Конспект НОД по ФЦКМ Тема: «Виды транспорта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;

- продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;

- закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами.

Развивающие:

- развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память;

- развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез);

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_starshaya_gr_vidy_transporta.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ

Тема: «Виды транспорта»

Подготовила воспитатель:

Лесняк О.Н.

Возраст: 5 – 6 лет.

Вид НОД: тематическое.

Форма организации: фронтальная.

Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;

- продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;

- закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами.

Развивающие:

- развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память;

- развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез);

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательная, двигательная, социально – коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

- рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним;

- наблюдение за транспортом на прогулке;

- НОД «Правила дорожные – правила надежные»;

- подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте;

- развивающие игры на тему «Транспорт»: пазлы, настольные игры: «Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт».

Планируемый результат: дети закрепили знания о различных видах транспорта.

Средства и оборудование:

Технические: музыкальное сопровождение.

Методические:

- предметные картинки из серий «Транспорт»;

- полотно «Небо, земля, вода»;

- пары картинок профессия – транспорт;

- разрезные картинки с изображением разных видов транспорта;

- билеты.

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: ребята, мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие. С помощью чего люди могут передвигаться на различные расстояния?

Дети: автобус, поезд.

Воспитатель: как это можно назвать одним словом?

Дети: транспорт.

Воспитатель: предлагаю вам узнать, на каком транспорте мы отправимся в путь, отгадав загадку:

Это просто супер – дом!

Очень много людей в нем.

Обувь его резиновая,

А еда у него бензиновая.

Что это?

Дети: автобус.

Воспитатель: правильно, ребята, это автобус! Предлагаю вам поскорее занять свои места в автобусе и отправиться в путь.

Дети строятся парами в импровизированный автобус.

Воспитатель: дети, а кто водит автобус?

Дети: водитель.

Воспитатель: сегодня водителем буду я. Ребята, кажется, мы что-то с вами забыли сделать перед поездкой? Мы забыли купить…?

Дети: билеты!

Воспитатель: верно, проезд нужно оплачивать. Билеты можно купить в кассе или у водителя, как мы это сейчас и сделаем. (раздаю билеты всем воспитанникам). А теперь – в путь!

Звучит веселая музыка, «автобус» совершает круг по группе, останавливается, дети садятся на места.

ІІ. Основная часть

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Давайте вспомним, что такое транспорт?

Дети: это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы.

Воспитатель: правильно, дети.

Дидактическая игра «Летает, плавает, едет»

Игровая задача: закрепить представление детей о видах транспорта по среде передвижения.

Воспитатель: сейчас я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Отгадки – картинки у нас на доске, нужно показать картинку, сказать, где передвигается этот вид транспорта, и прикрепить отгадку на полотно «Небо, земля, вода» (на доске).

Загадываю  загадки про автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, ракету, лодку, теплоход, подводную лодку. Дети выполняют задание.

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолёт)

Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
(Лодка)

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
(Ракета)

Под водою дом плывет,
Смелый в нем народ живет.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом
. (Подводная лодка)

Не спрашивая броду.

Лезу смело в воду.

 На всякой глубине

Лишь по пояс мне. (Теплоход)

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала.

Гляди-ка, побежала

Коняга без коня! (Грузовик)

Воспитатель: итак, ребята, есть разные виды транспорта. Как называется транспорт, который движется по воде?

Дети: водный транспорт.

Воспитатель: что может плыть по воде, кроме того, что мы прикрепили на полотно?

Дети: катер, яхта, парусник, корабль, плот.

Воспитатель: как называется транспорт, который едет по земле, по асфальту, по дороге?

Дети: наземный транспорт.

Воспитатель: назовите наземный транспорт, которого нет на полотне?

Дети: велосипед, машина, мотоцикл, троллейбус, трамвай.

Воспитатель: а как называется транспорт, что едет под землей?

Дети: подземный.

Воспитатель: какой подземный транспорт расположен на нашем полотне? Дети: метро.

Воспитатель: транспорт, который движется по воздуху, как называется? Дети: воздушный транспорт.

Воспитатель: что еще может летать, кроме того, что мы отгадали?

Дети: вертолет, аэроплан.

Воспитатель: давайте поиграем с вами в игру «Путаница». Если то, что я скажу, правильно, вы показываете вот так (большой палец) и говорите – да – да, а если неверно – машете руками и говорите – нет – нет – нет!

Дидактическая игра «Путаница»

Транспорт воздушный мы полюбили, (да)

Птиц всех быстрее летят автомобили. (нет)

На работу всех с утра нас развозят доктора. (нет)

К морю Черному мы в мае полетели на трамвае. (нет)

В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс! (да)

Дети руками показывают и хором отвечают: да-да……нет – нет.

Воспитатель: молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Ну что же, продолжим дальше.

Работа с иллюстрациями: профессии, связанные с транспортом, виды транспорта по назначению.

Воспитатель: люди придумали транспорт не только для передвижения на большие расстояния, но и для облегчения своего труда. Чтобы работать на транспорте, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами?

Дети: водитель, кондуктор, автомеханик, таксист, тракторист, крановщик, машинист.

Воспитатель: давайте подберем с вами к каждому транспорту того, кто его водит, и назовем профессии, или наоборот – подберем транспорт к тому, кто им управляет.

Показываю вид транспорта, а дети называют профессию или вид транспорта. Например: пилот водит … самолет, капитан управляет … кораблем, поезд ведет … машинист, велосипедом управляет … велосипедист и т.д.

Воспитатель: ребята, а что может перевозить транспорт?

Дети: людей, грузы.

Воспитатель: да, ребята, транспорт бывает пассажирский и грузовой. А еще есть специальный, который помогает людям выполнять различные работы. Какой вы знаете пассажирский транспорт?

Дети: автобус, автомобиль, трамвай.

Воспитатель: пассажирским транспортом люди пользуются очень часто. Давайте вспомним, как себя нужно вести в нем.

Дети: не шуметь, вести себя вежливо, не отвлекать водителя, не бегать по салону транспорта, уступать место пожилым людям, приобретать вовремя билеты, не сорить, не пачкать других пассажиров, снимать объемные рюкзаки или сумки и т.д..

Воспитатель: посмотрите на эту картинку, какой транспорт здесь изображен? Для чего он предназначен?

Демонстрирую картинку с изображением различного грузового транспорта – машины, поезда, самолета, корабля.

Дети: это грузовой транспорт, он перевозит различные грузы.

Прошу привести пример, какие грузы может перевозить такой транспорт.

Дети: цемент, продукты.

Воспитатель: как вы думаете, какой транспорт называют специальным?

Дети: пожарная машина, скора помощь.

Воспитатель: специальный транспорт нужен для очень ответственной работы, с которой обычные машины не справятся. Этот транспорт используют, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь (это может быть машина и вертолет), полицейская машина (вывешиваю картинки). Какие номера телефонов набирают при пожаре?

Дети: 01.

Воспитатель: больному?

Дети: 03.

Воспитатель: если случилось что – то неприятное, нехорошие люди хотят причинить кому-то вред?

Дети: 02.

Воспитатель: вы много узнали о транспорте, и время продолжить наше путешествие. Давайте сейчас попробуем изобразить различные виды транспорта.

Дети имитируют движения в соответствии со словами физкультминутки.

Физкультминутка

Руки в стороны, в полет

отправляем самолет.

Левое крыло вперед, (левую руку вперед)

правое крыло вперед, (правую руку вперед)

Раз, два, три, четыре –

полетел наш самолет. (руки в разные стороны)

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

Чух-чух-чух-чух!

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем. (гребем руками)

К берегу пристала лодка

Мы на берег спрыгнем ловко. (прыжки на месте)

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

Дети садятся на места.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Воспитатель: ребята, вам надо сейчас собрать разрезные картинки с изображением транспорта.

Детям раздаются разрезанные на несколько частей изображения транспорта. Дети собирают картинку, называют и рассказывают об этом виде транспорта.

ІІІ. Подведение итогов

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие виды транспорта вы знаете? Кого перевозит пассажирский транспорт, а что перевозит грузовой? Какие профессии связаны с транспортом? Как правильно вести себя в общественном транспорте? Молодцы! Вы сегодня были дружными, собранными и отлично справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности : «Виды транспорта». (Составила воспитатель МБДОУ № 36 "Золотой ключик" Зудина Инга Борисовна

Программное содержание:познакомить детей с понятием «транспорт», а так же с видами транспорта (наземный, воздушный и водный) ;закреплять знания детей о работе светофора, знания правил перехода улицы;з...

Конспект НОД по теме: «Виды транспорта»

Цель:- расширение представления о транспорте;- развитие мелкой моторики рук, мышления, логики- изготовление книжки-малышки «Транспорт»...

Конспект занятия по рисованию «Виды транспорта» для подготовительной группы

Конспект занятия по рисованию «Виды транспорта» для подготовительной группы...

Конспект по развитию речи «Виды транспорта»

Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте»....

Конспект занятия по рисованию «Виды транспорта» для подготовительной группы

Конспект занятия по рисованию «Виды транспорта» для подготовительной группы Программные задачи: Формировать умение изображать различные виды транспорта, их форму, строение...