Выступление на семинаре - Использование блоков Дьенеша
учебно-методический материал по психологии

Татьяна Григорьевна Окотэтто

Выступление на семинаре

Использование блоков Дьенеша как современной образовательной технологии в познавательном развитии дошкольников

Подготовила - Окотэтто Татьяна Григорьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация - слайды741.8 КБ
Файл Семинар21.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Использование блоков Дьенеша как современной образовательной технологии в познавательном развитии дошкольников»

Слайд 2

Библиографический список 1. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. 2. Венгер , Л. А. Развитие. Основные положения.– М., 1993. 3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1991 . Методическое обеспечение Демонстрационный материал к счётным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша / Б. Б. Финкельштейн . – СПб.: ООО «Корвет», 2015. Захарова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша : Учебный курс для детей 4 – 5 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Лелявина Н. О., Б. Б. Финкельштейн Давайте вместе поиграем: Комплект игры с блоками Дьенеша . – СПб.: ООО «Корвет», 2001. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка . Практический курс математики для дошкольников: Методические рекомендации. – М.: Баланс, 1998. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

Слайд 3

Цель работы: развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша Задачи: • Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. • Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам. • Дать первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. • Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить. • Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности. • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Слайд 4

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны: развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов; улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам; развитие фантазии и творческого начала у детей.

Слайд 5

Планируемые результаты • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины. • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, размер, толщина. • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей. • Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

Слайд 7

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться .



Предварительный просмотр:

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, особенно важным, на мой взгляд, является формирование логического мышления дошкольников.
        Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме».
С другой стороны, одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь,– это необходимость сделать обучение занимательным

Анализ литературы по данной проблеме показал широкое  использование блоков Дьенеша в математическом развитии детей 2-8 лет. Но как продемонстрировал опыт, возможности данного дидактического материала гораздо шире. Практика показала, что дидактический материал З.Дьенеша основан на методе замещения предмета символами и знаками, то есть, методе моделирования, и блоки Дьенеша рассматриваются нами как универсальная наглядная модель, ибо именно модели наиболее приемлемы для занятий с детьми-дошкольниками во многих видах деятельности.


      Инновационная направленность педагогического опыта заключается в использовании технологии развивающего обучения Золтана Дьенеша для познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей дошкольного возраста посредством различных видов детской активности.
Считаю , что логические блоки Дьенеша удовлетворяют всем требования, предъявляемым к моделям, а именно:
- способны чётко отражать основные свойства и отношения объекта познания;
- являются простыми для восприятия и доступными для создания и действий с ними;
- могут ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с их помощью;
-  помогают облегчать процесс познания.


Цель  работы: развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша.
Мною  решались следующие задачи:
• способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи;
• развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам;
• дать первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции;
•развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить;
• развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности;
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
     Наш опыт работы показал, что использование блоков в познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии дошкольников содержит так нужную подчас необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям детей дошкольного возраста, что обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
    Используя блоки Дьенеша в экспериментировании, моделировании сказок, наблюдении за объектами природы и других видах деятельности, дети:
• думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы);
• достигают (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
   Этот эффект объясняется тем, что блоки Дьенеша - это специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
• геометрические формы, цвет и величину;
• схемы;
• схемы-правила (цепочки фигур);
• схемы-функции (вычислительные машины);

• схемы-операции (шахматная доска).
   Огромный плюс использования игр с блоками Дьенеша, позволяющий широко использовать данный дидактический материал в условиях нашего дошкольного учреждения – это возможность использовать каждую игру с логическими блоками в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляя огромное поле деятельности для творчества педагога.

     Я использую следующие формы организации работы с логическими блоками с дошкольниками:


1.
НОД. Игры с логическими блоками используются в непосредственно образовательной деятельности как часть занятия для закрепления знаний и представлений дошкольников; также нами используются сюжетно-игровые занятия по ФЭМП, полностью основанные на играх с блоками Дьенеша.
2. 
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (игры развивающие, подвижные, сюжетно – ролевые; экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок, развитие и усвоение навыков звукового анализа слова и т.п.) Например, в подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т.д. В сюжетно – ролевых играх - это «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т.д.
    Ведущая педагогическая идея нашего опыта состоит в том, что для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания и умения использования блоков Дьенеша и карточек-схем к ним применительно к новым обстоятельствам.
    При использовании блоков Дьенеша преимущество всегда отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, а также экспериментированию, решению творческих и проблемных задач и практической деятельности.
  Мы хотим представить описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
     В познавательном развитии дошкольников, конечно же, в первую очередь, при формировании элементарных математических представлений, широко используются игры с блоками Дьенеша как часть занятия, так и реализуется НОД, полностью построенная на использовании логических блоков («Путешествие в Овощландию», «Космические спасатели спешат на помощь», «В морской круиз за знаниями», «Удивительная Африка», «Путешествие по сказке «Репка», и др.) Организуя занятия с блоками Дьенеша, мы предпочитаем использовать следующие формы работы: путешествия («По морям, по волнам»), помощь героям («Помоги Лунтику»), поиск сокровищ («Найди клад для Потеряшкина»), соревнования («Межгалактический турнир на Марсе»), приключения по мотивам художественных произведений (по сказке «Репка»). Мы планируем игры с логическим блоками («Архитекторы», «Логический поезд» и др.) и задания в рамках авторской методики ознакомления с составом числа из двух меньших с блоками Дьенеша. Так, в НОД «Космические спасатели спешат на помощь» мы запланировали разделять планеты Солнечной системы наличию жизни на них (1+7), по размеру (2+6), по цвету (3+5), наличию-отсутствию колец (4+4). В совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольников предусмотрены развивающие игры с блоками Дьенеша, в том числе и авторские, всевозможные опорные схемы, таблицы, цепочки символов.
     В познавательно-исследовательской деятельности мы тоже активно используем блоки Дьенеша.
В 
речевом развитии нами активно используются блоки Дьенеша

 Моделирование сказок, стихотворений, загадок и т.д. Выбор блока зависит от величины персонажа, его возраста (старших обозначаем толстыми блоками), пола (мужской – синими), сходства персонажа с геометрической фигурой (девица, волк – треугольник, дед – прямоугольник, бабка – круг). Например, в сказке «Репка» обозначаем людей большими фигурами - деда синим толстым прямоугольником, бабку – красным толстым кругом, внучку – красным тонким треугольником, а животных маленькими тонкими блоками: Жучку – желтым квадратом, кошку – желтым треугольником, мышку – синим треугольником.
д) Использование символов при произношении чистоговорок и скороговорок (быстро – тонкая фигура, медленно - толстая, громко – большая, тихо – маленькая).
       В художественно-эстетическом развитии:
в) Использованием кодовых карточек при обсуждении предстоящей работы и анализе готовых продуктов детской деятельности: цвет, форма, размер объекта рисования, лепки и т.д.
г) Моделирование декоративных узоров, предметных и сюжетных композиций в рисовании и аппликации, например выкладывание узора солнца из блоков в декоративном рисовании по мотивам чувашского орнаментального искусства «А у солнышка лучи ясные».
      В физическом развитии:
а) В качестве предметных ориентиров.
б) Использование схем последовательности выполнения основных движений.
в) Использованием опорных схем при выполнении общеразвивающих упражнений.
г) В качестве предметов-заместителей в подвижных играх.
    В социально-коммуникативном развитии:
а) Зрительные ориентиры в играх(«адрес» в с/р игре «Почта»).
б) Составление схем последовательности творческой игры.
в) Атрибуты сюжетно-ролевой игры («деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта»)
г) В качестве предметов-заместителей в сюжетно-ролевых играх.
Итак, наш опыт работы демонстрирует, что педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.
Анализируя эффективность работы по развитию логического мышления детей,  в плане проведение  мониторинговое исследование уровня развития логического мышления и мыслительных способностей детей к логическим операциям, разработанные на основе изучения методик Л. А. Венгера, А.В. Белошистой, Г.А.Урунтаевой. Используя блоки отмечено увеличение объема внимания, памяти и воображения, развитие мышления и речи, умения последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, способность рассуждать.


    Практическая значимость нашей работы:
• Разработаны и изготовлены авторские развивающие игры с блоками Дьенеша.
«Система начальных развивающих игровы

• Разработаны конспекты НОД (с блоками Дьенеша) для детей младшего среднего дошкольного возраста.

Составила перспективное планирование для детей 4-5 лет «Волшебные фигуры», один раз в неделю провожу занятие.

• Разработаны электронные обучающие презентации.

В плане
• Разработать  индивидуального маршрута обучения старших дошкольников по развитию логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша»
• Созданы «Портфолио математических достижений дошкольников».

    Перспективы развития работы:

• Разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных авторских игр с блоками Дьенеша.
• Создание электронных развивающих игр с блоками Дьенеша.
В заключение нам хочется отметить, что реализация плана саиообразования использования блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников в образовательном процессе ДОУ показала: дети научились думать, размышлять, а именно анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, логически мыслить; Мы надеемся, что дальнейшая систематическая работа по использованию блоков Дьенеша в разных видах деятельности в ДОУ поможет развить у наших детей аналитические способности, способности к моделированию и конструированию, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.


Библиографический список


1. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
2. Венгер, Л. А. Развитие. Основные положения.– М., 1993.
3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Семинар "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"

Семинар "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"...

Семинар - практикум для педагогов "Веселая логика " с использованием блоков Дьенеша в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Семинар-практикум для педагогов «Веселая логика» с использованием блоков Дьенеша в младшем и среднем дошкольном возрасте....

«Использование блоков Дьенеша для развития логико – математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». Презентация. Выступление на ГМО

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...