Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»
консультация по обж

Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов 

«Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»

 «Самое дорогое у человека - жизнь» Н. А. Островский

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуациях.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности определены следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности включает целый комплекс задач:

  • знакомство с источниками опасности, с необходимыми действиями в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  • воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

        Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

        Формы организации учебно - воспитательного процесса:

  • инструктаж воспитанников;
  • занятия;
  • просмотр видеороликов, мультфильмов;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • игры - тренинги;
  • наблюдения;
  • беседы;
  • экскурсии
  • чтение художественной литературы;
  • отгадывание загадок;
  • заучивание стихотворений;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры.
  • сюжетно – ролевые игры;
  • театрализованные представления;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • дидактические игры
  • рассказ по картине
  • личный пример взрослых.
  • спортивное развлечение;
  • досуги.
  • конструирование

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.

  1. Уголок безопасности, который содержит следующие материалы:                              
  • макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Спасатели», «Скорая помощь», «Полиция» и т. д.
  • плакаты по ОБЖ по темам: «Опасные незнакомцы», «Пожарная безопасность» «Правила поведения в ЧС» и др.

2. Игротека, которая содержит:

  • дидактические игры, такие  например, как «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.
  • настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

      Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.                             

В работе с родителями необходимо использовать:

  • Информационно - аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
  • Познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
  • Наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности;
  • Информация на стенде: папки-передвижки, разработка буклетов, памяток;
  • Выставки семейных творческих работ
  • Досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий.

С целью овладения знаниями и умениями при действиях в ЧС, по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, в течении года необходимо проводить встречи воспитанников с сотрудником полиции, скорой помощи, МЧС.

                           

    

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка"

Консультация поможет педагогам организовать работу с воспитанниками  по  изучению прав ребенка....

Выступление на конференции «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»

Является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуа...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер....

Доклад «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»

laquo;Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»(слайд 2)Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в ...

План работы с детьми по формированию знаний ПДД на 2022-2023 уч. год. Старшая группа.

План работы с детьми по формированию знаний ПДД  на 2022-2023 уч. год. Старшая группа....