят ответы на вопросы: для чего нужны магнитные силы, почему от тёплого воздуха происходит движение «змейки», как сделать быстро воду тёплой, как проходит по ниточке звук?

             Цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента. Для того, чтобы формировать представления у детей о возникновении приборов в истории человечества, находить ответы на многие вопросы, устанавливать истину, видеть всё своими глазами, развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру и формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и во время работы.

Таким образом, определив основную цель, я поставила перед собой следующие
задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)
3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.


Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможно при определённых
условиях:
• Педагог должен стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Создание методической системы работы по детскому экспериментированию:

- обеспечение методической литературой,

 - художественной литературой о природе

- составление планов проведения опытов и экспериментов

- разработка конспектов занятий,

- изготовление дидактического материала по экологии: карточки-схемы, модели эколого-систематических групп, экологическая азбука, дидактические игры, направленные на развитие воображения и снятия статической, интеллектуальной и эмоциональной напряжённости детей, составление картотек, игр, литературы и дидактического материала.

-Организация предметно – развивающей среды.

        Провожу консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.
        Работая с детьми, стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
        Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.
Во время проведения занятий, я стараюсь общаться с каждым ребёнком. Это общение протекает в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний и умений. Стараюсь поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы

Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста  через элементарную поисковую де...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...