Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции" ребята знакомятся со старинными предметами, которыми пользовались наши предки, изделиями народных ремёсел, русскими народными играми, сказками и др. Итоговым мероприяттием традиционно является экскурсия в мини-музей "Русская изба", где дети закрепляют полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_3.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

«Экскурсия в мини-музей «Русская народная изба»»

для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа; знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством, укладом жизни; обогащать знания детей о русском народном творчестве;

- расширять и активизировать словарь детей по теме, развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память, умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Интеграция образовательных областей:

-«Познавательное развитие».

-«Речевое развитие».

-«Художественно-эстетическое развитие».

-«Социально-коммуникативное развитие».

-«Физическое развитие».

Предварительная работа:

-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».

-рассматривание наглядно-методического пособия: «Русский народный

костюм»,

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,

-слушание народных мелодий.

-чтение стихотворений, загадок,

-заучивание русских пословиц, поговорок,

-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы,

былины.

-разучивание русских народных песен.

Словарная работа:

- рассматривание иллюстраций, предметов русского народного быта, объяснение значения слов: русская изба, горница, печь, самовар, сито, ложка, лапти, чугунок, ухват, горшок, колодец, каравай, горшок, коромысло, прялка, платок, сарафан, сорочка, кокошник, душегрейка, понёва, передник, рубаха-косоворотка, кафтан, картуз, порты, зипун, сундук, «красный угол», рушник, половики, плетень и др.

Ход:

Воспитатель:

- Ой вы гости дорогие,

Все красивые какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

- Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

- Гостеприимство является старинным русским обычаем. А на правах гостеприимной хозяйки я приглашаю вас к себе в русскую избу.

—Гость на порог —хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

- Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим

ладком»? (Не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.)

- Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).

- Как называется комната в избе?

Правильно

–горница.

Посмотрите, в горнице, все деревянное: стол, лавки, посуда.

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

- Обведите взглядом горницу и отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают

–глотает» (печь)

Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как?

– «Печь всему голова».

Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная?

-Греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи изба - не изба». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.

Ответ детей:

В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей.

В сказке «По щучьему велению» -везёт Емелю к царю.

Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним

им сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки;

- Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

- Какие же предметы еще находились в русской избе? Без них в хозяйстве не обойтись.

- Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1. «Выпускает жаркий пар

Древний чайник...». (Самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай

с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего

уюта и семейного покоя.

2. «Новая посудина, а вся в дырках». (Сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и

мягким.

3. «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая». (Ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую

вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

4. «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как

сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь

и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

;Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник.

Угадайте, кто?

6. Главной кухонной посудой был горшок

— прямой предшественник кастрюли. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

- А где раньше люди брали воду? (В реке, в колодце)

Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.

7. «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (Прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне! Как она называется?

- Сарафан, платок, сорочка. А ещё носили кокошник, душегрейку, понёву (юбка), передник. Мужчины носили рубаху-косоворотку, кафтан, картуз, порты, зипун. А где хранили одежду? (В сундуке.)

Ну а обувь не забыли?

Ведь её давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти). А зимой, что обували? (Валенки)

Шили и украшали одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды), каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой. Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

- А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?

мы поиграем в игру «Платочек».

(Дети передают платочек по кругу, произносят текст, выполняют движения по тексту.)

- Наш платочек голубой

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга.

Покружишь, попляши

И платочек покажи.

- Раньше деток маленьких качали в люльках, которые привешивали к потолку.

Дети, как и сейчас, очень любили играть, но только богатые люди могли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Но и детки простого люда не были обделены, ведь игрушки они делали своими руками.

- А как называлось самое почётное место в избе?

- Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами)

- Как называли такие полотенца? (Рушник)

- Что стояло возле красного угла?

Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна.

- На полу стелили самотканые половики.

- А как назывался забор возле избы из плетеных веток? (Плетень)

- А сейчас я проверю, как вы запомнили, что сейчас, а что было раньше.

Сейчас сапоги, а раньше носили …лапти.

Сейчас готовят на плите, а раньше - … в печи.

Сейчас спят на кроватях, а раньше на … лавке, печи.

Сейчас одежду мы храним в шкафу, а раньше…в сундуке.

Теперь вода льётся из крана, а раньше носили … из колодца.

- Молодцы!

- Спасибо, ребята, за интересную встречу! Буду ждать вас с нетерпением снова в гости. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО «В избушке Зимушки-зимы» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием метода обучения в сотрудничестве)

Цель :Создать декоративный образ морозного узора. Задачи:         Развивающая- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ми...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире профессий» для детей старшей группы, возраст 5-6 лет

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию«В мире профессий»для детей старшей группы, возраст 5-6 лет...