Исследовательский проект «Может ли кухня быть химической лабораторией?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сырьева Людмила Казбековна

Актуальность нашего исследования заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем, организовав на кухне химическую лабораторию, используя продукты питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_5.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………..................................... 4
  2. Основная часть………………..…….………………………………….................... 5
  3. Заключение…………………………………………………………………………. 7
  4. Список литература...…………………………………………………...................... 8

  1. Введение.

Я сегодня блин не ела,

 В лупу на него смотрела.

 Весь он в дырочках  узорных…

 Посмотрю в оладушки,

В булке… Тоже – ямочки.

 Что же это за секрет?

 Надо в тесто посмотреть.

 Мама тесто замесила,

 Набирало тесто силу!

 Круглой шапкой поднялось,

 Разрослось и расползлось.

 Край из миски выпадал…

 Кто же вверх его толкал?

 - Мама, в лупу посмотри!

 Выползают пузыри!

 Что же прячут пузыри?

 Воздух!  Он у них внутри.

У каждого из нас дома есть кухня. У каждой мамы на кухне есть множество баночек с сыпучими и жидкими веществами, для приготовления вкусных блюд. Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне.

Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее. Мне стало очень любопытно. Я спросила: «Что это такое? И зачем ты это кладешь в тесто?».  Мама улыбнулась, и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория.

Что такое «химия» мне прочитали мама из познавательных энциклопедий.  На фотографиях в книгах я видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными оладушками и химическими веществами, и превращениями. Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласились мне в этом помочь. Так родился наш  проект на тему «Может ли кухня быть химической лабораторией?»

Когда мы с мамой задумались о продуктах на кухне, то оказалось, что кухня — это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты — это химические вещества.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем, организовав на кухне химическую лабораторию, используя продукты.

Гипотеза исследования: я предположила, что кухня – химическая лаборатория.

Возможно, с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

Цель нашего исследования: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.

Задачи:

1. изучить литературу по теме исследования;

2. узнать, что такое химия;

3. познакомить с экспериментами по исследованию химических процессов на домашней кухне;

4. доказать, что домашняя кухня – это целая химическая лаборатория;

5. изготовить книжку-малышку «Маленький химик»

Объектом данного исследовательского проекта являются вещества, которые мы используем для приготовления пищи на  кухне.

Предметом – изучение явлений, происходящих с веществами на кухне.

 Методы исследования: наблюдение, поиск информации, проведение опытов, обобщение материала.

Место исследования: домашняя кухня.

Срок проведения исследования: январь 2021 года (3 недели).

  1. Основная часть.

  1. Химия и вещества

Прочитав энциклопедии, я выяснила, что химия – это  наука о веществах.

Вокруг нас громадное количество различных веществ! Например, в природе есть вещества, которые были созданы без участия человека. Это — вода, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это — пластмасса, резина, стекло и другие.

Хотя я еще не скоро буду изучать химию, но мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния — жидкое, твердое, газообразное.

Именно на кухне я проследил все ее состояния.

Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар - газ.

Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям — строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару.

Химия зародилась в Древнем Египте еще до нашей эры. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Наш организм – это целый химический реактор. Ведь он превращает съеденный творог – в кальций для зубов и костей, яйцо – в белок для мышц, шоколадку – в энергию для мозга. Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад.

  1. Химия на кухне

Приготовление пищи – это химический процесс. Ведь именно кулинары предоставили древним алхимикам самое разнообразное оборудование: печи, котлы, ступки, миски и, наконец, кухню – первую химическую лабораторию. Даже в наше время химическое оборудование лаборатории пополняется из арсенала кухонной утвари. Кухонная утварь очень похожа на химическую посуду. И служат та, и другая одинаковым целям: для измерения, перемешивания, размалывания, нагревания.

Интересно, чем же домашняя кухня напоминает химическую лабораторию?

Раскрыв мамины кухонные шкафчики, на полочках я увидела уксус, соду, масло растительное, соль, муку, крахмал и т.д.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – то было! Эти же вещества можно встретить и у химика, но называться они будут по-научному.

Например:

соль - это хлорид натрия;

уксус – это уксусная кислота;

сахар – это сахароза;

молоко – это лактоза;

Сплошная химия!

Эту химию моя мама использует каждый день. Когда мама продукты варит, солит, жарит, парит, то в них происходят сложные химические процессы. И всё это для того, чтобы еда была вкусной. Настало время провести ряд химических опытов на домашней кухне. Все опыты, я, проводила с помощью моей мамы.

  1. Опыты на домашней кухне

Как только человек начал готовить себе пищу, он, становился химиком. На сковородах и в жаровнях, в бочках и глиняных сосудах шли сложнейшие химические процессы. И все для того, чтобы пища была вкуснее и полезней.

Итак, приглашаю в химическую лабораторию.

№ 1. Опыт с уксусом и содой «Вулкан»

Для опыта нам понадобится: cода пищевая – 2 столовых ложки, уксус – 1 чайная ложка, вода, красная гуашь.

Цель: узнать, как выделяется газ, который называется углекислым.

Описание опыта: Насыпали внутрь кратера 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана. Далее налили сверху в горлышко воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой

Вывод: сода пищевая вступает в реакцию, при которой происходит активное выделение углекислого газа, тех самых пузырьков, которые мы видим.

Применение: Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку - пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и выпечка становится воздушной и пористой. Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же можно выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) - если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно.

№ 2. Опыт с молоком и красками

Для опыта понадобится: краски, молоко, любое средство для мытья посуды, ватная палочка.

Цель: доказать, что мыло расщепляет жиры.

Описание опыта: В тарелочку налить небольшое количество молока. Добавить красители. Можно один оттенок или сразу несколько. Сначала наблюдают, как появляются цветные узоры. Чтобы получить интересные завихрения можно подуть на молоко. Ватную палочку окунают в моющее средство и опускают в красочную смесь. Цветные узоры будут "убегать" от палочки. Эффект происходит потому, что средство расщепляет жир, находящийся в молоке. Пищевые красители можно заменить гуашью, акриловой краской.

Вывод: Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться причудливыми узорами.

№ 3. Опыт с молочным письмом и нагревом

Для опыта понадобится: молоко, лист бумаги, утюг, кисточка.

Цель: доказать, что молочные буквы потемнеют и станут видны.

Описание опыта: Налили молоко в емкость, взяли лист бумаги и кисточку, намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами», получилось невидимые надписи на бумаге, дали высохнуть молоку 10 минут, прогладили лист бумаги с молочными записями утюгом, в результате проявилась фраза коричневого цвета, в нашем случае — «Химия на кухне».

Вывод: молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой.

№ 4. Опыт с подсолнечным маслом

Для опыта нам понадобится: масло подсолнечное, вода, гуашь.

Цель: доказать, что подкрашенная вода не растворится в масле.

Описание опыта: Налили в прозрачный стакан масло. С помощью шприца накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом, а просто плавали в стакане.

Вывод: я подтвердила то, что масло и краски не смешиваются, т. к. краска, смешанная с водой. 

  1. Заключение.

Выводы:

Изучив литературу, проделав опыты, я убедилась в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – это химические явления.

Значит, моя гипотеза подтвердилась, кухня – это химическая лаборатория.

Продукты, как и всё во Вселенной, состоят из химических элементов, поэтому, готовя, мы, в сущности, производим химические реакции и надеемся, что получится вкусно! Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен знать химию, биологию и другие науки. В процессе исследования у меня получилось выполнить поставленные задачи. Я узнала - что такое химия и химические вещества, провела совместно с мамой химические опыты с разными пищевыми веществами. Тем самым доказала, что  кухня — это целая химическая лаборатория.

В своей работе я увлеклась химией на кухне, изготовила вместе с мамой книжку - малышку «Маленький химик», и теперь хочу узнать, как другие науки связаны с пищей, например, физика…

Список литературы

1. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет/ Н. М. Зубкова. - М.: Речь, 2013. – 64с.

2. Ольгин О.М. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей).

3. Качур Е. Увлекательная химия/. Е. Качур. – М.: Детство, 2017. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Может ли Ёж жить в неволе?"

Совместный проект педагог-родители-ребенок "Может ли еж жить в неволе?" Задачи:      *Подробно изучить жизнь и повадки ежа;*Выяснить, смогут ли они жить в домашних условиях; ...

Проект "Может ли город быть героем?"

Проект по патриотическому воспитанию на старший возраст...

Познавательно-исследовательский проект "Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить"

Здоровый образ жизни немысли без рационального разнообразного питания.Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопроти...

Исследовательский проект. "Может ли божья коровка жить в неволе?"

Исследовательский проект. "Может ли божья коровка жить в неволе?" Автор: Стерхова София ( 6 лет). Руководитель: Стерхова Наталья Викторовна ( воспитатель)...

Исследовательский проект старшей группы «Химическая лаборатория»

 Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Ре...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект «Я хочу здоровым быть»

В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя…» Проблема: У детей не сформированы основы здорово...

Исследовательский проект "Опыты на кухне" (4-6 лет)

Представлены цели и задачи, сроки реализации, план, ожидаемые результаты,методические материалы материалы для проведения опытов...