Проект семейный, информационно-творческий «Всемирный день животных, дикие животные Якутии»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство детей с международной природоохранной акцией «Всемирный день защиты животных». Ознакомление детей с красной книгой Якутии и животными, которые в нее внесены. Закрепление полученных знаний детей о диких животных Севера, развитие речевых навыков и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» г. Якутск

Проект семейный,

информационно-творческий

«Всемирный день животных,дикие животные

Якутии»

 старшая

  группа

        Выполнили:

Учитель – логопед:  

Третьякова Яна Викторовна

 

г. Якутск, 2024 год

Проект семейный, информационно-творческий

«Дикие животные Якутии»

I. Информационная часть проекта.

1. Информация об авторе проекта:

Автор проекта

Третьякова Яна Викторовна, учитель - логопед

Название проекта

«Дикие животные Якутии»

Место работы

МБДОУ д/с №27 г. Якутска

Контакты

Тел: 89248610626, электронная почта: tyav1980@mail.ru

2. Сотрудники проекта.

Ф.И.О.

Основная

должность

Должность по проекту

1.

Третьякова Яна Викторовна

Учитель-логопед

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.

3. Участники проекта:

Дети и родители старшей группы МБДОУ д/с №27 Кораблик г. Якутска.

4. Время реализации проекта:

Январь 2024 - февраль 2024 года

II. Содержательная часть проекта.

Актуальность проекта: 

Актуальность:                                                                                                                     Попробуйте представить нашу жизнь  без животных.

Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные – важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу».

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за животными, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

 Дети с удовольствием рассказывают о животных друзьям и педагогам. Заметив это, мы решили реализовать проект «Всемирный день защиты животных. Дикие Животные Севера». Важное место в коррекционной работе уделяется региональному компоненту, реализация которого заключается в ознакомлении воспитанников на доступном материале с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием региона, который начинается для дошкольника с того места, где он живет. Север - очень красивый и богатый край. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Однако, дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных Севера, о том, как они готовятся к зиме. Чтобы лучше понять их взаимодействие с окружающей средой необходимо изучить разнообразие животного мира нашего региона. Работая в этом направлении, нами совместно с детьми группы, при участии родителей разработан и реализован проект с региональным компонентом: «Дикие животные Севера».

Цель: Знакомство детей с международной природоохранной акцией «Всемирный день защиты животных». Познакомить детей с красной книгой Якутии и животными, которые в нее внесены. Синтезировать полученные знания детей о диких животных Севера, развивать речевые навыки и творческие способности.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес к животному миру Севера, к окружающей природе.
  2. Расширять представления детей о многообразии животных.
  3. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды.
  4. Развивать активный словарь, лексико-грамматические категории, связную речь.

3. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к животным, окружающей природе, желание ее охранять.

Интеграция образовательных областей:

  • «Физическое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Познавательное развитие».

Этапы проекта «Дикие животные Севера»

I этап: Организационно – подготовительный.

  • Разработка плана реализации проекта «Дикие животные Якутии»
  • Информировать родителей о проведении проекта.
  • Составить план мероприятий по реализации проекта.
  • Подобрать детскую, художественную литературу по данной теме.
  • Подобрать наглядно-иллюстративный материал: репродукции, картины, открытки, фотографии, альбомы.
  • Подобрать дидактические, пальчиковые и подвижные игры.
  • Собрать речевой материал по данной теме.

II этап: Организация деятельности детей.

План работы с детьми по осуществлению проекта «Дикие животные Якутии»

Ознакомление с окружающим:

  • Беседа: «Красная книга Якутии»
  • Беседа: «Животный мир Якутии»

Развитие речи:

  • НОД по развитию   лексико - грамматического строя речи в старшей логопедической группе: «В гости к лесным друзьям»

Экскурсия в музей, знакомство детей с дикими животными родного края.

Художественное творчество:

  • Лепка «Дикие животные родного края»
  • Конструирование стенгазеты «Красная книга Якутии»

Чтение художественной литературы:

  • Рассказы о животных, авторы: В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин, М. Пришвин
  • Разучивание пословиц, поговорок, загадок, стихов о диких животных.

Лэпбук: «Дикие животные»

Речевые игры: «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Скажи наоборот», «Кто, где живёт?», «Кто, чем питается?», «Чей, чья, чьи, чье?», «Назови ласково», «Один-много», «У кого - кто?», «Назови семью», Лабиринт «Чей дом?», «Четвертый лишний». «Составление рассказа о животном по плану».

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик», «Белочка», «Медведь».

Физкультминутки и подвижные игры: «У медведя во бору», «Птицы и лиса», «Зарядка зверей», «Зайка беленький сидит», «Лиса в курятнике», «Волк и зайцы», «Слепой медведь», «Серый волк», «Белый зайка». «Медведи и пчелы», «Ежик и мыши», «Помоги белочке», «Белкин дом».

Изготовление альбома «Животные родного края» (совместное творчество родителей и детей).

Выставка в читательском уголке энциклопедий о животных.

III этап: Заключительный этап.

Итоговые мероприятия по проекту:

  • Оформление презентации проекта.
  • Презентация детско – родительского мини проекта: «Дикие животные родного края»
  • Выставки детских работ.

IV этап: Ожидаемые результаты.

Дети:

  • Повышение познавательного интереса по данной теме.
  • Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи.

Педагоги:

  • Реализация проектной технологии.
  • Формирование речевых навыков дошкольников.
  • Реализация данного проекта сплотило его участников.

 Родители:

  • Участие родителей в коррекционно - образовательном процессе.
  • Повысилась заинтересованность, активность в совместной деятельности с детьми.
  • Повышение педагогической компетентности в преодолении речевых проблем у детей.

Вывод по проекту:

В ходе реализации проекта с целью развития общего кругозора, речи, духовно-нравственного воспитания у детей был подобран такой материал, который бы позволял решать поставленные задачи (иллюстративный, речевой, игровой материал).

В рамках работы над проектом были созданы: лэпбук «Дикие животные», альбом «Животные родного края» из детско – родительских мини – проектов; стенгазета «Красная книга Якутии». 

Процесс создания таких продуктов деятельности привлек к сотрудничеству родителей, повысив тем самым эффективность коррекционной работы; позволил проявиться детской любознательности, активности, творчеству; расширил знания детей о животном многообразии родного края, способствовал развитию мелкой моторики рук детей; создал благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

Конспект НОД по развитию в лексико- грамматического строя речи в старшей логопедической группе

Тема: «В гости к лесным друзьям»

Учитель – логопед: Третьякова Я.В.

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка

Коррекционно – образовательные задачи:

        1.Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее         понятие дикие животные.

        2.Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, волк) и словарь признаков мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».

        3.Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный; травоядные и хищные животные.

         4.Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные в форме П. п. (в берлоге, в логове, в дупле, в норе), существительные единственного числа в форме Т. п. (курочкой, морковкой, шишкой и т.д.).

Учить детей отгадывать загадки.

Коррекционно – развивающие задачи:

        Развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное внимание, мыслительные и психические         процессы.

Коррекционно – воспитательные задачи:

         Формировать интерес к живой природе, духовно-нравственное воспитание доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование:

        Декорация леса. Игрушки зверей: медведь, лиса, заяц, волк, белка. Ноутбук с презентацией «Дикие животные», Муляжи орехов, моркови, курицы, рыбы.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, труд.

Ход НОД.

1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).

Логопед: Здравствуйте, ребята!  

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ребята скажите какое сейчас время года?

Дети: Зима.

2. Пальчиковая гимнастика. (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.  Двигательная деятельность).

Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом.

“Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”

(пальчиковая игра) - дети стоят в кругу.

3. Упражнение – разминка. (Образовательная область – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).

Логопед: Ребята, совсем скоро закончится зима, и сегодня я предлагаю вам совершить наше последнее в этом году сказочное путешествие в зимний лес!

Упражнение – разминка

Да-да-да, да-да-да наступили холода,

Да-да-да, да-да-да превратилась в лёд вода,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду поскользнулся я на льду,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду я на лыжах иду,

Ды-ды-ды, ды-ды-ды на снегу есть следы,

Ди-ди-ди, ди-ди-ди ну заяц погоди.

       (Дети находят письмо и садятся за столики)

4. Отгадывание загадок. (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: «Здравствуйте, дети. Мы вам посылаем письмо с секретом. Отгадав загадки, вы узнаете, кто спрятался в лесу».

Давайте, я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.

Щелкает орешки мелко,

Ну, конечно, это…(Белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

 5. Беседа о животных (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Почему они называются дикими?

Чем питаются животные? (Ответы детей.)

Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (Травоядные.)

Как называются животные, которые употребляют в пищу мясо? (Хищники.)

Логопед: Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, и мы их называем травоядными, другие – животную пищу, и мы их называем хищниками.

    Какие из этих животных травоядные?

    Какие из этих животных хищники?

6. Дидактическая игра «Кто, где живёт?». (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

    Где живёт медведь? Медведь живет в берлоге.

    лиса…в норе,

    заяц…под кустом,

    белка…в дупле,

    а волчий дом называется - логово.

7. Игра «Помоги животному найти свою маму» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

У лисы лисёнок.

У медведицы медвежонок.

У белки бельчонок.

У волчицы волчонок.

У зайчихи зайчонок.

8. Физкультминутка «Звериная зарядка» (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.  Двигательная деятельность).

 «Звериную зарядку».
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся, любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнут и легонечко подпрыгнут.

Ну, а мишка косолапый широко расставив лапы:

то одну, то обе вместе долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинаем всё сначала.

9. Дидактическая игра «Чей хвост?» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: Давайте посмотрим и угадаем чей это хвост.

Это лисий хвост.

Это заячий хвост.

Это медвежий хвост.

Это волчий хвост.

Это беличий хвост.

10. Дидактическая игра «Подбери признак предмета?» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид. Сейчас мы с вами опишем животных:

Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая)

Заяц какой? (трусливый, длинноухий)

Медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий)

Белка какая? (проворная, быстрая, пушистая)

Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный)

Логопед: Так можно сказать про людей, если сравнить их с животными. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Злой как….волк.

Трусливый как….заяц.

Хитрая как….лиса.

Косолапый как…медведь.

Прыгучая как…белка.

 11.  Игра «Угостим животных» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: Давайте угостим животных.

Логопед: Вы будете угощать животное, и начинать свой ответ словами «я угощу…»

1-й ребенок: Я угощу лисичку рыбкой.

2-й ребенок: Я угощу белку орешками.

3-й ребенок: Я угощу зайчика морковкой.

4-й ребенок: Я угощу волка курочкой.

5-й ребенок: Я угощу медведя бочонком мёда.

Логопед: А кто мне ребята скажет, чем отличаются дикие животные от домашних?

Дети: Дикие животные живут в лесу, а домашние дома, где о них заботятся люди.

Дети: Диким животным самим приходится заботиться о себе.

 Логопед: Как же они приспосабливаются к жизни в зимнее время? 

Дети; Меняют шубку, ложатся в спячку.

Логопед: Молодцы ребята?

 12. Итог. (Образовательные области – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).

Домашнее задание.

Логопед: На столе перед вами лежит картинка для раскрашивания. Кто на ней изображён? Вы её возьмете домой, раскрасите животное и составите рассказ о нем.

13. Прощание с лесом (Образовательные области – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).

Логопед: А сейчас нам пора возвратятся в д/с .  Давайте попрощаемся со сказочным лесом.

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!

Много было здесь чудес. Наступает вечер.

Нам пора идти домой в этот поздний час.

Детский садик наш дом родной, он нас ждет сейчас.

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию, лепка животных по замыслу в старшей логопедической группе.

Тема: «Кто в лесу живет»

Цель: продолжать знакомить детей с приёмами лепки животных в движении.

Задачи:

Образовательные: учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных.

Развивающие: развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Материалы: пластилин (разноцветный), доска для лепки, стека; силуэты диких животных.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела (шерсть, колючки); раскатывание из пластилина столбиков.

Ход занятия:

- Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир животных, просим вас занять свои места! Автобус отправляется! А куда? Догадайтесь, отгадав загадку:

Город этот не простой,

Он дремучий и густой                                                                                             (Лес)

– Да, мы сегодня поедем с вами в лес. А кого мы там можем встретить?

По лесу скачет - ушки прячет,

Встанет столбом - ушки торчком.                                                                         (Заяц)

(Воспитатель демонстрирует заранее вылепленного зайца)

- Почему у зайца шёрстка белая?

- Зачем он поменял цвет своей шубки?

- Слепить зайца можно по-разному: это может быть маленький, трогательный зайчонок, который заблудился, или легкомысленный заяц Хваста, заяц, обиженный коварной лисой. Во всех сказках зайца обижают, поэтому мы будем лепить зайца, который быстро умеет бегать. Спина у бегущего зайца выгнута дугой, лапки широко расставлены, голова повёрнута вперёд, уши слегка прижаты к голове, а хвостик к туловищу.

Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.                                                                                  (Лиса)

- Для того чтобы слепить туловище раскатываем толстый цилиндр, слегка его расплющиваем, и надсекаем с двух сторон. Затем выгибаем дугой. Туловище готово. Примазываем хвост и мордочку. Получается вот такая лиса. Эта поделка очень пластична. Изменяя положение ножек, мы можем заставить лису ходить или сидеть. Можно украсить лису дополнительными мелкими деталями.

Под луной, зимой холодной,

Рыщет серый зверь голодный,

Из кустов зубами – щелк!

Берегитесь – это…                                                                                                    (Волк)

- Голова, хвост и туловище делается точно так же. Волка можно не только поставить на ножки, но и посадить его. Или, изменив положение лапок заставить его «бегать». Слепить волка из пластилина таким способом тоже просто. Взяв за основу такие способы лепки, можно слепить не только волка, но и многих других животных.

Ходит дедушка мохнатый-

Толстопятый, косолапый-

Любит он малину с медом

И в берлоге спит полгода.                                                                                  (Медведь)

Черноглаза – цокатушка

Носит кисточки на ушках,

Огоньком по веткам скачет

И в дупло орешки прячет.                                                                                     (Белочка)

- А вот тело белочки сделано из фигуры, состоящей из половины окружности и половины овала. Голова сделана в виде небольшого шарика, слегка заостренного с одного конца. Украсьте грудь белой лепешкой, сделайте две щеки, добавьте черный носик. Чтобы получить лапки, скатайте две небольшие колбаски оранжевого цвета. Лопаточкой обозначьте пальчики, на макушке – ушки из маленьких оранжевых треугольников с коричневыми кисточками на концах. Обязательно угостите белочку белым грибочком.

- Вот мы с вами и побывали в лесу, узнали много интересного. Давайте в память о нашем незабываемом путешествии изобразим животных, которых мы встретили.

Динамическая пауза «Зайке холодно сидеть…»

Зайке голодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку.

Чтоб не мёрзли лапки.

Практическая часть.

Самостоятельная деятельность детей, наблюдая за работой детей, педагог помогает им добиться выразительной передачи образа животного.

- Молодцы! Теперь наши животные не замёрзнут, у них теплые шубки, красивые глазки и они умеют быстро бегать. И мы поместим в лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всемирный день защиты бездомных животных. Мы в ответе за тех, кого приручили

Животные - наши друзья? К, сожалению, не все разделяют это мнение, очевидно, поэтому на улицах городов так много бездомных животных. Человек - царь зверей, и ему уже пора вспомнить о доброте, сострада...

Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".

Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...

Проект " Всемирный день защиты диких животных"

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным, имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребёнка.Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме-важный фактор воспитания.Вед...

ПРОЕКТ «День защиты животных» (Дикие животные) для детей второй младшей группы

ПРОЕКТ«День защиты животных»(Дикие животные)для детей второй младшей группы...

Проект в старшей группе: «Всемирный день защиты животных» + продукт

Проект в старшей группе:«Всемирный день защиты животных» + продукт...

Проект в старшей группе «Всемирный день защиты животных»

Проект «Всемирный день защиты животных» по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тип проекта: социально – личностный, общественно – полезный, к...