Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ирина Владимировна Хохлова

Программные задачи:

  1. Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах. 
  2. Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная).  Закрепить представления о круговороте воды в природе. Познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.
  3. Учить самостоятельно составлять модель «веселых человечков». Развивать умение работать парами с карточкамим-моделями, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту. 
  4. Формировать эмоционально - доброжелательное отношение к неживой природе- воде веселым человечком. Воспитывать бережное отношение к воде.
  5. Развивать экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Администрации Городского округа Подольск

                                               Комитет по образованию

                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                          Начальная школа - детский сад №58

              Конспект занятия по познавательному развитию

                            дошкольников старшего возраста

              с использованием элементов ТРИЗ-технологии

«Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».

                                                                                                       

                                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                                    Воспитатель Хохлова И. В.

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                             

                                                             Г. о. Подольск  

                                                                 2021г.

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».

Программные задачи:

  1. Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах. 
  2. Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная).  Закрепить представления о круговороте воды в природе. Познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.
  3. Учить самостоятельно составлять модель «веселых человечков». Развивать умение работать парами с карточкамим-моделями, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту. 
  4. Формировать эмоционально - доброжелательное отношение к неживой природе- воде веселым человечком. Воспитывать бережное отношение к воде.
  5. Развивать экспериментальную деятельность.

Материал:

Глобус, карточки с «маленькими человечками», камень, пластилин, лист бумаги, брусок деревянный; разные стеклянные сосуды с водой, молоком; коробочки с чесноком, полиэтиленовый пакет. Лед, электрический чайник, блюдце, зеркало. Презентация с применением ИКТ «Путешествие маленькой капельки».

После проведенного занятия наблюдение в течении дня за круговоротом  воды с помощью модели «Круговорот воды в природе».

Ход занятия:

Дети полукругом стоят на ковре.

Воспитатель: Ребята, как мы можем отличить друг от друга предметы и вещества, которые нас окружают?

Дети: По запаху, вкусу, цвету, размеру, форме, материалу.

Воспитатель: Кто живет в предметах и веществах?

Дети: Маленькие человечки.

Воспитатель: Какие бывают вещества?

Дети: Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель: Эти человечки такие маленькие, что их трудно рассмотреть невооруженным взглядом. Ученые рассмотрели этих человечков в микроскоп

и назвали молекулами. Мы с вами их будем называть просто «маленькими человечками». Эти человечки ведут себя по-разному.

- Скажите, как себя ведут «маленькие человечки» в твердых веществах?

Дети: Они крепко держаться за руки.

Воспитатель: А как себя ведут «человечки» в жидких веществах?

Дети: Они просто стоят рядом.

Воспитатель: А как себя ведут «человечки» в газообразных веществах?

Дети: Они бегают, прыгают.

Воспитатель:  Какие твердые вещества вы знаете?

Дети: Твердые вещества - это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, лед, земля.

Воспитатель: Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки? В

железе или в бумаге?

Дети: В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в бумаге,  потому что железо прочнее, чем бумага. Бумагу можно разрезать ножницами, оторвать, а железо режут специальными ножницами.

Воспитатель: Какие жидкости вы знаете?

Дети: Вода, молоко, сок.

Воспитатель: Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети: Воздух, газ, пар, туман.

Воспитатель: На столе лежат разные материалы. Выберете из них твердые вещества, жидкие  и газообразные. Что вы можете сказать о них?

Воспитатель: Твердые тела сохраняют свою форму и бывают твердыми и мягкими, жидкости принимают форму сосуда, в котором они находятся, а газы не могут остаться даже в своем сосуде: если его открыть, они улетучиваются и распространяются по всему помещению.

Д/и «Маленькие человечки».  (Дети садятся за стол)

Я буду называть предметы, а вы с помощью карточек каждый будете показывать, какие человечки живут в этих предметах. (Дерево, стекло, туман, молоко, компот).

Продолжаем работу в парах. Будем выкладывать схемы из карточек «маленьких человечков» с помощью математических знаков «+» и «-». Как можно обозначить?  - Вода в стакане, карандаш, от листа бумаги оторвали кусочек, из фена дует горячий воздух, вылили воду из стакана, бутылка с лимонадом.

Физкультминутка.

Дети стоят в кругу. Воспитатель превращает детей то в камень, то в воду, то в воздух. Воспитатель говорит: «Вы – стол, вы – дым костра, окно, компот, пар, чай»

Воспитатель: Скажите, каких веществ на земле больше - твердых, жидких или газообразных?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как называют нашу планету. Какого она цвета из космоса?

Дети: Она голубого цвета.

Воспитатель: Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети: Потому что на земле много воды.

 Воспитатель: - Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле  больше. Конечно жидкого. Хотя и воздуха  много. А воздух - это газ. А вот твердых веществ гораздо меньше.

Д/и «Какая бывает вода? (жидкая, соленая, пресная, ледяная, холодная, горячая, родниковая, речная, морская, питьевая, грязная, мутная, сладкая, кислая).

Воспитатель:  Посмотрите, что у меня в стакане?

Дети: В стакане вода.

Воспитатель: Какие «человечки» живут в воде?

Дети: В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.

Воспитатель: Значит вода -  это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твердое вещество?

Дети: Да.

Воспитатель: Как?

Дети: Нужно заморозить.

Воспитатель: Каким стало вещество? (твердым)

Воспитатель: Значит, если воду охладить до определенной температуры то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твердым льдом.

Дети берут в руки кусочки льда. Сжимают его в ладошках, и лед тает. Во что превращается лед (в воду).

Воду собираем в тарелочки. Из тарелочек воду переливаем в чайник. Вода закипает, над чайником появляется пар. Ставим над паром тарелку, появляются капельки. Пар при охлаждении превращается в воду.

Что будет, если мы поставим воду, которая получалась из пара, в
морозилку?

 - И так ребята давайте сделаем вывод:

- Что вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то вещество превращается из твердого в жидкое или газообразное. Если температура
низкая (холод), то жидкость или газ могут превратиться в твердое
вещество. Значит, вода может находиться в трех состояниях? Каких?

Как в природе называется явление, где вода может находиться в трех состояниях?

Дети: Круговорот воды в природе.

Воспитатель: А сейчас посмотрим небольшое путешествие капельки. (Презентация)

Вот так путешествует наша капелька.

Жили – были, не тужили, 

Капельки росы в траве.

И блестели и сверкали,

Все дивились красоте.


Солнце выше поднималось,

Припекало им бока,

В пар росинки превращались,

Поднимались в облака.


В облаках все было чудно!

Было много здесь друзей.

Словно сказочное судно

Средь воздушных шло морей


Ветер подгонял кораблик,

Раздувая паруса.

То в коня мы превращались,

То в слона - вот чудеса!


Кучевыми, дождевыми 

Стали наши облака,

Плыть по небу уж устали,

Напрягли свои бока.


И на землю, как из лейки,

Устремились капли вниз.

Поливали парк, скамейки,

И стучали о карниз.


Мы же, капельки-подружки,

Устремились в огород.

Поливали лук, капусту,

Помидоры и укроп.


Нам за это в огороде

Все «спасибо» говорят.

-Урожай уж будет точно.-

Все с мечтой вперед глядят.


Рада дождику земля,

Рады луг, леса, поля. 

Птицы рады, рады звери.

Всем он нужен – в это верим.

Нужен дождь, нужна вода.

Гибнет без неё Земля.

Дождь хороший, пусть он льёт,

Всё живое воду пьёт.


Вот и дождь прошел – светло,

В небе солнышко взошло.

Стало по земле гулять,

Стало ярче припекать.


Пробежало и по лужам,

По реке и по морям.

Стали лужи меньше уже.

Испарились, нет уж там.


Паром в небо устремились,

В тучи снова превратились.

И отправились гулять, 

Чтобы дождиком опять


К нам на землю воротиться,

Или снегом опуститься,

Или градом пробежать-

В общем, снова водой стать.


Так бежит вода, как чудо,

Каждый день за годом год,

Совершая путь по кругу-

Вот такой круговорот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"

План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на башкирском языке на тему: "Путешествие с капелькой".

Конспект ООД на башкирском языке в старшей группе о круговороте воды в природе....

Технологическая карта Интегрированного занятия в 3 старшей группе «Путешествие капельки» Круговорот воды в природе

Педагогические цели: дать понятие о роли воды в жизни растений, животных, человека;Целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные основные возрастные характеристики возможных достиже...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».

Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».

Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в  процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....