Познавательно-исследовательский проект "Можно ли вырастить помидоры на подоконнике?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам. В преддверии посадочного сезона, мы решили,  в ходе исследовательской деятельности выяснить и понаблюдать при каких условиях могут плодоносить помидоры, выращенные на подоконнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomidor_issled_proekt.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

Познавательно-исследовательский проект

Тема: «Можно ли вырастить помидоры на подоконнике?»

с детьми подготовительной к школе группы

Авторы проекта:

Бушкова Т.О.,

Мусонова О.В.

с. Кабанск

2022 г.

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Срок реализации проекта: долгосрочный с 15 февраля по 31 мая 2022 г.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Овощи необходимы человеку ежедневно. Они основа правильного питания.

Одним из ценных видов овощей является томат, в плодах которого содержится богатый набор необходимых для организма веществ, минералов.  А витамин «С», предохраняет от вирусов и бактерий, что актуально в настоящее время.

Как известно, самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам. Каждую весну на подоконниках у бабушек и мам, появляется рассада разной формы и окраски. Но детям строго наказывают, не трогать эти растения. А интерес и любопытство с каждым годом всё сильнее. У детей нашей группы возникли естественные вопросы «Для чего нужны семена овощам?», «Кто выращивает овощи?», «Как это сделать?», «А можно ли вырастить урожай овощей на подоконнике?».

В преддверии посадочного сезона, мы решили,  в ходе исследовательской деятельности выяснить и понаблюдать при каких условиях могут плодоносить помидоры, выращенные на подоконнике.

Проблема

В ходе учебной деятельности выявлен недостаточный уровень знания детей об овощных культурах: о разновидностях томатов, способах и условиях выращивания и их пользе для здоровья человека. Также, в силу своего возраста, у детей нет практических навыков ухода за выращиванием томатов.

Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемное, а это мешает познавать окружающий мир и использовать его в повседневной жизни.

Гипотеза

Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно-исследовательской деятельностью посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, если создать необходимые условия для нормального роста и развития растения, то можно вырастить помидор на подоконнике.

Цель исследования:

Определение исследовательским путем, можно ли вырастить помидор на подоконнике от семени до урожая.

Задачи:

Образовательные:

- формировать желание самостоятельно добывать знания посредством экспериментальной деятельности;

- закреплять основы огородничества и агротехнические приёмы выращивания томатов;

- устанавливать связь путём наблюдений между ростом растений и их потребностями, получить представления об условиях разной среды (свет, тепло, вода);

- конкретизировать представление о пользе томатов для здоровья человека.

Развивающие:

- развивать умение планировать и анализировать свою деятельность, прогнозировать варианты последствия своих действий;

- создать условия для роста развития овощной культуры;

- стимулировать проявление интереса к выращиванию рассады для общества детского сада.

Воспитательные:

- воспитывать желание коллективно трудиться на благо общества;

- продолжать воспитывать волевые качества, преодолевать препятствия при достижении цели.

Новизна 

Данный проект заключается в усовершенствовании имеющегося  опыта у детей по выращиванию помидор.  С применением проекта в процессе выращивания рассады, на основе исследовательской деятельности, дошкольники будут привлечены к совместным трудовым действиям для дальнейшей высадки томатов на огороде ДОУ. В ходе проектной деятельности у детей конкретизируются представления о томатах, как о витаминах, укрепляющих здоровье.

Методы:

- наблюдения;

- частично-поисковый (приёмы аналогии и сравнения);

- практический.

Ожидаемые результаты:

Если в ходе исследовательской деятельности  стимулировать интерес детей к  выращиванию рассады, создать необходимые условия и подвести к пониманию значимости коллективного труда для блага общества ДОУ, то  у детей появятся:

- конкретные представления об условиях жизни овощной культуры, об основах огородничества и агротехнических приёмах выращивания томатов; свойствах почвы;

- умения устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды, фиксация роста растений в дневниках наблюдений;

- практические навыки выращивания томатов в групповой комнате на подоконнике.

- разовьются партнёрские отношения между детьми.

Ресурсное обеспечение проекта: 

Информационное: методическая литература, периодическая печать, Интернет-ресурсы, вайбер.

Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия; компьютерное и мультимедийное оборудование; цифровые ресурсы (фотоаппарат); материалы для продуктивной деятельности; отличительный знак волонтёра - ленточка-галстук зелёного цвета на каждого ребёнка, обозначающие причастность к Лиге волонтёров; фартуки; пластиковые стаканчики и ящики для рассады; семена помидоров различных сортов; почва; вода; орудия труда: совки, лейки, мерные палочки, пульверизатор; полиэтиленовая плёнка; дневники наблюдения.

Риски

- не соблюдение сроков реализации проекта;

- проблема привлечения родительской общественности;

- не всхожесть семян, гибель рассады.

Ход проведения эксперимента

Этапы реализации проекта: февраль – май 2022 г.

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

Этапы Сроки

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

1 этап подготовительный(февр)

- планирование работы с детьми, родителями;                                                        - сбор информации: изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ;                        

- создание огорода на подоконнике;

- подготовка хозяйственного инвентаря;

- этическая беседа о добрых делах, о взаимопомощи;

- составление алгоритма роста растений из семян на окне, определение времени посадки.

 - Консультация для родителей: «Труд в природе»;

- Привлечение родителей к сбору материала для посева.

2 этап основной, исследовательско-практический, (февраль – май)

Общение:

- беседа «Из чего можно вырастить растение?»;

- беседа «Откуда берутся овощи в магазине?»;

- ситуативный разговор «Растёт, цветёт, зреет»;

- просмотр видео «Тепличное хозяйство».

   

Игровая деятельность:

- ДИ: «Вершки – корешки», «Ящик ощущений», «Не ошибись», «Кто потрудился?»

- ДИ «Семена» (знакомство с разнообразием видов томатов);

- СР игра «Овощной магазин».

Изобразительная деятельность:

- рисование: «Синьор Помидор»; «Натюрморт из овощей».

- лепка: Магазин овощей для кукол;

- аппликация «Помидоры в банке».

Художественное чтение:

-  сказка «Помидорово войско»;

- сказка Дж. Родари «Чипполино»;

- загадки про овощи;

- составление рассказов из личного опыта «Как мы растили помидоры».

Трудовая деятельность:

- подготовка семян, грунта и оборудования к посеву;

- «Посев семян в лотки»;

- «Пикировка рассады в стаканы»;

- уход за ростками рассады (полив, рыхление, прополка);

- наблюдение и фиксирование в дневниках наблюдения за рассадой.

Экспериментальная деятельность:

 Опыт №1 «Как проверить качество семян?»;  

  Опыт№2 «Как влияет на жизнь растения полив, т.е. вода?»;

   Опыт№3 «Как температура воздуха влияет на жизнь растений?»;

  Опыт№4 «Влияние света на жизнь растения».                                

 - размещение в вайбере фото детей  «Помогаем взрослым»;

- «Секреты родителей – огородников» в Вайбере;

- папка-передвижка «Детское меню с томатами»;

- консультация «В каких продуктах живут витамины».

3 этап итоговый (май)

- фотовернисаж в Вайбере «Юные овощеводы»;                                                                          - распространение опыта через публикацию в онлайн-газете «Маленькая страна»;

- участие во Всероссийских конкурсах.

Итоговое мероприятие развлечение «Помидорки для ребят» (высадка рассады томатов в огород).

Продукт проекта - сбор урожая.

Альбом «Овощной марафон».

Приложение

Экспериментальная деятельность:

Опыт №1 «Как проверить качество семян?» 

Цель: Формировать умения и навыки поисковой - исследовательской деятельности ребенка. Расширять кругозор, словарный запас. Для проверки семян на пригодность для посадки, мы берем семена и отпускаем их воду. Одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно, пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки. Вывод: Надо сажать те семена, которые опустились на дно.

Опыт№2 «Как влияет на жизнь растения полив, т.е. вода?» 

Цель: Учить ребенка устанавливать связь между условиями ухода и состоянием растения. Закреплять умения делать выводы. Развивать интерес к исследовательской работе. Расширение кругозора. - Вода для растений необходима, или они могут обойтись без воды. Проведем опыт, из которого узнаем, могут растения жить без воды, или нет. У меня есть два стаканчика с рассадой один мы будем поливать водой, другой не будем поливать. И через несколько дней посмотрим, что будет с растениями. После наблюдений делаем вывод, что растение, которое поливали, стоит крепкое, листья ярко зеленого цвета. А которое не поливали начало вянуть. Вывод: Вода необходима для жизни растения.

Опыт№3 «Как температура воздуха влияет на жизнь растений?» 

Цель: Учить сравнивать влияние изменения температуры на жизнь растений. Развивать интерес к исследовательской работе. Расширение кругозора. Может ли изменение температуры повлиять на жизнь растений? - Чтобы доказать что температура имеет влияние на жизнь растений, я предлагаю провести опыт. Посеянные семена мы накрываем пленкой и ставим на подоконник. Вывод: Чтобы растение было здоровым, нужно тепло. При низкой температуре растение погибает.

Опыт№4 «Влияние света на жизнь растения»

Цель: Учить устанавливать связь между фотосинтезом и ростом растений, делать умозаключения. Развивать интерес к исследовательской работе. Расширение кругозора. Почему комнатные цветы ставят на окно? Проведем опыт. Посеянные семена ставили на подоконник, через некоторое время появились ростки. Вывод: Для роста растений необходим солнечный свет.

Стихотворения

Наши чудо – помидоры, созревают, но нескоро.

И мы будем есть их вволю, посыпая крупной солью.

Угощать друзей, подруг, помидор наш лучший друг!

Помидоров нынче – море, детка, брось свои конфетки,

Старших, золотце, послушай и салатов больше кушай.

Много солнышка и света в них для нас вложило лето.

Позабудь про все «Мивины», кушай, детка, витамины!

***

Наш любимый помидор – это просто чудо-овощ,

Нам известен с давних пор, прибавляет всем здоровья.

Он растёт в полях на грядках, красный-красный, кисло-сладкий.

Мы зимой по нему тоскуем, ну, а осенью смакуем.

Консервируем и солим, чтобы после кушать вволю.

Таким образом - весь год, помидор к столу нас ждёт!

***

Любят дети сок томатный, кисло-сладкий и приятный.

В первых блюдах и в салатах, мы используем томаты.

Мир реально б обеднел, если б помидор не ел.

Наш бы стол скуднее стал, если б помидор не знал.

Вот поэтому томаты, людям дороги, ребята!

Загадки

Красный вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор,

Все зовут его: «Синьор»! (помидор)

Этот овощ быстро очень

Разгадаем между прочим.

Он щекастый, красный, гладкий,

Он растёт у всех на грядке.

Положи его на солнце.

Он дозреет у оконца,

Этот толстенький сеньор

Всем известный ... (Помидор)

Ярко-красные томаты,

На кустах ведут дозор.

Приготовим мы салаты,

Скажем: «Вкусный ...!» (помидор)

Грядка наш родимый дом.

Мы на кустике растём.

Как в музее экспонаты,

На кусте красны. (томаты)

Они гроздьями висят

И на солнышко глядят,

Цветом словно светофор

Красный, жёлтый ... (помидор)

Рос весною, рос я летом.

Был зеленым, незаметным,

Твердым, мелким и невкусным

Потому - то был я грустным!

Но когда кончалось лето –

Стал я красного вдруг цвета,

Знают все, о чем тут спор.

Я – красавец …(помидор).

Круглый, красный, кислый, сладкий,

Можно съесть его нам с грядки,

Если же сорвать зелёным,

Будет он к зиме солёным.

Знают люди с давних пор,

Как прекрасен (помидор).

Список источников:

1 . Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! М «Баласс», 2003 г.;

2. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа ДО «От рождения до школы» Москва-Синтез, 2017 г.;

3. Воронцов В.В. комнатные растения. Новое руководство по уходу. - М.: ЗАО «Фитон +», 2000;

4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «ВАКА» 2005 г.;

5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Интернет – ресурсы:

6. Технология и способы выращивания помидоров на подоконнике зимой- https://dachadecor.ru/ogorod/technologiya-i-sposobi-viraschivaniya-pomidorov-na-podokonnike-zimo

7. Энциклопедия технологий тайны выращивания помидор https://www.liveinternet.ru/users/4983302/post414226561/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывается, помидор правильнее всего называть томатом.

 

 

 

 

 

Таким  образом,  по  результатам  проведённых  исследований,  мы  можем

сделать вывод: 

Помидор можно вырастить на подоконнике! 

Сравнение  с  гипотезой  – помидор  можно  вырастить  на  подоконнике,  если  создать

необходимые условия для роста и развития растения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в первой младшей группе Познавательно - исследовательская деятельность. Занятие по лексической теме: «Овощи». Тема: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец».

Интегрированное занятие в первой младшей группеПознавательно - исследовательская деятельность.Занятие  по лексической теме: «Овощи».Тема: «Знакомство с овощами - огурец,помидор, капуста, перец»....

Познавательно-исследовательское занятие «Синьор-помидор»

Задачи: 1. Познакомить с родиной помидора. 2. Расширить знания о составе помидора, его пользе. 3. Систематизировать знания стадии развития помидора. 4. Развивать умение устанавлива...

Познавательно-исследовательский проект «СИНЬОР ПОМИДОР»

Проект  по  познавательно – исследовательской деятельности позволит предоставить детям возможность самостоятельно познавать окружающий мир, будет содействовать развитию творческой иссл...

Познавательно исследовательский проект Сеньор Помидор

Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытно-исследовательской  деятельности по выращиванию овощных культур.Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры ...

Познавательно- исследовательский проект «Как вырастить помидоры на подоконнике»

Познавательно- исследовательский проект «Как вырастить помидоры  на подоконнике»  Вид проекта: Долгосрочный, познавательно – исследовательскийТема исследования: «...

Познавательно - исследовательская деятельность. Образовательная ситуация: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец». Группа раннего возраста

Познавательно - исследовательская деятельность.Образовательная ситуация: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец».Группа раннего возрастаВоспитатель: Койносова Е.С....