Конспект ОД "Обитатели водоемов-рыбы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Cартания Наталия Анатольевна

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека

Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Мы и природа одно целое. 

https://www.youtube.com/watch?v=JWNSNP0fDQ4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vodoem.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по окружающему миру (5-7 лет)

Тема: Обитатели водоемов-рыбы.

Цель: Расширение  представлений  детей о рыбах.

Задачи:  образовательные

-Закреплять представления детей о пресноводных рыбах (их внешнем   виде,  местах обитания; образе жизни);

-Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в водной среде.

-Обогащать словарный запас детей, закреплять навыки словообразования,  совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

- Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

-Развивать речевой слух, мышление, связную речь, общую, мелкую, артикуляционную моторику;

Развивать  социальную и нравственную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

-Развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей, любовь и уважительное отношение к природе.

Воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умение  работать сообща;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;

Оборудование: электронная презентация «Мир рыб»

Материал к игре  «Найди две одинаковые рыбки».

Предварительная работа: Просмотр виртуальных экскурсий и презентаций по теме «Пресноводные рыбы», мультфильмов «Сказка о золотой рыбке», «Осторожно щука» и др., чтение рассказов, сказок, стихотворений, отгадывание загадок о рыбах.

Ход мероприятия:

 Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Они пришли к нам посмотреть, как мы занимаемся.

Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся:

Вот так, вот так.

Мы не будем ссориться,

Будем мы дружить,

ручками своими

всех друзей любить.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите вокруг,  что вы видите?

Дети: вот какая- то шкатулочка, сумочка, кейс…

Воспитатель:  - какой замечательный кейс у нас появился,… чей это кейс? Давайте посмотрим, что там внутри…

Дети находят тарелочку с чешуйками. 

Воспитатель: Что это ребята? Пройдите за стол, рассмотрите эти пластинки при  помощи лупы. Опишите, какие они?

Опыт 1.  Дети обследуют чешую рыбы (трогают, гладят, нюхают, испытывают на прочность надавливанием)

Дети:  Пластинки круглые, гибкие и твердые, гладкие, прозрачные. Это чешуя.

Воспитатель:  Чья это чешуя? (рыбья). Ребята, вы хотите задать вопрос, и узнать что то?

Дети:  Зачем рыбам  чешуя? Как чешуя помогает рыбам?

Воспитатель:  а вы сами как думаете, зачем? Давайте порассуждаем (для красоты, чтобы не мерзнуть, чтобы не намокать, чтобы быстро плавать и др.)


Гипотеза: 
возможно,

  • чешуя украшает рыбу;
  • чешуя не позволяет телу рыбы  намокнуть и поэтому они не тонут.
  • чешуя помогает рыбам плавать в воде;
  • чешуя защищает рыб от врагов;

Воспитатель:  если мы не знаем ответа, то где мы можем найти ответ, или узнать?

Дети:  Мы можем спросить у мамы, у папы, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, посмотреть в интернете.

Воспитатель:  но сначала давайте  подготовимся:

Воспитатель: Все ребята по порядку

                          Утром делают зарядку

                          Язычок наш хочет тоже

                          На детишек быть похожим.

Дети встают в круг и выполняют упражнения.

Воспитатель: Давайте, ребята, вытянем сомкнутые губы вперёд, как рыбки.

1.Упр.  «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд. («Хоботок»)

Воспитатель: Открывает рыбка рот,

                          Но не слышно, что поёт.

Воспитатель: Ребята, как рыбки разговаривают?

2. Упр.  «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать»как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Воспитатель: Щука — хищная, зубастая,

                          Для лещей, плотвы опасная.

3. Упр.  «Щука» — показать зубы, оскалиться. («Заборчик»)

Воспитатель: Лещ, плотва хвостом вильнули

                         И от щуки увильнули.

4. Упр. «Часики»

Воспитатель: Рыбки спрятались на дне

                           Не увидишь, кто и где!

5. Упр. «Язычок в домике»

Воспитатель: Молодцы, ребята, размяли наш язычок.

Воспитатель:  Давайте обсудим и определим алгоритм действий.… Итак, мы хотим узнать «Чешуя нужна рыбе для красоты? Или чтобы не мерзнуть? Или чтобы не намокнуть и не утонуть, или чтобы быстро плавать?». Чтобы вы ничего не забыли, чтобы легче было рассказывать, я приготовила для вас схему-модель составления рассказа о чешуе (рассматривают схему).

 Здесь у нас нет мамы и папы, чтобы спросить, у кого же мы спросим? Правильно, у нас есть гости, и они нам помогут. Сейчас вы пройдете к гостям и узнаете ответ на ваш вопрос. Слушайте внимательно, делайте отметки в мнемотаблице и потом расскажете все,  о чем узнали.  

Делимся на две команды при помощи фишек, одни с воспитателем ищут ответ в книгах, другие задают вопрос гостям.

 - Я даю вам 3 минутки.

По окончании дети возвращаются к воспитателю, садятся на коврик, а желающие рассказывают о том, что узнали.

Воспитатель:  Молодцы, вы получили ответ на свой вопрос?

 - Но это еще не все! Чешуя помогает рыбе стать более  незаметной. Хотите узнать как?

Опыт 2.  Дети опускают чешую в тарелочку с водой, после чего чешуя становится прозрачной, что делает рыбу почти невидимой.

Воспитатель:   благодаря чешуе рыба может прятаться от врагов. Часто чешуя может быть такой окраски, как окружающая её среда, например, как песок на дне реки. На таком фоне рыбу плохо видно, и она прячется от хищников.

Воспитатель: Сейчас давайте отдохнем и вспомним пальчиковую гимнастику «Рыбка»

Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Сделать   хватательное   движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

Воспитатель:  Давайте назовем части тела рыбы, поиграем в игру «Сложи рыбу», разрезные картинки.

Игра «Сложи рыбу»

Воспитатель:  а теперь встаньте в круг, играем в игру.  Я называю отличительные признаки  животных, а вы - рыб.

Игра «У кого что?

Животное живет на земле – а рыба в воде,

У животного лапы – а у рыбы плавники,

У животного легкие – а у рыбы жабры,

У животного детеныши   – а  у рыбы мальки.

У животного шерсть -  а у рыбы чешуя.

Воспитатель: - Ребята,  но не все рыбы имеют чешую. Сейчас Рома расскажет нам о рыбе, у которой нет чешуи. Он с мамой и папой приготовили проект.

Выступление ребенка, представление проекта.

Воспитатель: кроме сома нет чешуи у налима, осетра, камбалы, селедки и др..

Воспитатель: а сейчас поиграем в игру «Дружная семейка» и подберем слова -  родственники:

Упражнение «Слова – родственники»

Кто это?

Назовите рыбу ласково?

Как называется человек, который ловит рыбу?

Куда пошел рыбак?

Какой крючок нужен для ловли рыбы?

Чья это голова?

Чей это хвост?

Как называется пирог из рыбы?

Воспитатель: А теперь задание для команд, нужно найти двух одинаковых рыбок.

 - Молодцы, вы справились с заданием, и теперь ответьте на вопрос:

- Рыбы – это Хорошо, или Плохо?

Игра «Хорошо – Плохо»

Воспитатель: Ребята, какой же мы сделаем вывод?

  - Нужна ли нам рыба?

  - как нужно относиться к рыбе, к рекам и озерам, где обитает рыба?

А сейчас  у нас сюрприз:

Возьмите карту, где спрятан наш сюрприз и попробуйте найти его…

Дети читают карту и находят сюрприз – мармеладных рыбок.

Воспитатель:  О ком мы сегодня говорили?

                         Что нового вы узнали о рыбах?

                        Что у вас получилось,  или не получалось?

                        Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).

Формироваybt  знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об  их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Логопедические консультации на стенд для родителей по теме "Обитатели водоемов. Рыбы"

Логопедические консультации на стенд  для родителей по теме "Обитатели водоемов. Рыбы"...

«Жители водоемов. Рыбы»

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Обитатели водоёмов». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей виде...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...