Проект детско-взрослый на тему: « Проект программы социального партнерства ДОО с семьями воспитанников»
проект по психологии

Смагина Нина Григорьевна

 

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов, возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 62_smagina_n.g.docxproekt.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62»

Проект детско-взрослый на тему:

« Проект программы социального партнерства ДОО с семьями воспитанников»

Выполнила воспитатель:

   Смагина Н.Г.

Дзержинск

2022г.

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность:

   Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день остаётся актуальной. Становится всё более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности дошкольных образовательных учреждений невозможно без эффективности сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников.

   Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.

   Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

    Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум». 
Предпосылки

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
  Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. 
     Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании
 условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. 

   С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

   И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

   В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.

Срок

Учебный год 2021-2022

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов, возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
  •  объединить усилия для развития и воспитания детей;
  •  приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;

Принципы взаимодействия с родителями.

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

        Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строиться на основных положениях, которые определяют её содержание, организацию и методику.

К ним относятся:

  • единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребёнка хорошо поняты не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
  • систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
  • индивидуальный подход к каждой семье на основе учёта её интереса;
  • взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитете воспитателя в семье, а авторитете родителей – в детском саду.

Система работы с семьёй обязательно включает:

  • Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка;
  • Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • Ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально – эмоциональное развитие ребёнка;
  • Обучение конкретным приёмам и методам развития  ребёнка в разных видах детской деятельности.

Ресурсное обеспечение:

В этих целях мы с пользуем следующие формы организации работы с родителями:

  • Общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • устные журналы
  • семинары – практикумы
  • деловые игры и тренинги
  • обратная связь на сайте ДОУ
  • дни открытых дверей
  • вернисажи
  • конференции в zoom
  • совместные досуги и праздники и т.д.

Основные методы изучения семьи:

  • анкетирование;
  • наблюдение за ребёнком;
  • посещение семьи ребёнка;
  • беседы с ребёнком;
  • беседы с родителями.

Содержание


Ожидаемые результаты:

*          участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

*          повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

*          объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;

*          сплоченность семьи;

*          создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста.

*           психическое и личностное развитие всех участников проекта.

Программные задачи и их реализация в семье

и детском саду

Программные задачи

Реализация задач в семье

Реализация задач в детском саду

Формирование здоровья

1. Обеспечить условия комфортной адаптации ребёнка в детском саду

Служить эмоциональной опорой для ребёнка. Оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду, дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям. Максимально подробно и точно отвечать на все вопросы. Продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги малыш возьмёт с собой в группу детского сада.

Предварительно узнать как можно больше об особенностях ребёнка. Оказать ему эмоциональную поддержку. Способствовать постепенному привыканию к ДОУ.

2. Учитывать индивидуальные особенности детей  при формировании здоровья

Обеспечить полную информацию о состоянии здоровья детей

Координировать работу медицинских и педагогических работников

3. Создать условия для физического и психологического комфорта ребёнка в ДОУ

Соблюдать дома режим сна и питания, диету, принятые в детском саду.

Соблюдать рациональный режим сна, питания, диету.

Выработать ритуалы проведения режимных моментов

4. Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки

В домашних условиях поддерживать привычки, вырабатываемые в детском саду.

Хвалить ребёнка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур

Учить детей: умываться, мыть руки, ноги перед дневным сном, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, полоскать рот после еды, правильно применять предметы индивидуального пользоваться – расчёску, полотенце, носовой платок.

5. Осуществлять профилактику нарушения зрения

Создавать условия для правильного освещения тех мест, где ребёнок рисует, просматривает книги.

Учить правильно сидеть у телевизора (2 – 2,5 м от экрана, не более 15-20 мин.)

Уменьшать интенсивность освещения, если ребёнок слишком возбуждён

Приучать дошкольника контролировать позу за столом.

Включать в комплекс гимнастики после сна упражнения на расслабление глаз.

Контролировать освещение в группе

Чередовать занятия, дающие интенсивную нагрузку на зрение, с двигательной деятельностью

… нарушения осанки , плоскостопия

Выполнять упражнения по рекомендации врача. Правильно подбирать обувь для ребёнка

Проводить диагностику состояния стопы, осанки детей. Снабжать родителей комплексами упражнений для их ребёнка. Следить за обувью; позой детей за столом.

6.  Поддержать потребность в спонтанной двигательной активности, создавать условия для переживания «мышечной радости»

Соблюдать режим прогулок. Давать возможность ребёнку во время прогулок много свободно двигаться. Приобщать ребёнка к спорту.

Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории детского сада.

Проводить физкультурные занятия, двигательные пятиминутки после интенсивной двигательной нагрузки в течение дня.

7. Воспитывать заинтересованное и уважительное отношение к взрослому.

Выступать для ребёнка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении. Стремиться быть человеком, который может чему-то научить, быть интересным собеседником, партнёром по игре и совместной деятельности, компетентным и терпимым. Давать ребёнку возможность встречаться и общаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.

Придерживаться психологически- корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей, быть партнёром по ситуативно- деловому и личностному общению.

Оставаться источником интересной информации, заботливым помощников и защитником.

8. Закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам

Поддерживать желание ребёнка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим людям.

Говорить с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду

Добиваться строгого  соблюдения норм жизни группы

Побуждать детей проявлять сочувствие, помогать друг другу.

Формировать положительный образ группы как  носителя моральных норм

 9. Воспитывать бережное отношение к миру природы                                                                      

Показывать  ребёнку образцы правильного поведения в природе.

Эмоционально и ярко рассказывать детям о природе; знакомить с художественными произведениями литературы, изобразительного искусства на эту тему. Проводить занятия по познавательному развитию.

10. Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:

Обеспечить ребёнку уголок его индивидуального жизненного пространства

Использовать индивидуальный стиль общения с каждым ребёнком. Поддерживать инициативу, самостоятельность, активность. Дать воспитанникам возможность участвовать в планировании жизни группы. Обсуждать с детьми их планы на будущее.

- активность и самостоятельность

Поддержать все инициативы ребёнка

- моральные устои

Читать детям сказки. Обсуждать с ребёнком этическую сторону  поступков персонажей – хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему

Создавать эталонные представления  о добре и зле через знакомство с произведениями художественной литературы, кинофильмами, телепередачами и обсуждение их.

11. Обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребёнка

Создать для ребёнка интерьер, соответствующий возрасту.

Поддерживать радостную, эмоционально – положительную  атмосферу в семье

Сохранять традиции семейных праздников, досугов.

Посещать с ребёнком городские мероприятия

Создавать уютный, тёплый, гармоничный и эстетически целостный интерьер группы.

Проводить групповые праздники

Знакомить детей с произведениями искусства

Помогать семье планировать досуг.

12. Развивать мелкую моторику рук с помощью игровых упражнений, введения некоторых элементов ручного и художественного труда

Проводить игровые упражнения («Сорока - белобока»; «Пальчик – мальчик, где ты был» и т.п.). Давать детям в домашних условиях, под контролем взрослых, вырезать ножницами, шить иголкой, лепить и т.д.

Создавать условия для развития мелкой моторики рук, используя специальные игровые упражнения, занятия по художественному труду и другим видам детской деятельности.

Общая стратегия воспитания и развития ребенка

в семье и в детском саду

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно — вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. Этот конформизм в будущем сослужит ему плохую службу, поскольку у него не сформируются собственные твердые представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом поведении.

Стратегия воспитания в дошкольном образовательном учреждении строится на основе современных достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка. Она также учитывает возрастные психологические особенности не только всего периода дошкольного детства, но и каждого его этапа. Общая стратегия воспитания ребенка в детском саду и семье должна стать предметом детального обсуждения во всех группах. Каждого родителя необходимо выслушать.

Дискуссия о пользе или возможных негативных последствиях отдельной модели поведения весьма уместна и даже необходима. Задача педагога — аргументированно убедить родителей в том, что предлагаемая модель поведения с ребенком даст положительные результаты и не приведёт к тем последствиям, которых они  могут опасаться.

Основные направления деятельности взрослых

В семье

В ДОУ

Создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т. п.)

Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда»)

Заинтересованно, с вниманием и уважением откоситься к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения

Никогда не говорить ребенку, что его не любят. Научиться доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему («Ты поступил очень плохо: нагрубил бабушке. Но мы любим тебя и надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней и впредь не будешь делать этого»). Не оставлять его одного даже в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. (Договоритесь с родными и близкими о том, кто будет в семье «защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения в адрес малыша.)

Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации: кто был не прав и почему)

Признавать право ребенка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые в связи с этим происходили раньше, а теперь вызывают улыбку

Категорически запрещать детям бить и обижать других ребят, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники

Отмечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться делать что-то, помогать оценивать достигнутые результаты

Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в присутствии ребенка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и детьми его поведение

Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора

 

Выяснить, каким ласковым именем называли ребенка дома, и так же называть его в детском саду

Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку, его потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении

Проявлять заботу и оказывать помощь

Понимать самоценность каждого ребенка, его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе

Не критиковать результаты

деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и

помогать добиваться результата

Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям.

Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижения и открыто выражать радость по этому поводу Чаще рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т. п.

Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности его поведения только в отсутствие ребенка.

Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких

С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Вместе с тем и дошкольные образовательные учреждения, и современная семья нередко недооценивают ее значения, увлеченные обучением и ускорением темпов развития ребенка.

Задача педагога — доказать родителям значение свободной самостоятельной игры для совершенствования всех психических функций малыша, становления навыков произвольного контроля, активизации речи и мышления, развития воображения. В ходе обсуждения этой проблемы необходимо делать акцент на том, что взрослому лучше не вмешиваться, не управлять и не руководить играми детей. Его дело — создать условия для того, чтобы игра началась и развернулась.

В зависимости от того, с родителями какой возрастной группы мы работаем, провожу обсуждение этого раздела, сообщаю соответствующие сведения о ведущем типе игры в данный период дошкольного детства, посоветовать, какие игрушки и пособия полезнее выбирать для детей каждого возраста.

Обсудить вопросы, которые неизбежно возникают у большинства родителей в связи с игровой деятельностью детей.

Обратите внимание на то, что игра, как ничто другое, дает возможность общения со сверстниками и как важно наличие детского сообщества для развития навыков общения.

Основные направления деятельности взрослых

В семье

В ДОУ

Исходя из материальных возможностей семьи приобретать или мастерить самим для ребенка разнообразные игры и игрушки, из которых можно сделать выбор нужного в данный момент. Но не накапливать их в доме без разбора

Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек

Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации — «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т.п.), и только после этого — убирать игрушки и детали на место Вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами

Наблюдать за играми ребенка дома и по желанию рассказать о них воспитателям

Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить

Тактично, но ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п.). Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимать как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивать как выражение доверия и уважения за проявленные взрослым деликатность и такт

Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно с благодарностью принять ее В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?») Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений — не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?») Всегда в игре соглашаться со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в свои силы и порождает инициативу и творчество По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, что и в следующий раз ребенок пригласит вас для участия в ней.

В группе создавать условия для свободной самостоятельной игровой деятельности детей Пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. Консультировать родителей по вопросам приобретения и изготовления игр и игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи

Пропагандировать опыт родителей по изготовлению собственными руками игрушек, пособий и оборудования и использованию их в процессе игр

Стимулировать и поощрять стремление детей отражать свое отношение к действительности в игре

Интересоваться у родителей тем, как играют их дети дома. Понаблюдать за играми детей в группе и сравнить результаты с тем, что сообщили родители. Поделиться с ними своими впечатлениями

Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм

Выражать одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница), как тебе удается все это самому (самой) придумать?») Своим тактичным поведением, искренностью проявлений стремиться заслужить уважение детей Способствовать тому, чтобы в игровой ситуации ребенок воспринимал педагогов как партнеров по игре. Сопереживать чувствам детей в играх — уметь увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется грустным, и т. п.

«Формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры

Подключаться к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль, и затем развертывать игру через последовательную смену своей роли, стимулируя ребенка к гибкому ролевому поведению; взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события, с новыми персонажами, что требует от них последовательной смены игровых ролей»

Общая стратегия познавательно – речевого развития

Взаимосвязь развития мышления и речи детей следует специально подчеркнуть в беседе с родителями. В дошкольном возрасте ведущим типом мышления является наглядно-образное. Это означает, что задача взрослых прежде всего состоит в том, чтобы создать условия для получения детьми разнообразных ярких, непроизвольно запоминающихся впечатлений. Необходимо убедить родителей в том, что не следует фиксировать внимание на раннем обучении детей математике и чтению, а также на передаче им абстрактных, теоретических знаний об окружающем мире. Сначала ребенок должен увидеть этот мир, научиться его воспринимать с помощью всех органов чувств,

У малыша познание, восприятие и эмоциональная реакция на новые впечатления связаны неразрывно. Познание в его опыте сопровождается восхищением, информация — эмоциями. Только в том случае, когда действуют эти простые, естественные, но очень важные законы, познание приносит ребенку пользу и радость, а не ведет к угасанию живого восприятия мира, приглушению эмоциональности, к «шизоидной интоксикации» — как называют этот феномен детские психотерапевты. Причины для беспокойства действительно есть.

Ускорение темпов обучения детей дошкольного возраста методами, переносимыми из практики школьного образования, действительно чревато ранними нервно-психическими перегрузками и эмоциональным недоразвитием ребенка. На первом месте, как наиболее опасные в этом отношении, стоят обучение грамоте и математике, а также любым другим предметам, связанным с необходимостью схематических изображений.

Процесс познания постоянно сопровождается процессом фиксации увиденного, воспринятого с помощью слов, речи.

Отдельного обсуждения заслуживает проблема телевидения, видеофильмов, слайдов и книг в познавательно-речевом развитии детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Родители нуждаются в конкретных рекомендациях: какие из пособий такого рода в каком возрасте и в каком количестве лучше предоставить детям.

Обратим внимание на то, что не каждая семья имеет достаточно денег для того, чтобы купить все необходимые книга или пособия. Для этого в детском саду целесообразно создать не только библиотеку, но и видеотеку, из которой родители могли бы брать материалы для домашнего просмотра. Пополнять запасы этих материалов можно и из личных фондов — например, за счет видеосъемок природы во время летних путешествий, семейных фотоальбомов.

При подготовке занятий в группе используйте стенд для того, чтобы заблаговременно проинформировать родителей о своих образовательных планах. Возможно, они смогут помочь вам в подборе необходимого иллюстративного материала.

В работе с детьми дошкольного возраста очень важно следовать принципу единства аффекта и интеллекта, сформулированному Л. С. Выготским. Поэтому, например, мы предлагаем обращать внимание малышей на те проявления числа или формы в мире, которые интересны или красивы и неслучайны. Число лепестков каждого цветка, форма раковины моллюсков определенного вида, композиционное построение живописного произведения — везде мы можем найти числа и фигуры, соединив знания о них с восхищением или удивлением, которые может испытывать при этом ребенок.

При подготовке плана работы в группе используйте стенд для того, чтобы заблаговременно проинформировать родителей о своих образовательных планах. Возможно, они смогут помочь вам в подборе необходимого иллюстративного материала.

Основные направления деятельности взрослых

В семье

 В ДОУ

Много рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства. Рассматривая фотографии ребенка, рассказывать ему об интересных случаях из его детства Рассказывать о своей работе. В доступной форме показать ребенку, что кроме основной профессии у всех людей есть другие виды деятельности (бытовые, домашние)

Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, и сопровождать показ рассказом об их свойствах, функциях

Продемонстрировать то, что с помощью этих предметов сделано в доме (на участке, на даче)

 

Рассматривать и наблюдать с

ребенком различные явления и объекты природы в разные времена года

Ходить со своими детьми на экскурсии, чтобы они получали непосредственные впечатления

Обращать внимание ребенка на различные конкретные объекты и явления природы (цветок, птица, облака, дождь, снег, осенний лист и т. п.) Объяснять своему ребенку предъявляемые к нему со стороны близких требования, связанные с его безопасностью, поведением

Собственными действиями и поступками демонстрировать ребенку бережное и созидательное отношение к другим людям, к конкретным представителям животного и растительного мира, к объектам рукотворного мира

Определить интересы, привязанности своего ребенка и учитывать их при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий в семье

В повседневной жизни предлагать своему ребенку различные развивающие развлечения. Например, игры типа:

«Найди отличия» (для развития, внимания)

«Составь картинку» — по образцу собрать разрезную картинку (для развития восприятия)

«Какой игрушки не стало» (для развития памяти) и другие игры, предложенные педагогами группы

Заучивать со своим ребенком стихотворения, рекомендованные педагогами группы Создавать условия для сравнения по величине доступных наблюдению объектов. В общении с ребенком разъяснять различные параметры величины, использовать понятные определения, обогащать пассивный словарь, показывая образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.)

Привлекать внимание к количественной характеристике величин (сосчитай, сколько...; определи, чего больше, а чего меньше и на сколько; каких предметов поровну; сравни две группы предметов по количеству и расскажи о результатах сравнения)

Способствовать введению цифровой символики в быт и жизнь ребенка (через игры, картинки, карточки с цифрами)

Содействовать накоплению пассивного и обогащению активного словаря при определении формы предметов, их пространственного расположения, учить использовать в речи словесные обозначения временных и пространственных понятий В повседневной жизни делать необходимыми и наполнять понятным детям содержанием пространственные и временные характеристики

В процессе целенаправленной педагогической работы передавать детям разнообразную информацию посредством слова:

о мире природы (о растениях, животных, временах года)

о мире человека (о различных видах деятельности — профессиональной и бытовой, об орудиях труда и материалах, их свойствах и качествах, их целевых назначениях и функциях)

Вызывать эмоциональный отклик у детей на показанные (продемонстрированные) объекты, явления природы. Проводить целенаправленную работу по упорядочению представлений о мире

Собственным примером демонстрировать бережное и созидательное отношение к окружающим людям, к предметам. Внедрять в жизнь группы принцип: «Если в группе что-то сломалось, испортилось, это исправляется усилиями всех детей и взрослых»

Организовывать познавательные практикумы для детей с целью приобщения их к элементарному, доступному их возрасту экспериментированию Создавать в группе условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, а также для более эффективного развития отдельных познавательных процессов (например, развивать воображение в изобразительной деятельности)

Помогать детям собирать коллекции по личным интересам

Заучивать с детьми тексты, соответствующие уровню развития их познавательных процессов Обогащать математические понятия через доступные образы (зрительные, графические, словесные: сравнительные, поэтические, описательные и др.) Способствовать пониманию, осознанию, закреплению и включению в активный словарь доступных математических терминов Знакомить с параметрами величины (длина, высота, ширина, толщина), степенью выраженности и относительности признаков (длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий), со способами сравнения объектов по величине — на наглядном материале и в процессе самостоятельной практической деятельности детей (путем наложения и приложения). Учить обозначать словом результат своих действий

Конкретизировать и уточнять имеющиеся у детей представления о количественных отношениях (одних предметов больше, чем других; в двух группах предметов поровну и т.п.)

В процессе наглядного восприятия и практической самостоятельной деятельности детей показывать состав числа из единиц, сравнение чисел, отношения между смежными числами (число 4 меньше 5 на один; число 5 больше 4 на один; число 3 меньшее, но больше) Создавать условия для накопления чувственного опыта при восприятии формы,  обогащать представления о геометрических фигурах через разнообразные предметы, настольно-печатные и словесные игры и стилизованные картинки

    Значимость проекта состоит в том, чтобы достичь информатизации родителей и социума о деятельности ДОУ, а педагогическим работникам активизировать использование информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Мы работаем над тем, чтобы создать единую информационную среду в ДОУ.

Цель: использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, для создания единой информационной среды.

Предполагаемый результат

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Желательно, чтобы бабушки и дедушки также стали частыми гостями в группе. Ведь добротой и лаской они смогли бы заполнить нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. И, навстречу друг другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

Впрограмме изложены основные направления взаимодействия, формы работы, тематика мероприятий....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых и...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Социальное партнерство ДОУ с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Материал из опыта работы ДОУ по взаимодействию с семьей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Консультация для педагога "Алгоритм проектирования программы социального партнерства воспитателя и семьи"

Консультация для педагога "Алгоритм проектирования программы социального партнерства воспитателя и семьи"...

Организация социального партнерства ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ

quot;Организация социального партнерства с ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ"...